В Бишкеке завершился государственный визит президента России и эксперты уже подводят первые итоги. Надо отметить, что визиту Путина предшествовала небывалая эйфория и многочисленные надежды кыргызского политического истеблишмента. Что ожидали кыргызские чиновники и чего добились? Мы разложили по полочкам «до», «после» и почему всё сложилось так, как сложилось.
Ожидание. Надежды чиновников питают
Если суммировать ожидания кыргызской стороны, все они сводились к тому, что российский президент привезёт миллиарды инвестиций, подарит личный самолёт и новый автомобиль вип-класса, даст много денег безвозмездно на разнокалиберные прожекты и опять простит долги.
Особенно отличился в искусстве мечтать вслух пресс-секретариат президента Кыргызстана. Практически каждый день в разного рода новостях, статьях, группах поддержки Сооронбая Жээнбекова тиражировалась мысль, что с визитом Путина в стране начнётся новая эпоха с бесконечным золотым дождём, которая наконец запустит ранее отложенный Россией в сторону проект каскада ГЭС на реке Нарын и вернёт республике инвесторов, чьи ряды порядком поредели за два года. Поредели они во многом, благодаря новой власти, предпочитающей назначать на значимые посты родственников и непрофессионалов, уделяющей большую часть времени политическим гонениям, а не экономике.
Загнав себя саму в экономический и социальный тупик, власть в Бишкеке, совершенно впала в инфантилизм и как, все подростки, которые хотят денег, славы и уважения, но не умеют и не знают как этого добиться, стала вульгарно уповать на Деда Мороза и чудо, в случае с Жээнбековым – на Путина. И если для кыргызского электората и политологов поведение местных чиновников не вызвало особого удивления, ещё при Бакиеве, министры открыто заявляли Кыргызстан родиной Санта-Клауса, российские эксперты оказались реалистами и пытались достучаться до адекватной публики.
За несколько дней до визита Путина заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин поделился с ИА REGNUM своим мнением.
По мнению эксперта по Туркестанскому региону, подготовка Бишкека к визиту российского лидера вскрыла абсолютный паралич и аморфность существующей системы в Киргизии "Сейчас страна топчется на месте, ключевые процессы заморожены, и в Киргизии это чувствуют. Кто-то называет этот период "застоем", кто-то - затянувшимся периодом "междуцарствия": «Я не вижу перспектив появления каких-то внятных экономических договоренностей. Причина проста: Киргизии нечего предложить российскому бизнесу. Крупных проектов ждать неоткуда. Что может предложить Бишкек? Немногое - активизацию работы в агросекторе и, возможно, попытку продвинуть идею участия России в энергетических проектах (Камбар-Ата и Верхне-Наринский каскад ГЭС), хотя это очень сомнительная перспектива. Конечно, Владимир Путин может волевым решением направить "РусГидро" в Киргизию. Опять. Но у нас в последние годы так уже не делается. Вряд ли, при отсутствии экономической целесообразности и привлекательных перспектив, кого-то будут ломать через колено. Нужно смотреть на ситуации здраво. Россия - это стратегический партнер Киргизии, Путин - это президент страны-партнера. Но он приедет не для того, чтобы решать проблемы Киргизии. А у меня складывается такое ощущение, что в Бишкеке многие всерьез на это рассчитывают. Но я хочу спросить, Бишкек, а вы-то сами что-то делать будете, чтобы эти мечты воплотились в реальность? У меня четкое ощущение, что никто в Киргизии всерьез ничего не делает. Понятно, что нынешний премьер-министр - человек, который вроде "пороха не боится, но и не изобретет его»
Возвращение в реальность. После тоя.
Грозин оказался прав на 100% или же его устами говорили кремлёвские куранты. Главная надежда кыргызского Белого Дома о ренессансе проекта каскада ГЭС даже не обсуждалась. Из 17 документов, большая оказалась меморандумами между министерствами и ведомствами. Например: «Меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки Кыргызской Республики и Министерством просвещения Российской Федерации.» Или ещё один меморандум между Государственным агентством по делам молодежи, физической культуры и спорта при правительстве Кыргызской Республики и Министерством спорта Российской Федерации о сотрудничестве в области физической культуры и спорта.» Напомню, что меморандум дипломатический документ, в котором подробно излагается фактическая сторона международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, но в наше время это всего лишь протокольная формальность. Это как рукопожатие между двумя приятелями, безусловно приятно и позитивно, но ни к чему не обязывает.
