Сообщение о том, что президент России Владимир Путин после встречи с Алмазбеком Атамбаевым в Москве призвал кыргызстанцев объединиться вокруг Сооронбая Жээнбекова и помогать ему в развитии государства, - главная и самая обсуждаемая новость этой недели. Битва мнений вокруг нее разгорелась нешуточная. Одни увидели в Путине необходимого кыргызстанской политике миротворца, способного своим авторитетом прекратить затянувшееся противостояние. Другие высказывались о том, что глава соседней страны не должен вмешиваться в наши внутриполитические дела. Сами же миримые стороны отреагировали на заявление Путина совсем по-разному.
Сторонники Жээнбекова вполне ожидаемо расценили слова президента России как великолепный козырь для того, чтобы победоносно сообщить, дескать Кремль официально поддержал действующую власть в КР. В свою очередь сторонники Атамбаева, а вместе с ними и чуть менее наивные кыргызстанцы возразили – не стоит воспринимать буквально и прямолинейно все, что говорится высокопоставленными политиками перед камерами. Путин сказал ровно то, чего требовала международная дипломатия, но в Москву он пригласил вовсе не Жээнбекова, что само по себе показатель.
Атамбаев по итогам встречи с российским главой выпустил заявление, где, надо отдать должное, его также не подвели ни дипломатия, ни здравый смысл: «Это была хорошая возможность обменяться мнениями. Я благодарен за организацию встречи, которая прошла на высоком уровне. Россия вновь подтвердила, что является другом и стратегическим партнером Кыргызстана, но свои внутренние проблемы мы будем решать сами.
Мы говорили о ситуации в Кыргызстане и в регионе. О необходимости политической стабильности в Кыргызстане. Что обе стороны конфликта должны приложить для этого усилия. И мы тоже считаем, что это дорога с двухсторонним движением. Действующей власти необходимо вернуться в правовое поле. Она должна показать объективность при рассмотрении дел в судах, прекратить политическое преследование оппонентов», - говорится в заявлении.
И хотя Атамбаеву в последнее время часто ставят в вину, что во всех своих публичных выступлениях он просто огульно ругает власть и хвалит себя самого, а с началом койташской истории бывшему президенту начали приписывать чуть ли не эскалацию конфликта, звучащее в заявлении требование едва ли можно назвать необоснованным. Что политически мотивированные судебные процессы в последние два года напоминают фарс и ведутся поперек закона, ясно всем, а не только Атамбаеву или его группе поддержки.
Кроме того, бывший президент недвусмысленно продемонстрировал и готовность к мирному разрешению нынешнего конфликта власти и оппозиции: «Со своей стороны, как только увидим такие [возвращение судебных процессов в правовое поле] шаги со стороны Жээнбекова, то и повестка дня оппозиции сразу поменяется. Политическое напряжение будет снижаться. Мы тоже этого хотим ради будущего Кыргызстана. Далее, действующая власть должна конкретно заняться реализацией нужных стране проектов развития. Мы только рады будем помочь.
И только когда граждане Кыргызстана увидят, что президент Жээнбеков работает во благо страны, а оппозиция спокойно готовится к будущим выборам, народ успокоится и наступит политическая стабильность, о которой мы говорили на встрече с Владимиром
Владимировичем Путиным. Мы, как и обещали на митинге 3 июля, будем ждать конкретных действий от властей до сентября».
Шаг навстречу сделан, однако никакого ответа от Жээнбекова или Аппарата президента не последовало. Глава КР в очередной раз предпочел отреагировать молчанием, хотя именно упорное молчание президента по абсолютному большинству наиболее важных и насущных вопросов общественно-политической повестки граждан и раздражает. Едва ли нужно специально упоминать, что визит Атамбаева к Путину и последовавшие за этим заявления обоих политиков – повод важный. А, учитывая, что сами же близкие к Жээнбекову круги регулярно запускают страшилку «об Атамбаеве, который баламутит народ и тем самым угрожает стабильности в стране», реакция действующей власти представляется, ну, просто необходимой.
Если вы так ратуете за стабильную общественную обстановку, хочется сейчас обратиться к Белому дому, так почему же не успокоите граждан, заверив, что тоже готовы к мирному урегулированию отношений с оппозицией? Что готовы взять под контроль вышедшие за правовые рамки судебные процессы? В ответ тишина.
И это, пожалуй, наиболее характерная черта нынешнего госаппарата, которая топит Жээнбекова и его правящую верхушку безо всяких специальных «козней» со стороны противников Жээнбекова. Президент не показывает себя дальновидным политиком и стратегом, чуть что буквально «включая игнор», не отвечает ни тем вызовам, которые ставит перед ним управление страной, ни даже тем, которые предполагают элементарное умение договариваться. И не только с Атамбаевым, решение Кремля пригласить на встречу последнего – лишнее свидетельство того, кто из президентов КР, бывший или нынешний, по мнению Кремля лучший переговорщик.
Даже никак не связанное с Кой-Ташем и внутриполитическими дрязгами урегулирование приграничной проблемы с Таджикистаном в данный момент все еще висит в воздухе. И Аппарат главы государства только 25 июля сообщил о том, что Жээнбеков все-таки посетит Эмомали Рахмона, а уже на следующий день Рахмон сам прилетел в Кыргызстан. Такой вот конфуз.
Создается устойчивое впечатление, что решать насущные проблемы Кыргызстана готовы все, кроме самого Жээнбекова. Он же только ждет - когда Путин договорится с Атамбаевым, Рахмон предложит какое-нибудь решение по приграничным конфликтам, инвесторы приедут и поднимут экономику, народ, согласно завету президента России, сплотится вокруг главы КР и начнет развивать страну и так далее, и так далее. Не президент, а, простите, какой-то Ждун получается.
Карина Тен
: 0