Сегодня, 7 февраля секретарь Совета безопасности КР Дамир Сагынбаев дал пресс-конференцию, на которой рассказал о предварительных итогах практически всех громких коррупционных дел, случившихся за последний год, и прокомментировал возможности привлечения к ответственности отдельных значимых фигур отечественной политической арены. Картина законности и правосудия, утвердившихся в Кыргызстане к настоящему моменту, получилась ну очень впечатляющая. Если коротко: с надеждами на хоть какую-то судебную справедливость и главенство права можно смело прощаться. Кого захотят посадить, посадят, кого надо – отмажут.
Главный политический процесс, запущенный с приходом на президентский пост Сооронбая Жээнбекова и вызывавший самые серьезные опасения, уже принес ощутимые плоды. Пресс-конференция Сагынбаева в этом смысле по-настоящему знаковое событие, потому что красноречиво подтвердило свершившийся факт. А именно, что в стране ясно обозначилась этакая каста неприкосновенной правящей верхушки, которой не грозит никакая ответственность за свои действия, и «каста назначенных козлов отпущения», которым предстоит быть огульно виноватыми за все.
Так, к примеру, ожидаемо попал в первую категорию Асылбек Жээнбеков. Причастность брата президента к лоббированию интересов компании TBEA при заключении соглашения о модернизации ТЭЦ никто рассматривать не будет, Дамир Сагынбаев об этом заявил без обиняков. Причем, экс-спикеру парламента даже не удосужились состряпать для красоты какое-нибудь алиби о непричастности. Ответ секретаря Совбеза тут буквально поражает удивительной смесью наглости и наивности, мол, следствие по уголовному делу о модернизации ТЭЦ уже завершено, всем виновным предъявлены обвинения, и материалы до конца недели будут переданы в суд.
То есть, единственное основание, почему следственный комитет не стал интересоваться мерой участия Асылбека Жээнбекова в подписании договора с TBEA – даже не якобы отсутствие доказательств, а просто тот факт, что следствие закончилось? Так сказать, крайних-то уже назначили, можно и выдохнуть спокойно. А младший Жээнбеков не причем, все, смиритесь!
О Райымбеке Матраимове секретарь Совбеза высказался в том же абсурдном духе железобетонной уверенности, не подкрепленной ничем кроме «честного» слова. По мнению выступающего, наличие в ГСБЭП младшего брата Матраимова, разумеется, никак не повлияет на ход проверки имущества «Раима-Миллиона»:
«Я уверен, что младший брат Матраимова, который работает в ГСБЭП, не будет мешать следствию. Он не занимается проверкой информации в отношении других лиц уполномоченных органов прокуратуры и ГСБЭП, которые занимаются расследованием имущества Райымбека Матраимова. Исламбек Матраимов занимается расследованием в отношении работников ГСБЭП КР, которые нарушили законность», - заявил Сагынбаев.
Путаную формулировку с объяснением должности младшего Матраимова, кстати, можно перевести на понятный язык так: Исламбек Матраимов работает начальником управления внутренних расследований и безопасности ГСБЭП, то есть, как раз наоборот, очень даже может повлиять на работу сотрудников ГСБЭП, расследующих источники имущества брата. Потому что должность у него для этого крайне весомая и подходящая. Неизвестно, понял ли Сагынбаев сам, что именно сказал, но на всякий случай добавил еще, что сейчас Исламбек Матраимов в отпуске, и поэтому вот вообще точно-преточно повлиять не сможет.
Великолепное обоснование, да. Именно то, что хочется услышать от секретаря Совета безопасности.
Наплевав не только на закон, доказательную базу, но даже и на простую человеческую логику, припечатал злостным коррупционером и расхитителем средств Сагынбаев, кто бы сомневался, - Кубанычбека Кулматова. Потому что Кулматов – внимание! – построил вместо двух школ одну!
А теперь следите за логикой Сагынбаева: постановление о строительстве школы подписывал тогдашний премьер-министр Жоомарт Оторбаев, подрядчиков, которые строили школу на грантовые китайские средства и перерасходовали строительный бюджет, выбирала сама китайская компания TBEA. Мэрии Бишкека, которую собственно и возглавлял Кулматов, передали на баланс уже готовое здание. Кто виноват, что вместо двух школ в регионах построили одну в Бишкеке, а гранта не хватило и пришлось дофинансировать из бюджета? Ну, конечно, Кулматов! Это он вступил в сговор (интересно, с кем?) и украл деньги на строительство второй школы.
В деле сбежавшего из страны бывшего первого вице-премьера Аскарбека Шадиева, по словам Сагынбаева, все тоже яснее некуда. Следствие и суд сработали на славу, Шадиева приговорили заочно к 10 годам лишения свободы и конфисковали имущества на общую сумму 1 млрд 852 млн сомов. Вот только интересно, как так получилось, что судили Шадиева за злоупотребление должностным полномочием и незаконно выписанную премию в размере 30 тыс. долларов (ее, кстати говоря, тоже вернул в пользу государства коррупционно «премированный» сотрудник), а имущества для конфискации у Шадиева нашлось почти на два миллиарда сомов. Откуда у экс-вице-премьера такие денежки? Извините, следствию оказалось совсем неинтересно. И даже не спрашивайте, почему.
Но вишенка на торте в выступлении Дамира Сагынбаева перед прессой – ответ на вопрос об Алмазбеке Атамбаеве. Тут секретарю Совбеза уже и Конституция КР оказалась не указ. «Экс-президента, - заявил Сагынбаев, - можно будет привлечь к уголовной ответственности, если против него дадут показания в ходе следствия или суда». Сагынбаев также уточнил, что имеет в виду те следственные и судебные процессы, по которым сейчас проходят бывшие высокопоставленные чиновники. Короче говоря, очень прозрачно намекнул, что «заходим посадить Атамбаева, посадим и Атамбаева», гарантированный Конституцией статус неприкосновенности ничего не решает.
Остается только резюмировать, что и никакой вообще закон в стране ничего не решает. Есть всем известный правящий клан и угодные или не угодные ему лица. Теперь это положение вещей и статус-кво спокойно транслируется уже и на уровне Совбеза.
Карина Тен
: 0