Интергласс
Белый Парус
Ислам в Кыргызстане: в чем опасность?
Автор - Админ    24-04-2020, 06:30
После обретения Кыргызстаном независимости в страну пришли новые религиозные течения. Среди них были как ответвления христианства, так и разные течения ислама, которые отличаются от того, что у нас принято считать «традиционным исламом». Это привело к тому, что в маленькой горной стране, где в наследство от Советского Союза осталось национальное многообразие, появилось еще и религиозное многообразие. Сейчас в Кыргызстане по сравнению с его центральноазиатскими соседями, это многообразие растет, потому что государство долгое время почти не контролировало эту сферу.
Но недавно власти спохватились и решили, что контроля в вопросах религии должно быть больше. Для этого в 2014 году они разработали Концепцию политики в религиозной сфере сроком на 6 лет, в которой сказано, что религия не должна вмешиваться в госустройство, что Кыргызстан — поликонфессиональная страна. Однако, если читать этот документ дальше, можно заметить интересное противоречие — на самом деле эта концепция несколько раз настаивает на том, что в стране нужно создавать условия для развития ислама, а именно ханафитского мазхаба.
«В целях обеспечения национальной безопасности и культурной самобытности, государство создает условия для укрепления и развития традиционных умеренных форм суннитского ислама на основах религиозно-правовой школы ханафизма и матуридитского вероубеждения», — сказано в документе.
Ханафитский мазхаб (ханафизм) — это правовая школа, относящаяся к суннитскому исламу. Помимо нее существует еще три мазхаба — маликитский, ханбалитский, шафиитский. Они образовались в разных частях мира, но ханафитский мазхаб зародился в Центральной Азии в IX-X веке. Сегодня он считается самым распространённым из всех до сих пор существующих мазхабов суннитского направления.
Главное отличие мазхабов состоит в источниках права. Например, в ханафитском праве существует понятие урф, местного обычая, к которому обращаются в случае отсутствия предписаний в главных источниках права — Коране, суннах, иджме и т.д.
Кыргызстан в своей религиозной политике использует термин «традиционный ислам», подразумевая под ним ханафизм. Пользуясь этим термином, представители властей стараются управлять развитием различных религиозных течений, а также не допускать влияния иностранных веяний на местную религию. По сути, глобализация, которая охватывает и сферу религиозных предпочтений людей, не устраивает и даже пугает кыргызские власти. Поэтому они считают, что содействие развитию ханафизма — распространенной и понятной местным жителям правовой школы — защитит Кыргызстан от, например, религиозного радикализма.
Но эта идея очевидно является рискованной, потому что она противоречит очень важному принципу, прописанному как в Концепции, так и в Конституции — Кыргызстан — секулярная страна.
Поддерживая и лоббируя понятие «традиционный ислам» нужно думать и о том, что будет с теми, кто не следует предписаниям ханафизма? Не приведет ли определение «традиционности» друг друга к еще большему разделению проживающих в стране мусульман?
Практика изоляции ислама пришла к нам из Советского Союза. Именно тогда, в силу политических процессов, ислам в Центральной Азии локализировался и, по сути, стал частью культурного кода населяющих регион народов. Но до начала XX столетия, Центральная Азия считалась самой весомой частью исламского мира, а представители разнообразных религиозных течений приезжали сюда, чтобы делиться своим видением ислама.
Советский Союз приостановил этот межрегиональный, межконфессиональный обмен идеями. Но в XXI столетии этот процесс возобновился с новой силой и теперь свобода передвижения есть как у людей, так и у идей. Несмотря на это, кыргызские власти хотят видеть в стране однотипных мусульман. Хотя в наши дни пытаться держать мировую религию в изоляции — непостижимая и невоплотимая идея.
Глобализация — это естественный процесс. Изоляция Кыргызстана закончилась, и местная религия снова начала смешиваться с мировым исламом. Сейчас в Кыргызстане можно найти представителей разных школ суннитского ислама — от салафитов, которые пытаются придерживаться ислама образца времен пророка Мухаммеда и выступают против традиционных кыргызских праздников, до движения Таблиги Джамаат — более консервативного движения, которое зародилось в Индии. От Хизб ут-Тахрира, которых в 2003 году признали экстремистской организацией, до Нурджулар — либерального течения ислама, зародившегося в Турции.
