Регион Ближнего Востока — один из наиболее нестабильных регионов в мире. Сейчас вновь нарастает напряжение по отношению к Ирану, в основном со стороны США и Израиля; имеется определенное напряжение между Турцией и Ираном; по причине целого ряда факторов отношения Ирана как с Азербайджаном, так и Арменией весьма сложные. При этом в эти дни, после ареста 19 марта 2025 года мэра Стамбула Экрема Имамоглу, все говорят о нарастающей дестабилизации в Турции.
В последние два года внимание всего мира было приковано к военной операции с массовыми бомбардировками и многотысячными жертвами в Палестине со стороны Израиля; имело место вторжение Израиля в Ливан, также со значительными разрушениями. А в декабре 2024 года пала Сирийская Арабская Республика, где вместо достаточно светского, хотя достаточно неказистого режима Башара Асада воцарилась власть джихадистов в лице движения Хаят Тахрир Аш Шам (ХТШ), возглавляемого в последние годы текущим «президентом Сирии на переходный срок с 29 января 2025 года» Ахмедом Хусейном аш-Шараа, так же именуемым как Абу Мухаммад аль-Джулани, являвшимся в прошлом участником Иракской войны на стороне Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), и одним из лидеров отделения Аль-Каиды в Сирии — организации Джебхат ан-Нусра (все эти организации запрещены во многих странах мира).
Как же так получилось, что один, весьма непрогрессивный режим, правивший десятилетия, был заменен другим, ретроградным и жестоким, и каковы последствия от этих изменений для народа Сирии и для соседствующих государств. Хочу подчеркнуть, что не следует считать происходящее в Сирии чем-то далеким и не касающимся нас. Очень много параллелей между происходящим там, и процессами на постсоветском пространстве, включая и наш регион, Центральную Азию.
1. Почему пала Сирийская Арабская Республика
Основной причиной падения режима Башара Асада, думаю, следует считать отсутствие каких-либо улучшений жизненных условий простого населения страны на фоне гигантской коррупции, беззакония и вседозволенности для власть-имущих и военных, последние из которых, кстати сказать, получали мизерную заработную плату в размере от пятнадцати до пятидесяти долларов в месяц.
По многим свидетельствам, условия жизни в Сирии 2024 года были намного тяжелее, чем во время активной фазы гражданской войны, в 2012-2017 годах, что, безусловно, обострило социальные противоречия и ненависть простого народа по отношению к власти.
Поэтому, выиграв войну с помощью России и Ирана в 2017 году, руководство Сирии проиграло мир в 2024. Как результат, потеряло власть в декабре 2024 года. Что же касается простого народа — последствия весьма неоднозначные для него.
Причиной падения власти в том, что в Сирии не занимались ни какой-либо значимой модернизацией армии, ни развитием экономики, ни значимым политическим процессом по действительному примирению противоречий между всевозможными этническими группами и религиозными конфессиями, накопившихся за годы правления семьи Асадов, и особенно за годы гражданской войны в Сирии.
Сирия была раздираема как внутренними противоречиями, так и противоречиями в интересах между региональными и мировыми державами, столкнувшимися на территории Сирии. В частности, у Турции были свои интересы в виде снижения влияния и роли сирийского Курдистана, де-юре части Сирии, но де-факто самоуправляемой территории со своей армией и экономикой, базирующейся на нефти; у США был свой интерес в виде продолжение добычи нефти с одной стороны, и создания проблем для России и Ирана, с другой стороны. У сопредельного Израиля всегда были свои интересы в частности по противостоянию влияние Ирана и возможному расширяем своих территориальных возможностей своих территорий за счёт сопредельных сирийских земель включая контролируемые уже много лет Голанские высоты. При этом, основными сторонниками официального руководства Сирии до декабря 2024 года были Иран и Россия, которые и приложили максимальные усилия в стабилизацию ситуации в Сирии и укрепление власти Башара Асада. Но получить власть – это одно, а воспользоваться ею для всеобщего блага, примирив все стороны и показав возможность взаимовыгодного сосуществования и экономического благополучия для всех это – другое, гораздо более сложное явление.
