Ну, сейчас все начнут наперебой умничать: что это было, когда Путин пригласил Жээнбекова на военные учения и показал ему хлеба и зрелищ. Никого больше не позвал, только его. Уважает, значит! Такой вывод, можно поспорить, будут нам навязывать всей кучей местечковые «политологи» и отдельные особи российского пошиба. Допустим, некий Дубнов, который в свое время сильно нахваливал Бакиева, так и скажет нынче: о-о-о, президент России преломил с Сооронбаем Шариповичем хлеб! О-о-о-о, это говорит о многом ..
Про хлеб все знают. Все знают, где добывают себе хлеб более миллиона кыргызстанцев-мигрантов. Не в Саудовской Аравии, однако, и не в Кувейте!
Никто не станет отрицать, что Путину с Жээнбековым было о чем поговорить, да? Что вопросов к нашему главе накопилось выше крыши. Увы, пока что, как мы видим, все вопросы остаются без ответов. И это уже какая по счету попытка Путина поговорить по душам? Третья, кажется? За неполный год сколько раз Сооронбай наш Шарипович был вызван на срочные «неформальные» встречи? 9 февраля - в Сочи, 11 июля - в Москву, 20 сентября - в Оренбург. Не многовато ли? Это вы считаете, от великой путинской любви?
А мы так считаем, что раз за разом переговоры с Жээнбековым не приносят ожидаемого результата.
Началось все 3 февраля, когда в Бишкек с официальным визитом прибыл глава российского МИДа Сергей Лавров. Можно сказать, правая рука Путина, человек, перед которым снимают шляпу сильные мира сего. Наши ему даже чаю не предложили. Предложили встать по стойке смирно, каблуком щелкнуть, как только выйдет «сам» президент. Да ладно бы это! Лавров приехал с пакетом из 5-ти важнейших политических вопросов, на которые требовалось получить ответ сразу же… Увы. Говорить с ним не стали - отправили к «равному» по должности, к Чынгызу Айдарбекову…
Вернулся Лавров взбешенный. Из пяти вопросов повестки «без вопросов» легко проскочил только один – о неизменном статусе русского языка. И все. А еще надо было решить проблему контрабанды, антикитайских митингов, напряженности с Атамбаевым. Кроме того, Москва озабоченно вопрошала о странном судилище над Кубанычбеком Кулматовым. Все вопросы повисли в воздухе – так что потребовалась срочная встреча в Сочи…
Теперь сентябрь. По-прежнему со статусом русского языка у нас окей! А в остальном можно подводить итоги. Контрабанда растет. Антикитайские митинги не только не свернулись – привели к закрытию ряда добывающих предприятий и дипломатической напряженности с Китаем. Кулматов сидит и фарс с его судом продолжается такой, что даже дети малые понимают – это фарс! Более того, присел и Атамбаев – через дикую трагедию, развязанную властями. Вовсе не таких результатов ждал Путин, вовсе не о том просил Жээнбекова в феврале и в июле…
Однако, ладно. Это даже уже вчерашний день и вчерашняя повестка. Но есть и сегодняшний и косяки уже сегодняшние. Перечислить? Табунами, как у себя дома в Бишкек повалили арабы. Не успели саудиты отчалить – кувейтцы тут как тут! И это на фоне воплей о переносе российской авиабазы в Баткен. ОДКБ – организацию, призванную противостоять терроризму и радикализму, пытаются низвести до мелко-посреднического статуса – мол, давайте, охраняйте нам границу с Таджикистаном! Патрулями ходите, разнимайте камнеметателей…
И это еще даже не подписан договор о сотрудничестве с США! И уже такая наглость! А что будет после того, как Сооронбай Жээнбеков поставит свою, так сказать, историческую подпись? Да амеры свои ноги ему на стол положат!
Терпению Путина остается только удивляться. Но оно, надо полагать, тоже не безгранично. Сколько еще он будет уговаривать господина Жээнбекова соблюдать правила добрососедских отношений? Соблюдать договоренности в так называемом двухстороннем порядке. Когда ты что-то получаешь, но и что-то даешь взамен, идешь навстречу партнеру, не отделываясь пустыми обещаниями. Пусть даже торг – да, но торг же тоже должен быть честным и с конечным результатом.
Все это уже было. Уговаривали Бакиева. И тот кидал. Нынче – дежа-вю конкретное. Много громких слов, много «хоп-майли», - и ни малейших уступок! Более того. Чем дальше – тем все более вызывающий отказ от прежнего политического курса. Какая-то демонстративность: мол, никто нам не указ, будем делать, что захотим! Мечетей наставим еще больше, плевать, что соседи озабочены растущим исламизмом, принимающим в Кыргызстане уже чуть ли не государственный статус, но радикальные формы. Американцам будем ботинки чистить, плевать, что Китай и России это коробит. Про контрабанду вообще речи нет! Ею занимают и депутаты, и разнокалиберные чиновники – почти в открытую.
Нам не дано понять логики президента. Почему он поступает так, что все вокруг впадают в ступор, – и внутри страны и за ее пределами. Но нетрудно предугадать, к чему это может привести в конечном итоге. Что-то подсказывает: лимит уговоров исчерпан. Дальше могут последовать действия.
Елена Авдеева
: 0