Исследование комиссии по делам религии показало, что наиболее активными религиозными общинами в стране являются Таблиги Джамаат и Нурджулар. Обе группы появились в стране после независимости, поэтому среди последователей обеих общин можно встретить тех, кто следует не ханафизму, а другим мазхабам. По разным данным от 80 до 90% кыргызстанцев являются мусульманами, и власти автоматически подразумевают, что все они — ханафиты, но это совсем не так.
Эта идея похожа на стереотип советских времен о том, что каждый кыргыз — мусульманин. На самом деле, конечно же, религиозное верование (или его отсутствие) никак не зависит от того, какой у человека цвет кожи или разрез глаз. Сегодня в Кыргызстане легко можно встретить девушек славянской внешности с покрытой головой и парней, разговаривающих на кыргызском, которые считают себя атеистами.
В современном мире нет смысла учить людей как и чему верить. Каждый человек сам для себя определяет свою веру.
Но многие личные вопросы, связанные с религией, часто становятся предметом общественного обсуждения, даже на уровне президента. Например, если молодой парень решает отпустить бороду, ему обязательно скажут, что у кыргызов не принято делать это до смерти отца, а если девушка наденет платок или хиджаб, ей скажут, что кыргызки такого не делали до свадьбы. И в этих историях обе стороны считают себя мусульманами.
Также мы можем наблюдать конфликты представителей двух разных религий. Будет достаточно вспомнить историю о том, как на Иссык-Куле односельчане до смерти избили парня-христианина, или как тело женщины-христианки не разрешили похоронить на мусульманском кладбище.
В то же время, экс-президент Алмазбек Атамбаев никогда не забывал указывать на то, что думает о представителях отличающихся от ханафизма течений ислама. По его мнению, они перепутали «культуру арабов, народов Бангладеша, Пакистана с исламской религией».
«На наших улицах сейчас много тех, кто отрастил бороды и носит дамбалы. Вместо светлых, красочных нарядов, навязывают нашим девушкам одеваться в черное, такое у нас обычно носят овдовевшие женщины. […] Если мы не поставим заслон этому — потеряем страну, потеряем наш кыргызский народ! Потому что народ, который забыл свой язык, свои исконные традиции — это не народ!» — говорил Атамбаев на заседании Совета обороны по вопросам религии в 2014 году.
А уже через два года в центре Бишкека мы могли наблюдать одиозные одобренные Атамбаевым билборды, где высмеивались девушки, покрытые паранджой. На них красовалась надпись «Бедный народ, куда мы катимся?»
Эта идея сохраняется во властных структурах и до сих пор. Например, в 2018 году директор Госкомиссии по делам религии Зайырбек Эргешов в интервью поддержал идею Атамбаева о том, какой должна быть религия в Кыргызстане.
«Принципы ислама Саудовской Аравии, Ирана или Египта противоречат нашему местному традиционной исламу», — заявил чиновник.
Часто религиозные течения, пришедшие в Кыргызстан с Ближнего Востока или Южной Азии после независимости, ассоциируют с экстремистскими движениями. Безусловно, радикальные группы несут в себе явную угрозу национальной безопасности. Но приравнивание девушек в паранджах и парней с бородами к экстремистам просто потому, что они исповедуют не «исконно кыргызский ислам» (как вообще можно определить исконность?) — это немного перегибание палки.
Если власти действительно хотят урегулировать в стране ситуацию с религией, то тогда они должны не нарушать нормы Конституции и «создавать условия для развития» какого-то определенного религиозного течения, а создавать удобные условия для развития всех религий — например, не допускать конфликтов, связанных с религиозной нетерпимостью. Для этого нужно, кроме прочего, взять в руки вопрос выделения отдельных земель под кладбища для немусульман или тех, кто считает себя атеистами.
Если же говорить о радикальном экстремизме, эксперты по этому вопросу определяют, что люди становятся подвержены этим течением не просто с бухты барахты, а из-за бедности, безработицы, неудовлетворенности властью и работы правоохранительных органов, а также продолжительной подверженности дискриминации со стороны общества/властей/определенных социальных групп.