Ещё несколько пунктов касались проектов стартовавших при Алмазбеке Атамбаеве, основные моменты их функционирования были изначально прописаны в договорах несколько лет назад. Речь о дорожной карте между Государственным комитетом промышленности и ПАО "Газпром" относительно инвестиций в нефтегазовую отрасль и соглашении о сотрудничестве между Российским фондом прямых инвестиций и Российско-кыргызским фондом развития.
Пожалуй, единственный пункт, которые заслуживает внимания – протокол о внесении изменений в Соглашение между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики. Теперь нет сомнений, что ради него Путин и приехал в Кыргызстан, а не чтобы привести ректоров или образцово-показательный детский ансамбль.
Кыргызстан всегда использовал вопрос баз, как козырь и конечно, всем было интересно, как разыграет партию Жээнбеков. Из того, что сообщили журналистам, Российская база в Кыргызстане расширится на 60 гектаров, а арендная плата вырастет на 291 тысячу долларов в год. Однозначно, что для Путина и России, это выгодное соглашение. США за базу «Ганси» куда скромных размеров, платили сумму в 100 раз больше.
Складывается впечатление, что Жээнбеков и Абылгазиев не подготовили по-настоящему интересных для России предложений, а брать Кыргызстан на свой баланс, разрабатывая ТЭО промышленных объектов и спонсируя их же, Путин не захотел. Если внимательно проследить кадры фоторепортажа его прилёта трудно не заметить, что ему откровенно скучно. Скучно смотреть на кыргызских чиновников заглядывающих ему в карман и норовящих водрузить свои уставшие копчики на его шею. Если воспринять заявление Грозина, как не просто мнение эксперта, российская власть часто озвучивает свои истинные мысли устами журналистов и политологов, всё встаёт на свои места. Кремль наказывает Жээнбекова за пассивность.
Когда чиновники - полынь
С одной стороны, Бишкек рапортует, что между РФ и КР заключены меморандумы на мифические миллиарды, словно забывая абсолютную теоретичность самого понятия меморандум. Российские бизнесмены как-бы что-то подписывают и обещают вкладывать в Кыргызстан, дабы не обидеть местный бомонд, но на деле итоги визита Путина: российская база станет больше, а крупные хотелки Жээнбекова проигнорированы. Не подписано ни одного договора по объектам энергосектора, промышленности, туризма.
Все основные «скачухи» Кыргызстану со стороны России были вытребованы в 2011-2015 Атамбаевым: фонд РКФР, строительство за счёт партнёров по ЕАЭС лабораторий, льготный период, списание 500 млн долларов долга. Вероятно, что Жээнбекову сложно отстаивать интересы Кыргызстана и выглядеть на равных не только с экс-президентом, но и на фоне руководителей соседних стран. Во время идентичного визита Путина в Ташкент в 2018, компании и организации двух стран подписали более 800 соглашений и меморандумов на общую сумму около $ 27 млрд. Товарооборот России и
Узбекистана за 2018 год вырос на 21%, до 5,7 миллиарда долларов. По итогам того же, 2018 года товарооборот между Казахстаном и Россией составил $17,6 млрд. А объем взаимной торговли между Кыргызстаном и Россией составляет всего $1.9 млрд. Если взять на рассмотрение торговые процессы внутри ЕАЭС, мы самая неуспешная в плане экспорта страна, и отстаём даже от Армении с её куда меньшим количеством населения.
Может, изначальный корень проблем в том, что кыргызские чиновники никак не могут понять: Дедов Морозов не существует. Никто не прилетит и не превратит Кыргызстан движением мизинца во вторую Швейцарию и Сингапур.
Алманбет Касенов
: 0