Градус накала антикитайских настроений в Кыргызстане на данный момент таков, что его уже трудно не заметить. Два митинга в течение последних двух месяцев, масса провокационных домыслов и непроверенной информации, гуляющих по сети и в мессенджерах мобильных приложений. И вместе с тем активный поиск виноватых в нагнетании антикитайской риторики. КНР действительно загоняет Кыргызстан в долговую яму, чтобы подчинить себе страну? Кто выводил людей на митинги в Бишкеке? Разобраться, что происходит на самом деле, с первого взгляда действительно сложно. Внесем ясность и ответим на главные вопросы.
Кто нагнетает обстановку?
Есть два основных фактора, которые сыграли значительную роль в формировании нынешней антикитайской повестки. И первый – это агитационная кампания, развернутая США. В апреле 2018 года представитель государственного департамента США Лаура Стоун, исполняющая обязанности заместителя помощника госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона, выступила с заявлением о том, что по американским данным в Китае массово задерживают представителей мусульманских меньшинств. Позже появилась информация о так называемых «исправительно-трудовых лагерях», в которых содержатся этнические уйгуры, кыргызы и казахи, проживавшие на территории КНР. Общественности были представлены свидетельства очевидцев, утверждавших, что они побывали в таких «лагерях» и могут засвидетельствовать, что там активно применяются пытки, а этнические зачистки в Китае действительно имеют место быть. Ближе к концу года новости об этом начали эпизодически появляться и в кыргызских, и в казахских СМИ, вызывая, по понятным причинам, активное возмущение аудитории.
Данные сведения однако представляются очень сомнительными. Ввиду того, что единственным источником информации, форсирующим эту тему, выступают Соединенные Штаты. Ни одна влиятельная международная организация, занимающаяся защитой прав человека, предотвращением пыток и мониторингом в масштабе общемировой обстановки, не подтвердила факты, заявленные американцами. А Китай не является настолько закрытой страной, чтобы суметь утаить от международных наблюдателей какие бы то ни было «лагеря с сотнями тысяч заключенных». Америка же давно ведет с КНР торговую войну, и дискредитировать сильного противника на внешнеполитической арене, ослабив тем самым его налаженные торгово-экономические связи и дипломатические отношения, США по-настоящему выгодно.
Не стоит заблуждаться и на счет того, сколько усилий прилагают США для распространения своего влияния в Центральноазиатском регионе, непосредственно граничащим с Китаем и имеющим с ним тесные, взаимовыгодные связи. На территории Кыргызстана действуют десятки НПО, финансируемых американскими донорами, и продвигающих ровно те идеи, которые нужны инвестору. Такая заказная агитация давно не редкость для отечественного информационного пространства. И сообщения, нагнетающие антикитайскую волну, исходят, в том числе, и из этого источника.
Второй ключевой фактор, сформировавший антикитайскую повестку – некомпетентность и коррумпированность отечественных госчиновников. Пытаясь замазать собственные воровские грешки и управленческие ошибки, они раз за разом сваливали вину на китайцев и. что называется, доигрались. Об этом на недавней пресс-конференции очень точно высказался бывший руководитель Антитеррористического центра СНГ, генерал-майор, Марат Иманкулов: «Есть крикуны, утверждающие, что Китай вмешивается в наши дела, раздавая кредиты, тем самым пытается поставить нас в зависимость в экономическом и
политическом плане. Наша страна действительно должна китайским банкам более $1,7 миллиарда. Но разве китайское правительство виновато в том, что деньги растащили наши коррупционеры-чиновники».
Иманкулов также привел в пример горнодобывающую отрасль, где в 2018 году было особенно заметно негативное отношение местного населения к китайским компаниям-разработчикам месторождений. Ситуация эта была спровоцирована опять же собственными управленческими госструктурами, которые не осуществляют должный контроль за деятельностью компаний. Претензии, подчеркнул Марат Иманкулов, стоило бы предъявлять «нашим чиновникам, которые раздавали лицензии направо и налево, а потом оставили компании решать проблемы самостоятельно. Мы должны контролировать, чтобы они соблюдали законодательство, наказывать за нарушения, вплоть до выдворения из страны. Теперь разгребаем последствия, когда местные жители видят, что разработка идет неправильно, не соблюдают экологические нормы».
Таким образом, наши госуправленцы и политические деятели фактически сами настроили народ против ближайшего геополитического соседа, постоянно муссируя тему огромного внешнего долга китайцам (но удобно забывая уточнить, кто эти кредиты брал и тратил), и бесконтрольно пуская в страну недобросовестный бизнес, по поведению которого народ судит обо всей КНР.
Причем здесь Атамбаев?