И со второй задачей, несмотря на всю поддержку со стороны России и Ирана, правительство Башара Асада не справилось. Так, несмотря на все противоречия, сирийские власти пустили на самотек вопросы укрепление обороноспособности и улучшение экономического положения населения. В частности, они, при наличии внутренних угроз, совершенно не учитывали опыт войны на Украине, в то время как в противовес сирийским властям, всевозможные террористические группировки на территории провинции Идлиб, население которой, за счёт переселения туда несогласных с режимом Асада, достигло 3 млн человек, усовершенствовали свои боевые возможности за счёт прекрасной экипировки, вооружения и подготовки к войне нового типа при поддержке Турции (ввиду очевидных противоречий между интересами Б. Асада и Турции, о чем уже заявляли официальные власти Турции), возможно, Израиля, и по многим заявлениям, при участии представителей украинских спецслужб (как минимум при участии украинских инструкторов). В частности, обучение новым методам войны с применением дронов и координации действий с помощью спутниковых данных и современных средств связи, по всей видимости, сыграли большую роль в скорой победе «оппозиции» над армией САР. Таким образом, власти Сирии потеряли свое превосходство. А так называемая «оппозиция», расположенная в Идлибе, сумела провести очень организованную кампанию с неожиданным даже для них самих и для их спонсоров успехом.
Почему же так получилось? С одной стороны, как всегда, в «диком поле» побеждают самые дерзкие, с другой стороны, связи известных в международном плане боевиков, «наследников» Аль-Каиды, способствовали более лёгкому финансированию из различных частных исламских фондов. Соответственно, относительно более высокая агрессивность, а также наличие финансовых средств, очень сильно помогли именно этой группе так называемой сирийской оппозиции. (ХТШ)
Следует, конечно, упомянуть, что не последнюю роль в падении режима оказали обстоятельства международного и регионального уровня. В частности, война на Украине, куда сконцентрировано основное внимание российских властей, с другой стороны, ввиду событий в Ливане, где Израиль вел войну против Хэзболлы, что вынудило боевиков (военных, кому как угодно) Хэзболлы забрать свои силы из Сирии на родину, в Ливан. А также снижение активности Ирана на территории Сирии ввиду возможного конфликта между Израилем (при поддержке или прямом участии США) с одной стороны и Ираном, с другой стороны.
Хотя, ради справедливости, стоит отметить, что из диалогов с коллегами из региона Ближнего Востока у меня сложилось впечатление, что не последнюю роль также сыграл вероятный подкуп высокопоставленных армейских офицеров, поскольку немало солдат армии САР в интервью для арабских телеканалов отмечало, что несмотря на их готовность сопротивляться, «во избежание жертв среди мирного населения», они получили приказ переодеться в мирных жителей, оставить оружие и раствориться среди мирных жителей. При этом ХТШ утверждал, что он «трогать мирных жителей не будет», он воюет только против армии Асада, что, вероятно, подействовало успокаивающе на многих в условиях нарастающего хаоса.
Таким образом, при отсутствии боеспособной армии, которую в значительной мере не только не улучшили, но, ввиду внутренней борьбы отчасти даже вычистили от сильных боевых офицеров за последние 7 лет «перемирия» власти Сирийской Арабской Республики, а также в виду упавшей поддержки населения в свете суровых экономических реалий и отсутствия прогресса в политическом процессе и значительных противоречий международного уровня, по всей видимости, САР была обречена на провал. Но, к сожалению, этот провал армии САР и режима Башара Асада не остался без последствий и для простого населения страны. Несмотря на обещания «не трогать мирных» в ноябре- декабре 2024 года, страну ожидали кровавые события.
2. События в Латакии и Тартусе
Из современной Сирии, конечно, очень трудно получать детальную и объективную информацию, но множество фактов говорит о том, что там имел или до сих имеет место геноцид определенных меньшинств. В частности, алавитов, которое представлял бывший лидер страны, Башар аль Асад, христиан и друзов, интересной религиозной деноминации, признающей, как и Ислам, всех пророков Авраамических религий (Иудаизма, Христианства и Ислама), но верящих при это в переселение душ. Но если последних, ввиду географического расположения (близ границ Израиля), под свою протекцию сейчас берет Израиль, то первых, зажатых между горами Латакии и Тартуса и Средиземным морем, защитить некому. Поэтому в сети можно видеть видео и фотографии с сотнями расстрелянных, причем демонстративно, на камеру, после издевательств и избиений. Немало из них детей и женщин. Вдобавок к расстрелам по населённым пунктам Латакии и Тартуса в последние дни имели место лесные пожары. По некоторым оценкам, они связаны со стремлением уничтожить скрывающихся там от преследования мирных жителей. Все это происходит в XXI веке!
