В стране, очевидно, назревает политический кризис. Ситуация быстро меняется и меняется не в пользу действующей власти. Конфликты обостряются, и все свидетельствует о том, что история Кыргызстана, пожалуй, еще не знала именно такого раскола внутри этноса.
Расколотое общество
Еще недавно в публичном пространстве было не принято открыто делить кыргызов на южан и северян. То есть, конечно, проблематика такого деления существовала всегда, но открыто говорить о ней считалось дурным тоном. Сейчас все правила приличия убраны в дальний ящик.
Публичные дискуссии ведутся в социальных сетях, политические деятели не стесняются в выражениях. Комментаторы используют отличительные характеристики сторон, например, характерные выражения южан или жителей северной части страны, особенности произношения, языковые конструкции, другие избитые клише и преподносят все это в уничижительном тоне.
Пик обострения межрегионального деления, казалось, был после событий в Кой-Таше. Но это только казалось. Сейчас общество переживает еще более сильный и глубокий рецидив.
Неожиданно еще одной точкой раскола стало противостояние так называемых городских и айыльских. Оно тихое, порой ироничное (потому что мы все, кыргызы, в глубине души все еще айыльские, и это вовсе неплохо), тоже было и есть. Конфликт условных «почвенников и западников» присутствует в любом обществе. Но в сегодняшней напряженной обстановке лишнее обострение внутри общества по какому бы то ни было признаку абсолютно ни к чему. Однако сама власть в лице министра культуры, можно сказать, на ровном месте спровоцировала обострение конфликта, открыто заняв сторону в противостоянии.
В результате социум начал делиться еще больше. А представители противоборствующих лагерей из числа известных персон бросились делать публичные неприемлемые заявления. С переходом на личности и личную жизнь.
Негативный фон усиливается состоянием конфликта и внутри самих политических элит.
Информационные войны
О полноценной и полномасштабной информационной войне речи пока нет. Идут информационные атаки. У них короткие цели, но промежуток между ними сокращается и в противостояние оказываются втянутыми все больше и больше акторов. Сейчас это происходит, прежде всего, потому что отсутствует понятная реакция власти на любые журналистские расследования. А вообще ситуация в информационном поле стала одним из результатов деятельности команды Атамбаева с начала 2018 года — в обществе, в том числе и у СМИ, и тем более в социальных сетях стало превалировать эмоциональное, а не рациональное мышление. И теперь любые попытки пойти, что называется, против толпы, заканчиваются обвинением в продажности и тому подобным.
Если власть и дальше будет делать вид, что ничего не происходит и будет надеяться на то, что все само собой отрегулируется, то это может привести к тому, что начнется реальная информационная война, которую «Белому дому» выиграть будет проблематично.
Кто заказчик
Прямых подтверждений, что за «раскачиванием» ситуации в Кыргызстане стоит какой-то внешний игрок, как это было в 2010 году, нет.
Вряд ли США, как многие думают, напрямую заняты дестабилизацией ситуации в республике. Лишь гипотетически можно предположить, что есть какие-то силы там, которые захотят воспользоваться возможностями, если таковые будут предоставлены, для поддержания напряженности в Кыргызстане. Просто чтобы продемонстрировать России свои возможности в регионе, находящемся в российской зоне влияния.
Что касается России, Китая и других наших соседей по региону, то им «второй Афганистан» под боком сейчас абсолютно ни к чему. Тем более что кыргызская власть демонстрирует свою полную лояльность.
Так что, начинающийся политический кризис в Кыргызстане – это, прежде всего, результат внутриэлитных конфликтов, эмоционального состояния социума, потерявшего надежду на улучшение жизни, и исключительно созерцательной позиции властей на все острые вопросы сформировавшейся повестки дня.
Но складывающейся ситуацией вполне могут воспользоваться как внешние, так и внутренние игроки. Тем более, если власть так и не решится, что называется, «выпустить» пар до парламентских выборов, то можно предсказать, что протесты после оглашения их результатов неизбежны. И тут уже многое будет зависеть от того, кто их, эти протесты, возглавит. Самое интересное, что они более, чем вероятны, даже если выборы будут действительно абсолютно честными.
И реалии нынче таковы, что, чего уж лукавить, при умелом подходе и владении технологиями организовать протестную массу в Кыргызстане – задача не архисложная.
Но сегодня у власти есть еще все шансы не допустить развития событий в Кыргызстане по худшему сценарию из кейса «арабской весны».
Источник - Elgezit.kg.
: 0