- Азимбек мырза, Мухаммедкалый Абылгазиев в парламенте назвал имена выдавших лицензию на разведку уранового месторождения. С какой целью он это сделал? Или ввел в заблуждение народ?
– Я внимательно слушал слова Абылгазиева. Хотя он назвал фамилии давших лицензию, продливших лицензию лиц, но противоречил самому себе. Он назвал фамилии выдавших лицензию на разведку, но забыл о даче разрешения правительства на производство. Он сказал: "Оказывается, вывозиться будет в почвенном виде бочками. Даже при аварии укладывается в герметичную тару и вывозится". Также сказал о даче разрешения Зилалиевым, но проговорился о необходимости рассмотрения интересов инвесторов. Интересы инвесторов никогда не должны стоять выше интересов кыргызского народа. Вкратце, благодаря наличию и своего интереса велели озвучить необходимость добычи в месторождениях вплоть до Чубака ажы. Значит, судя по стараниям, они и сами замешаны. Мухаммедкалый Абылгазиев говорит, мол, с 2010 года подписало столько-то министров, но не должен забывать, что с того времени он и сам был членом правительства. В любом случае есть и его ответственность. Даже назвав другие фамилии, сами они не выйдут чистенькими. Не избавятся от ответственности, сославшись на кого-то. Премьер ли, простой ли член правительства должен ответить перед историей, народом.
Дело в том, что правительство это коллегиальный орган. Поэтому отдают производство полезных ископаемых коллегиальным решением. Такого решения нет? Не поворачивая вопрос в другую сторону, должны уйти в отставку. Говоря иначе, если нет разрешения правительства, но полезные ископаемые добываются, тогда Абылгазиев должен уйти в отставку. Ведь правительство отвечает за разрабатываемое месторождение. Их надо гнать со словами "куда вы смотрите, когда добывается уран?".
– Вы хорошо знаете и закон, и Конституцию. В конституции разве написано, что для выхода на мирный митинг народ должен спрашивать разрешения у суда? Почему-то в последнее время начало практиковаться такое обстоятельство?
– В Конституции написано о наличии права граждан выходить на мирный митинг. Но нигде не написано, что надо спрашивать разрешения у суда. Всего-то сказано: написать письмо "такого-то числа мы проведем вот здесь", сообщить соответствующим сторонам. Поэтому без фальсификаций надо позволить гражданам воспользоваться конституционными правами.
– Не служит ли тайно власти возглавляемый вами курултай, принимая в какой-то мере нравящиеся ей решения?
– Мы не в личных интересах считаемся и торгуемся с властью. Какой бы ни был вопрос, ставим высоко интересы народа, государства, ставим жесткие требования к власти, беспощадно критикуем правительство, генерального прокурора, Жогорку Кенеш. Со стороны власти не чинилось, как раньше, препятствий курултаевцам, было предъявлено требование проводить курултай не под открытым небом, а только в закрытом помещении.
– Основная цель курултая – не месть ли Атамбаеву?
– Не так. В последнее время сама политика не поднимается выше мести. Поэтому в течение 6 лет цеплялись только к Атамбаеву, и стали ругать только его. К сожалению, политика не поднимается выше мести, и вопросы будущего начали выпадать из поля зрения. Вот почему мы не должны мельчить, а поднимать национальные идеи, заниматься только национальными и государственными вопросами. В противном случае мельчают и политики, и другие, мы не можем подняться выше ничтожной вещи, превращая в большой вопрос. Отодвинув в сторону мелкие вопросы, надо поднимать национальные вопросы, взять курс на великие цели, ради будущего став оппозицией и позицией.
Для урегулирования такого обстоятельства мы предлагаем изменить Конституцию путем референдума. Без изменения Основного закона не остановится гонение, месть. Превратится в привычку поливать грязью президента сразу после его ухода с поста. Поэтому мы должны путем референдума изменить Конституцию, сделать так, чтоб власть давала отчет перед народом. Только тогда прекратится политическое гонение. Так, "Кумтор" работает в интересах Кыргызстана, уран не добывается, останавливается охота на хищников и пернатых, выше поднимаются требования народа, интересы государства. Говоря иначе, народ почувствует, поймет, что хозяин власти. Если не пойдем на такие шаги, политики мельчают, нация деградирует. Коль не вернемся к себе, не поставим высоко национальные вопросы, то у нас не хватит сил вести добычу в месторождениях, не будет возможности решать пограничный вопрос. Мы останемся стоять, говоря, что без России не просуществуем, без русского языка не сможем жить.
– Поверим вашим словам, но что, если власть не посчитается с решениями курултая, не придаст значения?
– Если власть пойдет по такому пути, тогда мы не дадим ей дополнительного времени, станем требовать отставки власти. Говоря точней, если осенью не выполнят наши требования, мы перейдем к "кетсин-уходи". Ведь мы два раза дали шанс власти. Если и в этот раз не придаст значения, то мы выгоним власть не силой, а мирным способом. Мы решим судьбу власти общенародным курултаем, а потом построим новую ветвь власти.
– В продолжение ваших слов, если Конституция изменится посредством референдума, то президент не усилит свою власть, воспользовавшись возможностью?
– Мы впервые спросим у народа: Какое правление ты одобряешь? Желаешь ли отчетности власти перед народом? Какие выборы нужны? Говоря точней, напишем Конституцию в соответствии с выбором народа. Прошлые президенты 12 раз проводили референдумы, прося "поддержи того-то", а мы впервые спросим о выборе народа.
Без исправления Конституции это положение продолжится. Другими словами, продолжится добыча месторождений, расцвет коррупции, процесс "ворон ворону глаз не выклюет". Поэтому мы собираемся изменить сознание народа. Иначе, избранные голосованием депутаты стали депутатами не народа, а партии или президента. Вот почему мы дадим возможность избирать не партию, а человека.
Источник: газета "Ачык саясат плюс" №16
: 0