В середине января пресс-служба СДПК выступила с официальным опровержением причастности самой партии и ее лидера Алмазбека Атамбаева к организации антикитайских митингов: «В связи с участившимися попытками связать нагнетание в стране антикитайских настроений с деятельностью Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК), официально заявляем: этой очередной ложью и грязными информационными провокациями наши политические оппоненты пытаются свалить допущенные ими собственные ошибки на экс-президента Атамбаева А.Ш. и его сторонников.
Профессиональные спецслужбы могли бы без труда вычислить реальных организаторов провокационных митингов, в частности, прошедшего в Бишкеке 7 января и объявленного на 17 января, а Аппарат Президента и Правительство обязаны были проводить соответствующую разъяснительную работу.
Практически весь прошлый год органы государственной власти не принимали должных мер к распространению антикитайской информации и другим провокациям, наносившим урон развитию кыргызско-китайских отношений, а теперь, мы наблюдаем попытки переложить ответственность «с больной головы на здоровую». Это как раз тот случай, когда причины нагнетания антикитайских настроений власти должны искать у себя в госорганах, а не в деятельности политических оппонентов», - говорилось в опровержении. Казалось бы, версия о причастности Атамбаева к антикитайским митингам изначально настолько бредовая, что и говорить-то не о чем. Но распространялась она достаточно активно, а потому интересно проследить, откуда вообще эта «утка» возникла.
Тут политические оппоненты экс-президента, что называется, сами себя переиграли. С момента сложения Атамбаевым президентских полномочий его противники очень упорно пытались разыграть карту китайских кредитов в ущерб репутации экс-главы государства. Как заезженную пластинку повторяли, что это Атамбаев, много назанимавший у китайцев, вверг страну в пучину гигантского внешнего долга. Команда Атамбаева
заключала соглашение с китайцами о модернизации столичной ТЭЦ на неподъемную сумму, выбивала кредиты на строительство дорог и т.д., а нам после них расплачиваться. Правда в том, что все эти деньги стране действительно были нужны, и взять их было неоткуда, кроме как занять, а Атамбаев активно сотрудничал с Китаем и в самом деле немало средств на нужные Кыргызстану проекты добыл. Другой вопрос, что потом опять начинались коррупционные факторы, и многие кредиты, особенно в дорожном строительстве, расходовались как попало и частью утекали в карманы чиновников.
Но страшилку про «Атамбаева, госдолг и большой сильный Китай, который теперь нас тут всех поработит» повторяли так часто, что не запомнить ее китайский мотив люди просто не могли. И вот, как всегда бывает, наступило время ответной реакции, которую оппоненты экс-президента, не слишком прозорливые политики и политтехнологи, явно не предвидели: народ проникся антикитайским настроением. А это уже не шутки, тут внешняя политика начинается. В отчаянной попытке как-то повернуть вспять эту волну те же самые люди, которые твердили про опасность китайской экспансии и вредоносную дружбу Атамбаева с руководством КНР, начали продвигать совершенно противоположную по смыслу идею. Что, мол, Атамбаев и мутит воду, портит наши отношения с Китаем, подбивая людей выходить на антикитайские митинги. Отчаянно глупая выдумка. Но, опять же, винить, кроме самого себя, действующему руководству страны тут некого.
Чем грозит Кыргызстану нарастание антикитайских настроений?
И, наконец, необходимо сказать о том, что данная проблема представляется крайне серьезной сразу в двух плоскостях. Во-первых, широкое распространение антикитайской риторики в обществе грозит обернуться обыкновенным бытовым шовинизмом. Предвестники которого можно наблюдать уже сейчас в виде одиозных высказываний о том, что китайские трудовые мигранты отбирают работу у местных, а гражданкам Кыргызстана надо запретить выходить замуж за китайцев. Учитывая, что речь идет о ближайшем соседе, и население двух стран так или иначе постоянно контактирует между собой, пострадают в перспективе обычные люди, испытывающие на себе ксенофобию, причем с обеих сторон – и китайцы у нас, и кыргызстанцы, приезжающие в КНР.
На внешнеполитическом уровне антикитайская пропаганда приведет к охлаждению дипломатических отношений, застопорит общие стратегические, инфраструктурные и торгово-экономические проекты, а для развития Кыргызстана это будет очень значительным коллапсом.
Вот почему действующей власти сегодня критически важно осознать, что информационная среда страны не должна быть полем ни для чужих, ни для своих грязных агитационных игр. Пуская на самотек циркуляцию внешних информационных вбросов, как это происходит сейчас с США, или затевая собственные внутриполитические интриги, руководство страны рискует нанести серьезный урон всему Кыргызстану
Карина Тен
: 0