Власть не имеет права вмешиваться в дела религии — для этого и был прописан один из основных конституционных принципов, который разделяет религию и государство. Более того, такое вмешательство может нести в себе большую опасность. Если власти отдают приоритет одной религиозной группе и открыто оскорбляют остальные, то это может привести к формированию негативного мнения по отношению к «нелицеприятным» религиозным группам со стороны общества. И это уже происходит в Кыргызстане — описанные выше проблемы тому свидетельствуют.

Если во время Советского Союза нация и религия воспринимались как одно целое, то на сегодняшний день люди начали рассматривать свою религиозную идентичность отдельно от национальной — они могут считать себя кыргызами и не следовать принципам ханафизма. И это нормально, этого не стоит бояться. Само по себе это явление достаточно логично в глобализированном мире и не несет в себе никакой опасности. Опасность может появиться, если людям будут запрещать исповедовать ту религию, которую они выбрали для себя сами.

Ислам — это глобальное явление, его невозможно удержать в рамках границы одной страны. Более того, в этом нет никакого смысла. Поэтому вместо того, чтобы решать, каким мусульманам нужно содействовать, а каких травить, властям лучше направить свою энергию на то, чтобы сплотить всех граждан Кыргызстана, независимо от их религии, и искоренить дискриминацию по любому признаку в своей стране.

Источник - StanRadar.com

: 0

Оставить комментарий

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОММЕНТАРИЕВ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной розни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в форуме политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

