Москва, Серпуховская площадь. На выходе со станции метро «Добрынинская» сразу кажется, что вдруг попадаешь в Кыргызстан, -точнее в какой-то фантастический его филиал: вокруг характерная русская архитектура города, какой не встретишь нигде в Центральной Азии, но сплошь азиатские лица, и ухо легко выхватывает из общего уличного шума кыргызскую речь.
Неподалеку находится посольство КР в РФ, но дело не в нем. Тут же, в повсеместно переделанных под офисы старинных особнячках, расположились конторы, предлагающие мигрантам оформление регистрации, устройство на работу, дешевые авиабилеты кыргызстанских перевозчиков – самые разнообразные услуги. Можно найти даже типично бишкекскую недорогую столовку с национальной кухней. Работают в этих местах тоже соотечественники. Обеспечение нужд мигрантов – такой отдельный бизнес для своих же...
8 августа, выступая на IV форуме соотечественников за рубежом «Мекендештер» экс-президент Роза Отунбаева предлагает не воспринимать трудовую миграцию как трагедию: «Все развитые страны прошли через этот этап. Посмотрите на Турцию. Их мигранты получили опыт за рубежом, который потом применили у себя на родине, и подняли страну. Я верю, что наши соотечественники, где бы они ни были, быстро обретают опыт и знания, ценности демократии, и верю, что им удастся с помощью этих знаний изменить страну».
В 2018 году отток трудовых мигрантов из Кыргызстана в Россию по статданным Института экономической политики РФ достиг максимального значения. Со времен вступления республики в ЕАЭС Кыргызстан остается единственной страной-членом экономического союза, в которой продолжается рост внешней миграции. А в общей сложности за границей на данный момент находится более 1 млн. кыргызстанцев. Деньги, которые они присылают семьям на родину составляют треть ВВП страны – ежегодно мигранты перечисляют в КР около 2,5 млрд. долларов (95% этих средств приходят из России). Экономика современного Кыргызстана в прямом смысле держится на плечах тех, кто уехал на заработки.
На форуме «Мекендештер» звучит много вдохновенных слов о патриотизме, о том, что каждый мигрант – инвестор в свою страну, о необходимости государственной поддержки соотечественников за рубежом и разработке эффективных программ для вложения средств мигрантов в проекты на родине. Между тем, главное и действительно существенное облегчение жизни трудовым мигрантам на государственном уровне случилось еще в 2015 году. Тогда вступление Кыргызстана в ЕАЭС автоматически отменило необходимость для граждан КР получать патент на осуществление трудовой деятельности и избавило от лишней запутанной волокиты с подтверждением дипломов и сбором кучи документов для выдачи разрешения на работу.
Позже, уже в 2017-м, также в рамках ЕАЭС, был одобрен проект Договора о пенсионном обеспечении. Согласно которому трудовой стаж мигрантов в пределах экономического союза стал учитываться на родине, и мигранты смогли рассчитывать на пенсию по стажу работы вне своей страны.
С тех пор никаких улучшений в правовом поле по статусу мигрантов не произошло, а вместе с тем в ноябре 2017-го Россия сократила квоту на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства. Разрешение на временное проживание, или РВП, документ, без которого мигрант просто не может легально находиться на территории РФ больше месяца. И получение РВП в принципе не самый простой пункт программы для того, кто решит отправиться на заработки, так как сначала прибывшему необходимо зарегистрироваться по месту временного проживания. Проще говоря, мигрант должен найти физическое лицо, владеющее жилплощадью, которое согласно его у себя зарегистрировать.
Фиктивная регистрация – прямой путь на родину с последующим запретом въезда на территорию РФ, равно как и просроченные документы регистрации и разрешения на временное проживание. Получив регистрацию, мигрант оформляет РВП, и вот тут вступает в силу квота, на основании которой ему могут отказать уже просто по причине того, что «лимит мигрантов на этот год и в этом регионе исчерпан». Квотирование выдачи РВП – одна из тех практик ФМС, которая, среди прочего, у самих мигрантов давно про главное наболевшее. Стремясь в столицу России и крупные города, где зарплаты выше, мигранты закономерно сталкиваются с самыми драконовскими мерами бумажной бюрократии и миграционной политики.
