Как стало известно, 2019 год в Кыргызстане объявлен Годом развития регионов и цифровизации страны. Президент Сооронбай Жээнбеков рассказал об этом на встрече с жителями Сокулукского района Чуйской области, в ходе своей первой рабочей поездки в наступившем году. Глава страны также поделился результатами и достижениями по итогам работы за 2018-ый, который опять же был Годом развития регионов, и пообещал усилить выбранные направления деятельности. Вот только то, что правительство страны во главе с президентом сейчас пытается представить как продолжение начатого пути развития, повторно объявляя ту же самую главную тему года, в действительности стало полным провалом работы кабмина.
Честнее в данном случае было бы сказать не «продолжим развивать регионы», а «попробуем еще раз хоть как-то подлатать эту гигантскую проблемную сферу жизни Кыргызстана». Но главный тренд публичной риторики руководства страны, который оно продолжает и в этом году – неизменно хорошая мина при плохой игре. Иначе говоря, что бы ни происходило в действительности, говорить с высоких трибун будут только «о хорошем», рисуя и приукрашивая свои замечательные достижения.
Вот самый простой пример. В своем выступлении перед жителями Чуйской области президент рассказал о том, что основная деятельность по развитию регионов в 2018 году была направлена на открытие новых рабочих мест и создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сельской местности. Пресс-служба главы страны подкрепила это заявление цифрами: «Все эти и другие меры дали возможность в 2018 году обеспечить новыми рабочими местами более 2 тысяч 500 человек, открыто более 200 новых предприятий, занимающихся переработкой, хранением и сортировкой сельхозпродукции, а также в сфере текстильно-швейного и строительного производства».
Целых 2,5 тысячи рабочих мест за год? В масштабах целой страны? Уже смешно. Учитывая, что в Кыргызстане живет 6 млн. человек, и даже за вычетом миллиона трудовых мигрантов остается 5 млн. А теперь вспомним еще один знаковый факт. В 2018 году Министерство образования сократило свыше 3 тысяч учителей, работавших в школах страны. То есть в одной только сфере образования больше людей потеряло рабочие места, чем те новые 2,5 тысячи, о которых доложила пресс-служба. Кстати, и астрономические цифры трудовой миграции из областей Кыргызстана, которые за 2018 год не сократились и даже не остались на прежнем уровне, а продолжили расти, лучше всяких официальных докладов свидетельствуют о том, как обстоят дела с работой в регионах. Ну, и где то самое обозначенное региональное развитие?
И да, о сельхозпродукции, государство, дескать, рьяно поддерживает фермеров. Минувшей осенью Минсельхоз вовремя не решил все необходимые вопросы с Узбекистаном, отчего фермеры не смогли сбыть выращенный специально на экспорт для узбеков картофель. Причем, сам же Минсельхоз ранее и призывал его выращивать. Теперь местные рынки заполнены сильно подешевевшей картошкой, избыточной для внутреннего потребления, а сельхозпроизводители, влезшие в агро-кредиты, понесли убытки. Это тоже отнести на счет развития?
Еще один наболевший для регионов страны вопрос – доступ к чистой питьевой воде. Согласно официальному докладу, на начало 2018 года в Кыргызстане 1 млн. человек и, как минимум, 400 сел (по другим данным 600) не имели доступа к питьевой воде. Хотя международные доноры, в том числе и Всемирный банк, неоднократно выделяли средства для решения этой проблемы. Деньги, как уже потом высказались вскользь, уходили не по назначению, и проверкой занялись Генпрокуратура и Счетная палата. Сколько же сел за прошедший год было обеспечено питьевой водой – нисколько.
Единственным достижением в этой области за последние двенадцать месяцев стали переговоры с Евросоюзом. Просто в очередной раз попросили у ЕС денег на реализацию проекта «Таза суу». Да, если кто не знал – а тут кабмин действительно предпочитает помалкивать – у нас есть и такой глобальный проект. Вот только похвастаться в связи с ним нечем.
Можно было бы еще долго распространяться на тему дорожно-транспортной инфраструктуры, бесконечных долгостроев вроде трасс «Балыкчы-Корумду» и «Бишкек-Кара-Балта», качества дорожного покрытия, которое едва выдерживает один сезон, а потраченные на него средства, между тем, все добавляют стране долгов. Но и тут итоги будут те же самые, в ключе предыдущих – в сфере обеспечения регионов новыми и качественно отремонтированными дорогами ничего в лучшую сторону за этот год не изменилось.
С регионами все понятно. Облагодетельствовали их в 2018-ом министры и нижестоящие исполняющие госинстанции только в своих фантазиях. И рассчитывать на то, что те эти же самые люди как-то иначе справятся в новом году, не приходится. А что же с заветной цифровизацией, о которой так любит в последнее время говорить президент?
«Цифровые технологии проникнут во все сферы жизни - образование, медицину, бизнес, туризм. В работу судебных и правоохранительных органов цифровая инфраструктура будет введена в приоритетном порядке. В обязательном порядке будут реализованы проекты «Безопасный город» и «Безопасное дорожное движение», - пообещал Жээнбеков, назвав развитие цифровой инфраструктуры вторым ведущим направлением государственной политики.
Второй приз за пустословие, не иначе. Как (тут бы еще надо добавить - и на какие деньги?) Жээнбеков со своей командой собирается реализовывать такие глобальные общестрановые проекты, если за целый год правительство даже один единственный «Безопасный город» в локальных рамках одного только Бишкека не смогло запустить. А здравое решение отдать обеспечение проекта отечественным IT-разработчикам попросту пустило на ветер. И вообще, имеет ли смысл разводить красивые речи о всеобщем доступе к электронным госуслугам и тому подобным продвинутым прелестям жизни, когда простой охват интернетом территории республики составляет всего 34% и не растет хоть сколько-нибудь активно.
В 2018-ом, если делать объективные выводы, действительно стало очевидно, что мы имеем крайне слабое правительство, вместо активных предложений и решений проблем только растерянно разводящее руками или намеренно затягивающее процесс. Но хуже того, руководящий аппарат вдобавок упорно не желает признавать проблем, прячась за фантастическими планами и псевдодостижениями. Объявление основных направлений государственной политики и работы для нового года лишнее тому подтверждение.
2019-ый красиво назван Годом развития регионов и цифровизации, но точно не стал Годом, когда управленческий аппарат решил (хотя бы!) не закрывать глаза на реальное положение дел в стране.
Карина Тен
: 0