Последние новости
В горкенеше Каличу Умуралиеву назвали коррупционным элементом
Сегодня, 07:00
Правительство Кыргызстана призывает Казахстан не создавать барьеры на границе
Вчера, 20:23
В тайнике у жителя Исфаны нашли автомат Калашникова с патронами
Вчера, 18:21
Иностранный инвестор Нахри Анушгоц рассказал, почему инвесторы не идут в Кыргызстан
Вчера, 18:20
Сельхозпроизводители простят льготных кредитов и четкого алгоритма ввоза и вывоза продукции через таможенные посты.
Вчера, 18:11
Кабмин перекладывает ответственность за экономику на частников - эксперт
Вчера, 18:08
Кубатбек Боронов: Возобновление авиарейсов создает риски заражения коронавирусом
Вчера, 14:30
Скандал с детским хосписом. Мировое сообщество обратилось к премьер-министру
Вчера, 14:26
Реализация пакета антикризисных мер займет время, а помощь нужна сейчас - эксперт
Вчера, 14:22
Минздрав ответил, уменьшится ли число заболеваний COVID-19 летом
Вчера, 11:13
Под видом медиков мошенники проникают в дома, - Минздрав
Вчера, 11:11
Депутат Бекешев устал от необразованности коллег
Вчера, 11:09
Обнаглели, перестали нас ценить! Кыргызы в Москве не вышли на работу, чтобы "проучить" компанию
Вчера, 11:05
Заключенные СИЗО-1 устроили акцию протеста
Вчера, 11:02
НПОшники выступают против ретрансляции российских каналов в Кыргызстане
Вчера, 11:00
В Кыргызстане выявили 38 новых случаев коронавируса
Вчера, 10:57
Почему не утверждают Правила землепользования и застройки, выясняют в горкенеше
5-06-2020, 20:16
Трех сотрудников «Кыргыз темир жолу» подозревают в мошенничестве
5-06-2020, 20:14
НКО финансируют гей-парады - депутат объяснил, почему он будет голосовать за закон
5-06-2020, 20:06
Вице-спикер Жогорку Кенеша Мирлан Бакиров возглавил партию «Мекеним Кыргызстан»
5-06-2020, 20:04
Приобрести для патрульной милиции электросамокаты предложил депутат БГК
5-06-2020, 20:02
ЕАБР готов рассмотреть участие в финансировании проектов по импортозамещению
5-06-2020, 20:00
Кыргызстанца, обвиняемого в убийстве сына миллиардера, отпустили на свободу
5-06-2020, 19:59
21-летняя гражданка Киргизии убила в Москве новорожденного, выбросив тело в мусорку
5-06-2020, 16:44
Депутаты предлагают принять упрощенную систему налогообложения
5-06-2020, 14:40
В Кыргызстане хотят сократить лицензируемые виды деятельности
5-06-2020, 14:39
Подозреваемых в семейном насилии будут задерживать на 48 часов
5-06-2020, 14:36
Каличу Умуралиеву предлагают отстранить от должности на время расследования
5-06-2020, 14:34
Партии «Ата Мекен» и «Акшумкар» идут на выборы тандемом
5-06-2020, 14:33
В парламенте предложили пересмотреть права Кыргызстана в ЕАЭС
5-06-2020, 14:24
Белый Парус в Яндекс Новостях
У соседей
Президент Казахстана Токаев будет наделен дополнительными полномочиями
Вчера, 11:40
Националист требует выслать из Латвии узбека
5-06-2020, 07:41
Почему в ЦА-странах переименовывают и "упраздняют" Первомай
5-06-2020, 07:39
В Ферганской области чиновник пригрозил «вычеркнуть скандальный кишлак с карты, а Сох оставить без обеспечения»
5-06-2020, 07:36
Узбекистан обгоняет Казахстан по инвестиционной привлекательности?
5-06-2020, 07:34
В Узбекистане из-за отмены акциза «иномарки» подешевеют минимум на $ 2400
4-06-2020, 17:52
В Узбекистане в начнут производить автомобили Volkswagen
4-06-2020, 07:45
Узбекистанцы из депортационных центров РФ просят увезти их на родину или выпустить на свободу
4-06-2020, 07:44
Студент из Туркменистана пытался обокрасть магазин в Беларуси
4-06-2020, 07:42
На западе Казахстана осужденные устроили бунт в СИЗО
4-06-2020, 07:41
В Душанбе продлили ограничительные меры
4-06-2020, 07:40
Токаев отверг вероятность «крымского сценария» в Казахстане
4-06-2020, 07:05
Мировые новости
Обнаружено исчезновение Йеллоустонского супервулкана
Вчера, 18:35
Принц Уильям тайно работал в службе доверия
Вчера, 18:29
Польша попросила США ввести войска как можно скорее
Вчера, 18:27
НАТО может предпринять провокационные действия во время парада Победы - МИД
Вчера, 18:25
Германия захотела предотвратить аннексию Западного берега реки Иордан Израилем
Вчера, 18:23
Платошкина отправили под домашний арест 
5-06-2020, 16:42
Десятки людей, в основном дети, ранены в ходе ножевой атаки на детсад в Китае
5-06-2020, 14:14
Курс доллара взлетел
5-06-2020, 11:35
Названа польза от коррупции
5-06-2020, 11:31
Путин приказал «Газпрому» бесплатно подключать россиян к газу
5-06-2020, 11:29
Принц Уильям попросил принца Гарри вернуться домой
5-06-2020, 11:23
Всемирно известный вирусолог Уильям Хазелтайн призвал не рассчитывать на вакцину от коронавируса: «Не слушайте политиков, которые громче всех кричат о вакцине!»
5-06-2020, 11:11
Белый Парус на Facebook

Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп на июнь и с 1-7 июня. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в Еженедельном общем гороскопе.

Подробнее »


Термо Дом Tehnoinvest Махаля
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru