Вчера Сооронбай Жээнбеков выступил с обращением к депутатам Жогорку Кенеша. По словам президента, он решил обратиться к парламентариям «по стратегическим направлениям развития страны и ключевым вопросам общества». В своей речи Жээнбеков действительно затронул буквально все аспекты жизни современного Кыргызстана, однако выступление главы государства скорее вызвало недоумение, а не задало некие новые векторы обсуждения необходимых республике реформ. И вот почему:
Старые песни о главном
Даже сами депутаты по окончании встречи с президентом отметили, что не узнали для себя ничего нового. Все озвученные Жээнбековым проблемы и задачи уже проговаривались не один десяток раз и им самим и его предшественниками. Необходимость судебной реформы, эффективная борьба с коррупцией, компетентные кадры на всех уровнях госуправления, стратегическое партнерство с соседями, модернизация сектора энергетики, обеспечение устойчивого развития бизнеса, экономический рост регионов – повестка, актуальная для Кыргызстана далеко не первый год.
По мнению парламентариев, и с этим трудно не согласиться, весь вопрос касательно перечисленного в том, чего же раз от раза не хватает для его исполнения. Кто-то из нардепов считает, что политической воли, кто-то говорит, что эффективного взаимодействия всех трех ветвей власти.
Некоторые склонны винить правительство в ненадлежащем уровне работы. Как бы то ни было, и самим депутатам, и уж тем более общественности, было бы гораздо интересней именно обсуждение с президентом ключевого вопроса: так что же столько лет в корне мешает нам реализовать задуманное? Но Жээнбеков для своего выступления предпочел форму монолога, и никакой обратной связи у законотворцев с президентом не получилось.
Популизм вместо конкретики
Cложно было не заметить, что речь президента больше напоминала предвыборную агитку, а не рабочие тезисы. «С чистыми помыслами», «сильное духом и благополучное Кыргызское государство», «должно стать жизненной миссией и высокой целью для каждого из нас!».
Спору нет, звучит красиво, но для торжественного случая вроде инаугурации или годовщины образования ЖК. А спустя полгода работы в должности от президента уже хотелось бы слышать не вдохновляющие посылы и посулы, а артикуляцию конкретных шагов. Что предпринято, что еще предстоит сделать для реализации упомянутых проектов, какие есть трудности? Президент же, рисуя сплошь светлые перспективы, ограничился обтекаемыми формулировками в духе стандартной избирательной кампании. О том, что все, что нам надо, непременно заработает, реализуется, осуществится, причем буквально с начала будущего года.
Декларативные намерения vs реальность
Сооронбай Жээнбеков в очередной раз повторил и все свои обещания жестко бороться с коррупцией, не допускать семейственности во власти и не устраивать травли политических оппонентов. Однако именно по этим пунктам к сегодняшнему дню слова главы государства максимально далеко расходятся с его же делами. Жээнбеков публично грозит коррупционерам тем, что «у государства руки длинные, преступника везде достанет». Но уличенный в злоупотреблении должностным положением Аскарбек Шадиев смог беспрепятственно покинуть страну, а точное местонахождение главного «таможенного вора Кыргызстана» Райымбека Матраимова неизвестно до сих пор. Клановость из управленческих структур тоже никуда не исчезла. Президент не только будто в упор не замечает наличия родственных связей среди нынешних гос.чинов, но и
сам подает пример. Клан Жээнбековых может «похвастать» уже одиннадцатью должностными родственниками в разных ведомствах и структурах. Что же касается политических оппонентов, то и тут все обстоит не радужно. Достаточно вспомнить Сапара Исакова, и его на скорую руку состряпанное бездоказательное обвинение по делу ТЭЦ.
Слишком много приоритетов
Такой концентрации приоритетов на единицу времени выступления давно не случалось в речах первых лиц государства. У Жээнбекова приоритетным оказалось каждое второе направление работы госаппарата. Хотя не нужно быть даже опытным экспертом, чтобы понимать, что объять необъятное невозможно, и резко продвинуться по всем фронтам реформ и развития не получится при всем желании. Возникает справедливое опасение, что речь опять же либо о банальном популизме, либо, что еще хуже, у руководства страны нет никакого ясного и конкретного плана действий. Ни на краткосрочную, ни на среднесрочную перспективу. Отсюда и прекраснодушные рассуждения о том, что будем развивать все и сразу. А где на эти цели взять ресурсы и бюджет? Никто не знает.
Невнимание к социальному сектору
И, наконец, отдельно стоит отметить показательное невнимание Жээнбекова к вопросам социальной политики. Здесь необходимо понимать, что именно социальный сектор наиболее быстро восприимчив к любым преобразованиям. Это не внешняя политика, где один только переговорный процесс может занимать годы, не долгосрочные проекты в области энергетики, которые можно бесконечно рассматривать на перспективу. Это сфера, перемены в которой практически сразу и напрямую влияют на жизнь людей.
Но, единожды коснувшись социальных выплат, президент только посетовал, что их надо пересмотреть: «Категория граждан, получающих пособия, остается многочисленной. Есть случаи, когда пособия получали и вполне обеспеченные люди».
В Кыргызстане только по официальным данным треть населения находится за чертой бедности. А размеры пособий, пенсий и других социальных выплат не покрывают реального прожиточного минимума.
Начальные ставки по зарплатам работников бюджетной сферы также не дотягивают до этого уровня.
Крайне низким остается доступ населения, особенно в регионах, к образованию и здравоохранению.
Количество трудовых мигрантов, находящихся на заработках за пределами страны, по данным на этот год составило более чем 740 тысяч человек.
Но ни одну из перечисленных проблем Жээнбеков в своем выступлении не упомянул и никаких конкретных путей решения здесь также не предложил. Правда, пообещал реализацию мер по пропаганде спорта и здорового образа жизни среди населения. Особенно в регионах.
Карина Тен
: 0