Одна из наиболее публичных активисток Чолпон Джакупова в интервью в СМИ выразила своё объективное мнение: «Более всего меня убивает их ложь, например, по урановому скандалу. Понимаю, ситуация сложная, в бюджете дырка, инвестиций нет, но тем не менее лгать нельзя.»
Её слова стали приговором власти, что пыталась в условиях информационной блокады, без широких общественных дискуссий, запустить проект по разработке урана на Иссык-Куле. Когда у чиновников ничего не вышло, крайними оказались жители Тонского района, активисты, политики взбунтовавшиеся против уранового будущего туристического края.
Больше всего кыргызстанцев разочаровало поведение президента. Сооронбай Жээнбеков записавший себе в копилку соглашение между ОсОО «Центрально-Азиатская урановая компания» и ОАО «Кара-Балтинский горнорудный комбинат» (ОАО «КГРК») о добыче и переработке урана на месторождении Кызыл-Омпол на 30 миллионов долларов, принял пассивную позицию наблюдателя.
Соглашение было заключено в конце марта, в рамках визита Путина в формате кыргызско-российского форума. Однако не надо быть горнодобычиком или политиком, чтобы иметь представление, такого рода соглашения прорабатываются задолго до их подписания. Как рассказали сами бизнесмены СМИ на момент подписания договора: «Межведомственная комиссия, которая должна подтвердить, что наши проекты не наносят экологического ущерба, закончила работу». Бизнесмен отметил, что от властей, а именно аппаратов президента и правительства Кыргызстана, инвесторы видят максимальную поддержку и помощь. Эта новость от 27 марта 2019 года свидетельствует, что правительство, аппарат президента активно вели переговоры с инвесторами о добыче урана.
Договаривались за спиной у народа. Более активная информационная компания бизнесменов привела к тому, что тайное стало явным. Сначала жители Тонского района Иссык-Кульской области потребовали прекратить разведку уранового месторождения, затем на протесты вышли жители Каракола, Балыкчы, столицы. Закономерно, что вопросы и сомнения возникли не только у иссык-кульцев. Правительство Кыргызстана всегда заявляет, что туризм — одна из приоритетных отраслей экономики, но добывать уран Центрально-азиатская урановая компания собирается как раз на въезде в Иссык-Кульскую область. Как бы не были возможно безопасны технологии добычи, но даже само слово «уран» отпугивает иностранцев и самих кыргызстанцев, тем более, что в области уже есть один печальный пример – Каджы-Сай.
Доля туризма в ВВП оценивается в 4,99 процента. При этом из стран дальнего и ближнего зарубежья Кыргызстан посетили 6 миллионов 946,5 тысячи человек, и это не предел. Как правильно задал вопрос Жанар Акаев «Доход от туризма в Кыргызстане составил $350 миллионов, а разработка урана принесет $30 миллионов. Но кто посчитает ущерб?» Как экологическую безопасность проекта, так и его экономическую целесообразность общество не смогло оценить, так как президент и премьер не посчитали нужным выносить вопрос референдум хотя бы в отдельно взятой области. Пожалуй, что в реакции кыргызстанцев нет ничего сверхудивительного, все прекрасно знают, что государственные органы не в состоянии качественно и объективно контролировать АЗС, сферу строительства и общепита, не говоря уже о добыче урана.
Вернёмся к президенту. Сначала отстранившийся от скандала, через аппарат президента сделавший главным ответчиком премьера, Жээнбеков подал голос только спустя месяц. На фоне массовых протестов и антиурановой позиции СДПК, Ата-Мекен главе страны ничего не оставалось, как заявить, что уран разрабатывать на Иссык-Куле не будут. Не смотря на риторику, он выглядел и звучал, как человек загнанный в угол обстоятельствами.
Спустя месяц во время визита в Иссык-Кульскую область, Жээнбеков не посетил ни Тонский район, ни месторождение будоражащее кыргызстанцев. Иначе, как равнодушием по мнению тонцев, его поведение не объяснить.
Находясь в Балыкчы на встрече с лояльно подобранными местными жителями и чиновниками он заявил: “События на Кызыл-Омполе были политизированы. Мы знаем, кто за этим стоит. Устраивать такой переполох в то время, когда шла подготовка к туристическому сезону, можно оценить как злостное действие, направленное на подрыв сезона. В такой ситуации мы оказались и потому, что Правительство вовремя не среагировало. В итоге на пустом месте возникла шумиха. Этого не должно было случиться”.
По мнению президента иссык-кульцы должны были молча наблюдать, как будущее края, их бизнеса и здоровье детей накрывает урановой пылью? Забота об одном турсезоне со стороны Сооронбая Жээнбекова на фоне перспективы потерять миллионы туристов навсегда из-за уранового клейма Иссык-Куля, так же не впечатляет. Президент, как не печально, подменяет факты, хронологию событий, пытается отвести от себя ответственность. Но ведь если кабмин хотя бы пытался реагировать на раздражения и опасения сограждан по урану, а он – Жээнбеков, довольно долго делал вид, что его данная тема вообще не касается.
Можно поддерживать Джакупову или же не соглашаться с нею, но в вопросе уранового скандала она права. Сначала власть - от правительства до местной - врала народу, практически предала и продала его интересы, а сейчас снова лжёт, как человек, которого застали на месте преступления.
Эмиль Мукашев
: 0