Казахстан уверенно укрепляет свои позиции среди государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в обеспечении населения продуктами питания. Страна не только лидирует по низким розничным ценам на многие социально значимые товары, но и ставит амбициозную цель – достичь полного самообеспечения к 2028 году. Речь об этом шла на совещании у вице-премьера Серика Жумангарина. Параллельно Казахстан поднимает вопрос дефицита воды, призывая страны региона к справедливому распределению водных ресурсов.
За продовольственную безопасность отвечают два министерства. Первое – Министерство сельского хозяйства следит за тем, чтобы еды было достаточно и она была на прилавках. Второе – Министерство торговли и интеграции заботится о том, чтобы цены были приемлемыми. Эти задачи четко прописаны в планах развития до 2030 и 2028 годов.
На совещании вице-премьера Жумангарина чиновники подвели итоги работы. В результате констатировано, что за последние пять лет Казахстан стал производить больше еды. Общий объем вырос на 11,3%, что равно 8,3 трлн тенге (около 15,5 млн долл.) Особенно преуспели те, кто выращивает овощи и фрукты (рост 14%), животноводство тоже показывает хорошие результаты (плюс 5,6%), сообщил ресурс dknews.kz.
Первые полгода 2025 года тоже отмечены ростом. В этом году в республике решили засеять больше земли, чем обычно. Хотя зерна стало меньше, зато больше внимания уделяют культурам, которые хорошо продаются и приносят прибыль, например, подсолнечнику. Картофеля тоже посадили чуть больше.
В животноводстве ситуация также улучшается. В первой половине 2025 года стало больше коров, овец, лошадей и птицы. Благодаря этому мяса, мяса птицы, молока и яиц стало производиться больше. В итоге вся еда – молоко, мясо, мука, масло – тоже производится в больших объемах.
Вице-министр сельского хозяйства Ермек Кенжеханулы сообщил на совещании 18 августа, что Казахстан уже обеспечивает себя мясом, молоком, яйцами, овощами и мукой на 80–100% и более. Однако импорт по мясу птицы, колбасам, сырам, сахару и рыбе все еще присутствует. Для решения этой задачи Казахстан активно строит новые предприятия: с 2022 по 2024 год заработали 17 птицефабрик, повысив уровень обеспеченности мясом птицы с 67 до 79%.
В планах – запустить до 2028 года еще 41 фабрику, что, по мнению министра Кенжеханулы, даст полную независимость в этой сфере. Он подчеркнул, что в молочной отрасли картина также радует: в республике действуют 69 молочных ферм, еще 47 на стадии строительства. После их запуска производство молока вырастет на 600 тыс. т в год, что позволит полностью покрыть потребности в сырах и твороге.
Министерство торговли и интеграции предпринимает шаги для того, чтобы основные продукты питания оставались доступными. Первый вице-министр Айжан Бижанова отмечает, что с начала года темпы роста цен на социально значимые товары заметно снизились. Если в первом квартале общий рост составил 8%, то с апреля он последовательно замедлялся: 1,6% в апреле, 1% в мае, 0,7% в июне, 0,4% в июле и всего 0,1% за первую половину августа. Это говорит о том, что усилия ведомства по сдерживанию цен дают результат.
«По 15 позициям продовольственных товаров, в том числе на масло подсолнечное, творог, яйца, соль, гречку, рис, муку, овощи и другие, в Казахстане отмечаются самые низкие рыночные цены среди стран ЕАЭС. По молоку и говядине Казахстан уступает только Беларуси, по курятине – Беларуси и России, по сливочному маслу – Кыргызстану», – заметила Айжан Бижанова.
Государство поддерживает фермеров, помогая развивать откормочные площадки и мясные кластеры, а также организует ярмарки. Чтобы казахстанские товары были на полках магазинов, готовятся изменения в законах: сроки оплаты за поставки ограничат 30 днями. За контролем будет следить новая система «Сапалы нім», которая пока находится на стадии разработки. На совещании также обсуждался вопрос влияния тарифов на цены. Вице-премьер Серик Жумангарин дал поручения по обеспечению доступности продуктов.
Однако для обеспечения продовольственной безопасности необходим один жизненно важный ресурс – вода. Это, пожалуй, самый главный элемент, без которого невозможно представить развитие ни растениеводства, ни животноводства. Можно строить самые современные фермы, закупать лучшую технику и использовать передовые технологии, но если нет воды для полива полей или для скота, все усилия будут напрасны. Вода – это основа, фундамент, без которого аграрный сектор не сможет развиваться.
В условиях меняющегося климата и растущих потребностей населения обеспечение сельского хозяйства достаточным количеством воды становится не просто важной задачей, а критически важным вопросом национальной безопасности. С дефицитом воды сталкивается не только Казахстан, но и соседние страны Центральной Азии.
Вопрос воды был поставлен ребром на недавнем совещании Центральной Азии, где Казахстан представлял вице-премьер Канат Бозумбаев. Он заявил: водные ресурсы в регионе должны распределяться честно. Это заседание Межгосударственной водохозяйственной комиссии – главного центра, который управляет трансграничными реками, было вызвано засушливой погодой, и в центре внимания стоял оперативный вопрос: как справедливо поделить воду?
«Это не просто статистика, это реальная угроза для тех, кто живет ниже по течению. Мы вынуждены признать, что прошлые договоренности в рамках комиссии выполняются не в полном объеме», – подчеркнул Канат Бозумбаев. Он настоял на том, что странам пора переходить от пустых обещаний к конкретным шагам, укрепляя сотрудничество в водопользовании на основе взаимного доверия. «Только совместная работа принесет ощутимые результаты для всех нас и для всего региона», – заключил вице-премьер.
Стоит отметить: ранее сообщалось, что Киргизия и Узбекистан готовы были направить в Казахстан 600 млн куб. м воды, чтобы помочь южным регионам справиться с дефицитом полива (см. «НГ» от 08.04.25). Эти договоренности, как подтвердил Бозумбаев, должны были обеспечить сельское хозяйство нужным объемом воды. Но, увы, по последним данным, график поставок воды в Казахстан отстает более чем на миллиард куб. м.
Впрочем, эксперты не первый год бьют тревогу по поводу рисков возникновения конфликтов из-за водных ресурсов в Центральной Азии. Общие реки, все более засушливый климат, растущие нужды сельского хозяйства и населения – все это создает коктейль, способный воспламениться.