В Кыргызстане имеет место практика проведения курултаев племен. В преддверии политических событий набирают обороты подобные собрания, в которых участвуют видные политики.
Одним из прошедших в последнее время стал курултай общественной организации "Ай тамга Солто". По словам участника собрания, политического деятеля Апаса Жумагулова, в нем участвовали бывший премьер-министр Темир Сариев, депутаты парламента Мыктыбек Абдылдаев, Канат Исаев и ряд других известных выходцев из Чуйской области.
На курултае обсуждались вопросы различного характера, в том числе и укрепление единства народа, но политические темы участники собрания обошли стороной, утверждает Жумагулов. Аксакал в политике не поддерживает проведение племенных курултаев, но в качестве почетного гостя решил принять участие и поделиться своими размышлениями:
- Мы не должны пропагандировать это. Люди, оказывается, проводят такой курултай на протяжении 14 лет. Сказали, что в четвертый раз. На собрании можно призывать народ к единству и обсуждать проблемы, которые остаются нерешенными. Будет правильным поддержать президента и правительство. В таком формате можно проводить собрания.
Тем временем новостной сайт Kyrgyz Today написал о конфликте, произошедшем между представителями общественных организаций "Ай тамга Солто" и "Солто". Также журналисты издания привели длинный список участников курултая.
С момента обретения независимости в Кыргызстане свои курултаи провели почти все известные родо-племенные сообщества. Из публикаций в Интернете следует, что только за последние годы собрания провели племена монол, сарыбагыш, бугу, кушчу, кыпчак. Их курултаи больше напоминали съезды политических партий. Эксперты полагают, что некоторые политики освоили навыки ведения торгов с властями с учетом родо-племенного характера разделения общества и землячества.
Политический деятель Равшан Жээнбеков резко критикует практику проведения племенных собраний с участием известных деятелей:
- Некоторые политики и предприниматели пользуются этим в своих интересах. Раньше политики высокого ранга избегали открытого участия в подобных собраниях. Участие бывших руководителей правительства на последнем курултае никак не совпадает с лозунгами о построении цивилизованной, демократической страны и укреплении государственности. Их участие вызывает большой стыд. В таком случае они должны оставаться лидерами не страны, а своих племен.
Несмотря на популярность лозунгов об искоренении трайбализма, родо-племенного и регионального деления, общественность на деле все еще не изжила эти явления из своей жизни. К примеру, избиратели нередко поддерживают определенного политика не из-за его профессиональных качеств, а потому, что "свой". Более того, в высших политических кругах действует неписаное правило: что в случае избрания президентом выходца их южных регионов страны, правительство должен возглавить северянин, и наоборот. Этот принцип работает на всех уровнях политики и сохраняет жизнеспособность из-за необходимости набора голосов избирателей во всех регионах.
Историк Элери Битикчи говорит, что при слабых государственных институтах обороты начинают обретать неформальные общества:
- Они имеют силу, что показывает слабость государства. При сильных госинститутах подобные группы не имели бы никакого влияния.
Этнические кыргызы, которые составляют большинство населения страны, условно делятся между собой по региональному признаку - на южан и северян, а также по родо-племенному признаку - он канат, сол канат, ичкилик... С одной стороны, разделение способствует культурному разнообразию, говорят эксперты. С другой – оно отрицательно сказывается на политике, в частности, в вопросах отбора кадров.
Источник - радио "Азаттык".
***
Двумя днями ранее в Бишкеке пришёл 4-й курултай общества "Ай Тамга Солто". Мероприятие продолжилось при участии известных выходцев из чуйского рода солто. Между тем стало известно, что на курултае возник скандал с заявлением, что организаторы раскалывают род солто надвое. Видео об этом распространено в соцсетях. В этой связи начали звучать критические мнения по поводу деления кыргызов по родо-племенному признаку.
Собравшиеся на курултай обсудили работу, которую выполнило общество "Ай Тамга Солто". Вместе с тем, как пишут СМИ, избрали сопредседателями общества бывшего главу Чуйской области Бакыта Кудайбергенова и бывшего директора аэропорта "Манас" Эмиля Чукуева.
На родовом курултае приняли участие депутаты Жогорку Кенеша Мыктыбек Абдылдаев, Канатбек Исаев, Руслан Казакбаев, Динара Исаева, экс-премьер-министры Апас Жумагулов и Темир Сариев, экс-спикер Алтай Борубаев, общественные деятели, деятели культуры и бизнесмены.
Между тем, услышав информацию о курултае, на место его проведения отправилась молодежь рода солто и выразила чиновникам возмущение относительно того, что внутри одного рода созданы две общественные организации.
Проведение родового курултая вызвало критику общественности. Начали звучать мнения, что кыргызы делятся по родо-племенному признаку. Однако участвовавший на курултае бывший премьер-министр Апас Жумагулов опровергает такое обвинение:
- Не видел деления по родам-племенам и не слышал. Никто не раскалывает солто на две части. Пять пальцев одной руки неравны, каждый думает по-разному.
Лидер парламентской фракции "Ата Мекен" Алмамбет Шыкмаматов считает позитивом родовое единство. Однако вмешивание "уруучулука" [из словаря: уруучулук – вся совокупность отношений, связанных с родовым строем] в политику является крупной стратегической ошибкой, отметил депутат:
- Вмешивание в политику родовых отношений подрывает наше согласие. Безусловно, согласие – это одно, а вмешивание в политику – уже другое. Поэтому неправильно копить крупные политические очки за счет рода солто. Это я понимаю как возвращение к феодализму.
В последние времена участились сходы по родовому признаку, что заметил и историк Кыяс Молдокасымов.
По его словам, раньше было больше положительных сторон таких собраний. Сейчас же идет вмешивание в политику, что ни к чему хорошему не приведёт:
- Можно сказать, что родовой строй сохранял кыргызов. С помощью уруучулука призывали народ быть сплоченными, гордыми. Если рссматривать в этом аспекте, то в истории много положительных сторон. Про курултай рода солто я прочитал. Упомянуты многие известные, авторитетные кыргызские джигиты. Конец таких собраний заканчивается скандалом.
Доктор исторических наук, профессор Айнура Арзыматова отметила, что участие представителей кыргызской политической элиты в родовых сходах ведет к расколу общества:
- Участники курултая говорят "делиться не будем". Но если посмотреть с позиции здравого смысла, то это ведет к делению общества. Конечно, мы должны знать свою корни до семи отцов, свой род, но нет необходимости публичного демонстрирования. Какой пример мы подаем молодёжи проведением таких курултаев?
Источник - Марал радио
: 0