Вместе с тем в текущем году трудовым мигрантам пришлось максимально несладко. Во-первых, потому что в связи с проведением ЧМ по футболу в городах, принимавших матчи, был введен особый режим – регистрацию по прибытии необходимо было оформлять в течение суток, вместо прежних тридцати дней. А осуществить это очень проблематично.
Во-вторых, мэр Москвы Сергей Собянин выступил с предложением запретить водителям такси работать по своим национальным водительским правам. Тема обсуждается давно и в перспективе, как предполагают, коснется любого мигранта, желающего в РФ управлять транспортным средством – потребуется заново получать права, уже российского образца. А, значит, новые расходы и препоны работе.
Надо ли говорить, что «приземленные» темы вроде этих на форуме «Мекендештер» никто, разумеется, не обсуждал. Торжественная атмосфера вообще не располагает к грустным мыслям. Так что и в целом о проблеме миграции уже не так восторженно, а чуть более приближено к реальности Отунбаева, не став говорить вслух, написала только статью, которую получили несколько СМИ. Там, если как следует вчитаться, можно найти хотя бы признание того простого факта, что трудовые мигранты фактически брошены на произвол судьбы и предоставлены сами себе, в отсутствие какой бы то ни было заботы о них государства.
Но ни риторика экс-президента Отунбаевой, которая про мигрантов вспоминает в среднем раз в год, и за инициативами которой, строго говоря, не замечено никаких достижений в правовом поле трудовой миграции, ни риторика действующего руководства страны реальных проблем реальных мигрантов никак не касаются.
Власти Кыргызстана и замечать-то публично сам факт миграции как будто не хотят. Слишком уж он о многом свидетельствует и не в пользу эффективности государственного управления во всех сферах жизни страны. Признать, что миллион граждан вкалывает на чужбине и фактически содержит Кыргызстан, потому что агонизирующая национальная экономика с этим попросту не справляется, значит признать, что поперек всех великих стратегий развития, показательной борьбы с коррупцией и картин светлого будущего, в стране все очень плохо и становится только хуже. Потому люди и уезжают в поисках денег и лучшей жизни.
Нет, не те воображаемые Розой Исаковной образованные и набравшиеся культуры и демократии патриоты, которые потом вернутся поднимать любимый Кыргызстан, а обычные люди, вынужденные бросать здесь своих детей и родных, чтобы работать много и тяжело в не самых высокооплачиваемых сферах, а иногда и не с самым легальным правовым статусом. Обычные люди, постоянно волнующиеся об ужесточении миграционной политики принимающей стороны, а часто и мечтающие получить уже наконец заветный красный паспорт гражданина РФ, чтобы не простаивать часами в толпе таких же как они мигрантов на таможенном контроле в аэропорту, слыша раздраженные окрики работников таможенной службы. Не пытаться любыми путями устроиться на работу и через знакомых оформлять необходимые документы, не ломать голову над тем, как добыть медстраховку, а просто почувствовать себя защищенными и полноправными гражданами.
И это не отсутствие патриотизма, а банальное человеческое желание жить спокойно и достойно. Желание, которое родина этих людей сейчас не может осуществить. Вот так выглядят настоящие трудовые мигранты.
Но таких мигрантов отечественные госчиновники, парламентарии и члены кабмина конечно и в глаза-то никогда не видели. И ради этих людей, нужды которых действующей власти так удобно не замечать, никто из нынешних гос.мужей до сих пор палец о палец не ударил. Зато в недавно принятой национальной стратегии развития до 2040 года помпезно написано, что главный приоритет развития страны – это ее человеческий потенциал.
Нурдин Айвазов
: 0