24 апреля в Жогорку Кенеше заслушали отчет правительства об итогах работы за 2018 год. С докладом перед парламентариями выступил премьер-министр
Мухаммедкалый Абылгазиев. Ранее парламентская коалиция большинства уже признала отчет удовлетворительным. И глава кабинета министров, повторивший все те же самые цифры и тезисы, в стенах ЖК явно чувствовал себя уютно. Вот только ни озвученная хвала действующего правительства самому себе, ни реакция на нее парламента убедительными не выглядят.
Неоправданная лояльность Первый и главный вопрос, возникающий в связи с отчетом Абылгазиева – а с каких пор и, самое интересное, почему Жогорку Кенеш у нас так ласково дует в пупочек кабмину? Не ставит под сомнение вообще ничего, исходящего от правительства, не подвергает критической оценке, не дискутирует. Хотя едва ли не в каждом тезисе представленного отчета это прямо-таки напрашивается.
Достаточно вспомнить, какие горячие баталии развернулись вокруг предыдущего годового резюме работы правительства, в бытность премьер-министром еще
Сапара Исакова. Тогда коалиция большинства тоже признала отчет удовлетворительным, и у кабмина на руках были гораздо более весомые козыри в виде проработанных и запущенных проектов «Таза коома». Но ни то, ни другое не помешало парламентариям в итоге жестко раскритиковать работу правительства и лично премьер-министра. В предыдущие годы, кстати, депутаты тоже не церемонились, прохаживаясь по годовым отчетам исполнительной ветви власти.
И вдруг Абылгазиев, с начала своего премьерства стабильно показывавший себя крайне слабым управленцем и собравший кабмин, состав которого вскоре окрестили самым беспомощным и некомпетентным, получает беспрецедентное одобрение парламента. Как тут не вспомнить, что незадолго до Абылгазиева в стенах ЖК выступал президент и, между прочим, очень призывал парламентариев поддержать грядущий отчет правительства.
Пошел ли парламент на поводу у
Жээнбекова, или у всех внезапно разом память отшибло по части того, что в стране происходило за последний год, но прием, оказанный Абылгазиеву в парламенте, выглядит абсолютно необъективным и ангажированным.
Отдать справедливость итогам проделанной кабмином работы решилась, кажется, только депутат
Евгения Строкова. На заседании парламентского комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению парламентарий высказалась об удручающем состоянии сферы образования и здравоохранения и поинтересовалась у вице-премьера
Алтынай Омурбековой, верит ли та сама в идеальность данной части правительственного отчета.
Мнимые достижения Приписать себе выдающуюся эффективность кабмин, разумеется, решил не только в областях образования и здравоохранения. И сделал это двумя характерными способами, либо искажая факты и представляя только ту их часть, которая смотрится наиболее выигрышно, либо ставя себе в заслугу те проекты и инициативы, которые были придуманы и запущены еще при предыдущих правительствах.
Так, к примеру, Абылгазиев беззастенчиво записал на счет работы своего кабмина проекты «Безопасный город» и «Тундук», разработанные правительством как раз-то Сапара Исакова, строительство новых школ и детских садов, прописанные в бюджете тоже задолго до прихода Абылгазиева, повышение зарплат учителям (умолчав о том, сколько из них попали под сокращения в 2018-ом), улучшение внешнеполитических отношений с соседями и даже работу с последствиями аварии на бишкекской ТЭЦ.
О двух последних пунктах нужно сказать отдельно, потому что манипуляция тут особенно выдающаяся. Ухудшение отношений с Казахстаном случилось незадолго перед президентскими выборами 2017-го, а авария на ТЭЦ произошла в январе 2018-го. Абылгазиев же заступил на свою должность только в апреле, и никаких особенно острых кризисов уже не застал. Так что расхлебывал все предыдущий кабмин. Что же касается внешней политики, то сейчас с казахами стало еще хуже, чем раньше, не так давно случился конфликт на кыргызско-таджикской границе, и вот тут как раз уже правительство Абылгазиева отвечало за урегулирование и отличилось лишь своим выдающимся ничегонеделанием.
Любопытно и то, как, по словам действующего премьер-министра, выглядит к текущему моменту отечественная экономика. Если коротко – показатели растут, все развивается и в целом преотлично. Ни слова о тотальной зависимости ВВП от денежных переводов трудовых мигрантов, ни реальных цифр по безработице или уровню бедности. Абылгазиев даже заявил, что в сельской местности вообще безработных нет. Кто же тогда и откуда у нас толпами уезжает за границу на заработки, хотелось бы спросить премьера. И почему так явно не хватает новых производств и рабочих мест? А уж насколько «завидна» доля отечественных сельхозников, о которых Абылгазиев как бы в общем высказался, говоря о растущем экспорте, напоминать даже наскучило. Осенний кризис с несостоявшимся по вине Минсельхоза экспортом картофеля в Узбекистан еще никто не забыл.
Кстати, о производствах и зависимости ВВП, здесь Абылгазиев не преминул пнуть предыдущие кабмины, объявив зависимость отечественной экономики от «Кумтора» фатальными ошибками работы прежних правительств. Правда, его собственное правительство ничего нового не предложило и, как переориентировать экономику не знает, но виноваты все равно другие, а нынешний кабмин высший класс.
Народ, однако, так не считает. И индекс доверия населения правительству за последний год снизился на 0,6 процента. Но и тут Абылгазиев нашел объяснение в своем стиле. Дело, оказывается, в том, что «правительство не занималось пиаром, а работало без устали».
Словом, как бы ни был слаб нынешний кабмин, как бы ни был он некомпетентен и беспомощен в решении общестрановых и локальных проблем, что бы ни говорили красноречивые цифры, а Абылгазиев умеет рассказать, что все хорошо, все идет как надо. И вот это единственное реальное достижение действующего премьер-министра, тут, как показал прошедший год, ему действительно равных нет.
Источник - Ачык саясат