О поддержке частного предпринимательства на государственном уровне у нас в стране принято много и торжественно говорить. Вот только за торжественной частью никак не разглядеть реальных действий.
17 сентября президент Сооронбай Жээнбеков в очередной раз встретился с бизнес-сообществом, внимательно выслушал все жалобы и предложения, сам тоже покритиковал законодательную базу, ее исполнение и инвестиционный климат.
Собравшиеся привычно озвучили азбучные истины того, «как должно быть», на том и разошлись. Но дьявол, как известно, всегда кроется в деталях. И в деталях этой встречи, какой бы красиво постановочной она ни была, тоже просматривается реальное положение дел.
Так, что там в реальности? А в реальности, во-первых, полное отсутствие контакта и диалога власти с самими предпринимателями. На встречи такого типа приглашают исключительно глав всевозможных Ассоциаций, Союзов и Клубов, чья представительская функция исчерпывается формальным статусом наличия отрасли в разговоре. Приглашением, позволяющим после просто поставить галочку, что вот были и швейники, и строители, и торговцы «Дордоя», и еще какой-нибудь рыбсельхоз – в общем, возможность высказаться дали всем.
Сценарий, удручающий своей бессмысленностью: сначала президент рассказывает о том, что делает государство для того, чтобы помочь бизнесменам, потом спрашивает, где какие проблемы, и каждый представитель накидывает по чуть-чуть. Все, теперь руководство страны как бы в курсе, у кого что болит.
Так, к примеру, представитель Союза ювелиров КР, Сталбек Акматов, рассказывает: «Мы не получаем соответствующую поддержку, не разрешаются некоторые вопросы. Конечно, мы помогаем внешним зарубежным инвесторам. Они знают свои права и работают по статьям закона. Права внутренних инвесторов не соблюдаются, хотя они создают рабочие места, а их деньги остаются в нашей стране. Например, у меня есть коллега-предприниматель. Три года назад он приобрел здание за $1,5 млн. для открытия бизнеса. Но по какой-то причине правительство забрало это здание. То есть сам госорган забрал его имущество, и он не может возвратить здание или деньги».
Удивительная ситуация. А правительство что, все это время было не в курсе, что ущемило интересы бизнеса? Или, может, есть конкретные виновные лица, с которыми давно уже пора разбираться по факту? Вот только никто, конечно, никого не назовет. Никаких документов, предметного рассмотрения дела, личной ответственности.
Слово уже переходит к следующему спикеру, и директор Американской торговой палаты в КР, Зарина Чекирбаева, представляющая строительный сектор, жалуется на частые проверки объектов и компаний Генпрокуратурой и длительность выдачи разрешительных документов. И опять возникает тот же вопрос – а президент страны вообще может не знать, что творит подотчетная ему Генпрокуратура?
Напоминает наивную старинную молву про доброго царя-батюшку, которому просто не говорят о беззакониях, учиненных его надзорно-чиновничьим аппаратом, а так бы государь конечно, немедля бы, взялся за дело, да всех спас. В коллективной роли царя тут сразу и президент, и правительство, и генпрокурор, и их замы и все-все-все, кто якобы не в курсе. Но убедить в таких сказках можно было безграмотных крестьян век-другой назад.
А сегодняшний бизнес в Кыргызстане фактически, если дать ему хоть какое-то мимолетное слово, прямо сообщает, что главная общая проблема предпринимательства – коррупция, злоупотребления и должностные преступления в самих госорганах. В том, что все сферы бизнеса контролируют приближенные к власти люди. И на какую вообще поддержку государства можно рассчитывать, если должностные лица, это самое государство представляющие, как раз-то и занимаются рейдерством, откатами, сбором любой незаконной дани и барыша для себя любимых?
И никто из власть имущих не соберет настоящую встречу с бизнес-сообществом, пригласив на нее действительно самих предпринимателей конкретной отраслевой специализации, со всеми их проблемами, документами, затяжными разбирательствами – с одной стороны, а с другой – конкретных представителей тех надзорных органов и администраций, которые эти проблемы создали. Никаких таких очных ставок, нет. А то, мало ли, какие некрасивые истории с громкими именами всплывут.
Вместо этого удобный и чисто декоративный формат: «Президент внимательно выслушал, какой поддержки от государства ждет бизнес». Тут впору горько шутить, что, видимо, моральной. Потому что только на нее и можно рассчитывать в рамках таких встреч и в стиле «Ну, вы там держитесь, хорошего настроения и здоровья!». А, тем временем, сам бизнес в стране продолжит биться об коррупцию и произвол на всех госуровнях и медленно загибаться, к гадалке не ходи.
При Бакиеве уже такое было. И он, что характерно, тоже всегда публично «не знал» ни об одной махинации своего ближайшего окружения.
Нурлан Айвазов
: 0