Современная система региональной безопасности Центральной Азии испытывает давление со стороны комплекса новых и трансформированных угроз, исходящих с территории Афганистана.
Эти угрозы нельзя рассматривать исключительно через призму военной или террористической активности. Их природа многослойна, от военно-политической до социально-идеологической и технологической.
В рамках новой «Большой игры» Афганистан превращается в инструмент косвенного давления на Центральную Азию, которая выступает «мягким подбрюшьем» сразу для нескольких геополитических центров силы.
Главные риски не только вооруженная инфильтрация группировок вооруженных современным оружием включая дроны, а возможную турбулентность и управление извне.
Большую роль играет геополитический фактор (столкновение больших игроков за влияние в регионе), где Афганистан остаётся одним из главных факторов долгосрочных угроз и нестабильности для Центральной Азии. Речь идёт о совокупности сразу социальных, идеологических и технологических рисков, усиливающих внутреннюю уязвимость государств региона.
Современная ситуация вокруг Афганистана характеризуется высокой степенью нестабильности. На южных и восточных рубежах фиксируются регулярные вооружённые столкновения между силами де-факто правительства «Талибан» и Пакистана. Параллельно сохраняется напряжённость на ирано-афганской границе, где не решены водные и территориальные споры, а также вопросы взаимодействия в сфере безопасности.
Дополнительным дестабилизирующим фактором выступает возможность эскалации конфликта между США, Израилем и Ираном. Потенциальные удары по Ирану способны вызвать каскад региональных последствий, что усилит давление на Афганистан и сопредельные государства.
После завершения активной фазы конфликта в Газе внимание глобальных акторов, вероятно, будет смещено на Сирию, где присутствует значительное число выходцев из Центральной Азии. Перемещение из Сирии в Афганистан уже делает последний стратегическим плацдармом для подготовки и возможного направления операций в страны Центральной Азии.
Внутренний ландшафт Афганистана остаётся также крайне неоднородным. Помимо «Талибана» и его фракций (кабульский офис и кандагарский), активны оппозиционные формирования, «Фронт освобождения Афганистана», усиливается активность ячеек Вилаятуль Хорасан» (ИГИЛ), которое действует практически по всей территории Афганистана.
Кроме того, потенциальным источником угрозы являются граждане Центральной Азии, участвовавшие в боевых действиях на территории Сирии или Украины. Часть из них могут представлять интерес как для вербовки в террористические группы, так и определённых структур в чисто операционных целях.
Растет и усовершенствуется военно-техническая и информационно-пропагандистская деятельность ИГИЛ ВХ. Как мы видим террористическая сеть активно осваивает инструменты цифровой среды, переходя от ранее используемой пропаганды к гибридным формам воздействия.
Использование искусственного интеллекта, нейросетей, манипулятивных алгоритмов и таргетированной информации превращает интернет-платформы в ключевое пространство вербовки. Основная целевая аудитория, это молодёжь стран Центральной Азии, социально активная, но нередко не обладающая достаточным критическим мышлением и цифровой грамотностью.
Затрагивая вопрос о радикализации, то она может исходить как из бытовых, семейных проблем, а также извне, путем целенаправленных нарративов. Например, вопроса о справедливости, давление на религию, нарушения прав верующих, исламофобии, или противопоставление на «своих» и «чужих» в одном обществе.
Также необходимо учитывать уже мировой триггер, влияющий на радикализацию. Это открытый геноцид в Газе, который воспринимается как символ «несправедливости», двойных стандартов. И соответственно это становится «религиозным долгом» по защите мусульман и ислама. При этом политизация молодежи, часто может носить поверхностную и больше эмоциональную окраску.
В странах с ЦА и также Ближнего Востока любые конфликты могут стать базой для виртуальной пропаганды: мемы, видео, короткие ролики с эмоциональным подтекстом. Вербовщики используют простую схему: «мусульмане угнетаются - твой долг – присоединиться к вооруженной борьбе», так как другое уже не работает, только сила.
Картинка успехов и приход к власти талибан в Афганистане, или Хаятуль тахрир Аш Шам (фронт аль нусра) в Сирии, скорее всего только усилит результативность пропаганды. Молодежь воспринимает визуальный контент сильнее, чем текстовый. Поэтому вызовы для стран ЦА на самом деле очень серьезные.
Между тем старые методы противодействия как разные запреты, традиционные религиозные лекции — теряют эффективность и не будут уже работать, поскольку радикальные группы трансформируясь, меняют форму и методы.
Кадыр Маликов
Гороскоп с 13 по 19 октября 2025 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 19.10.2025 | |
USD | 87,4500 |
EUR | 102,2903 |
CNY | 12,2720 |
KZT | 0,1632 |
RUB | 1,0927 |