Есть такое распространенное выражение: «Страна у нас бедная, а вот люди богатые!». Если дальше Бишкека не ездить, то в это утверждение можно поверить. В остальном Кыргызстане полно населенных пунктов, где либо живут на то, что присылают работающие за рубежом родственники, либо на одном чае с лепешками.
Поэтому вывод ясен: по-настоящему богато в Кыргызстане живут не все люди, а лишь избранные. С начала 1990-х годов, финансовая пропасть между супербогатыми и бедными за последние четверть века только углублялась. Чем же можно характеризовать нынешних олигархов? Несут они стране благо или же представляют для нее угрозу?
Начнем издалека. У кыргызского народа есть малый эпос «Эр-Тоштук», который начинается словами:
Жил на свете бай Элеман.
Жадный нрав старику был дан…
Из этого отрывка уже можно делать вывод, что богатых в традиционном кыргызском обществе испокон веков не очень-то и любили. А сколько народных сказок сохранилось, где богачи предстают в крайне невыгодном по современным понятиям свете! А все почему? Потому что они не хотели делиться.
Вообще, чтобы не выдумывать новые понятия, достаточно подумать над старыми. Изначально «богатый» - это тот, кому богатство дал Бог. Не поверите — для того, чтобы он мог им делиться с бедными. А «бедные» - это те, кого настигают беды. Вот и все.
Но ведь и дело здесь — не в одном богатстве, как таковом. Нынешний олигарх – это не просто супербогатая фигура, возглавляющая какой-нибудь «ТОП-100 самых богатых людей Кыргызстана». Это — еще и тот, кто имеет связи в политике, а зачастую — и собственные политические амбиции. Тот, кто располагает собственными СМИ и имеет мощное лобби в судебных и правоохранительных структурах. То есть, образно говоря, наш олигарх — это такой царек в миниатюре, который нередко стремится стать большим царем или ханом. К слову, если буквально перевести с греческого, то «олигархия» – значит «власть немногих».
В этом месте мне могут заметить: «Как же так? Все же олигархи – неплохие ребята, они создают рабочие места, открывают новые производства. Благодаря их деятельности растет экономика. В чем проблема? Тебе что ли их работа не нравится?».
А вы знаете — нет, не нравится. И не потому, что олигархи — люди плохие или хорошие: в мире вообще нет ни абсолютного зла, ни стопроцентного добра. И даже не потому, что нынешние кыргызские олигархи накопили свои деньги в период «лихих девяностых», когда большинство нашего народа стало в одночасье нищим (причем во многом именно за счет этого олигархи и разбогатели).
Проблема — в другом.
У наших олигархов, по моему личному мнению, - психология временщиков. С момента независимости прошло 26 лет, но выше уровня: «Хватай и беги» никто из них подняться так и не сумел. Урвал кусок — и беги, пока (или чтобы) не поймали. А обустраиваться серьезно, инвестировать в производство на родной земле – это не про них. Если что-то и производить, то, например, водку, которая недаром называется «жидкой валютой» или транспорт и связь. То есть, те сферы, где можно заработать быстрые деньги. Но в основном, это — торгово-посреднический капитал. Да и то…
Недавно ко мне приезжали друзья из России. Они поехали смотреть бишкекскую достопримечательность – самый крупный рынок. Как же — чуть ли не главная достопримечательность Кыргызстана после Иссык-Куля. Друзья мои очень удивились, получив от нескольких горожан один и тот же совет: «Деньги держите все время в руках, в кошелек не кладите, а то немедленно его подрежут воры». Хочется спросить: неужели на предприятии такого масштаба нельзя поставить видеокамеры, и переловить всех воров в два счета? Тем более, у хозяев, насколько известно, мощная в плане кадрово-технического отношения служба безопасности? Понемногу начинаешь понимать, что переловить всех воров не то, чтобы нельзя, просто никому из хозяев это не интересно. Это же не в Москве магазины открывать.
И еще пара соображений общего характера. Олигархи в массе своей предпочитают решать вопросы с чиновниками методом коррупции. Можно сказать, что «коррупция», «обман» и «олигархия» – это просто синонимы. Не хочу ни на кого показывать пальцем, но уж коррупционных скандалов с их участием произошло в Кыргызстане во времена независимости больше, чем достаточно. То есть, это только те случаи, которые «засвечены» в глазах общественности. А на сколько умножать те, которые не известны? На пять? Десять?
Во-вторых, та самая «власть немногих» ненавидит любую конкуренцию с собой. Она заинтересована в самосохранении, поэтому более молодые конкуренты с новым сознанием, новыми современными подходами к бизнесу ей просто не нужны и даже опасны. Таких ребят стремятся выдавить с рынка, включая и политический, по малейшему поводу или без повода (тут и связи с силовиками очень кстати бывают).
Так что у меня для вас, уважаемые читатели, плохие новости: консервируя олигархическую экономику, мы консервируем отсутствие конкуренции, а значит, свою нищету и отсталость. Еще старик Маркс про это хорошо говорил. А уж пустить олигархов во власть, и позволить им слить мощь своего капитала с политической мощью – сами понимаете, чем это будет чревато. Олигархические кланы, если не найти им достойной альтернативы, укрепят свою власть на века.