По самым скромным оценкам, уже сейчас не менее тысячи погибших, хотя значительное количество источников, оценивает количество жертв как более 7000 и даже более 10000 погибших. Официальные власти в лице фактического главы Сирии и «президента Сирии на переходный срок с 29 января 2025 года» Ахмеда Хусейна аш-Шараа, так же именуемый как Абу Мухаммад аль-Джулани, являвшийся последние годы лидером движения Хаят Тахрир Аш Шам (ХТШ), а в прошлом участник Иракской войны на стороне Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), и один из лидеров отделения Аль-Каиды в Сирии — организации Джебхат ан-Нусра, создали по этому поводу комиссию и обещают «провести объективное расследование и наказать виновных». В этом свете только короткий комментарий: «Хотелось бы верить, что так оно и будет!» Но, если честно, с трудом в это верится.
Трудно, думаю, из радикального исламиста обратиться в гуманиста. Смена военного камуфляжа в светский костюм этому помочь не может. Хотя, для объективности, добавлю, что имеет также место мнение, что ХТШ рад бы сдержать обещание не трогать мирных жителей, но в отличие от ситуации, когда они могли держать под полным контролем свою вотчину, провинцию Идлиб, пусть даже выросшую до трех миллионов человек, силами тридцати тысяч воинов (боевиков), в ситуации господства над 24-миллионной Сирией, тех же 30000 уже явно не хватает. В то время как, якобы, прочие примкнувшие к ХТШ группировки не в полной мере выполняют приказы и требования ХТШ.
Пожалуй, именно такие группировки, состоящие из в том числе выходцев из Центральной Азии и Кавказа, спровоцировали конфликт на границе Сирии и Ливана во второй половине марта 2025 года, переросшие из «самообороны ливанских скотоводов со скотокрадами из сопредельного сирийского «Гуляйполя», при котором, по словам моих ливанских коллег, «скотоводы подбили два танка скотокрадов» в достаточно значимые столкновения сирийских боевиков и ливанских войск. Конечно, «сказка про скотокрадов», возможно преувеличена. Но это не умаляет напряжения по всему периметру сирийской границы, так же, как и внутри этой раздираемой конфликтами страны. Ведь вдобавок к примкнувшим к временному правительству в Сирии есть десятки крупных и малых группировок, которые «сами с усами», то есть не подчиняются никому вообще.
Но как бы то ни было, уже очевидно, что ввиду серьезности ситуации с этническими чистками, впервые за долгое время России и США во второй декаде марта 2025 года вместе инициировали закрытые консультации Совета Безопасности ООН «в связи с насилием в отношении мирных жителей в Западной Сирии». Нигде не сообщалось о результатах консультаций. Но в конце марта многие СМИ писали, что «США обвинили временное правительство Сирии в убийствах мирных жителей».
По информации некоторых источников, опубликованной в Телеграм каналах, в связи со сложившейся ситуацией «российские войска начали развертывание в городах, окружающих авиабазу Хмеймим в Латакии, в прибрежной Сирии... Российские войска взяли под контроль Аль-Кубайсию, Бахдармо и Хирбет аль-Ашар». Целью развертывания, якобы, является укрепление безопасности базы и снижение давления на более чем 7000 алавитов, которые укрылись внутри базы.
Уроки для Кыргызстана и стран Центральной Азии
Следует понимать, что несмотря на значительную географическую отдаленность Сирии от региона Центральной Азии, в текущем глобализованном мире проблема Сирии не является чем-то потусторонним ни для Кыргызстана, ни для нашего региона в целом. Ведь с одной стороны столько людей уехало воевать в Сирию, как из Кыргызстана, так и из других стран региона, таких как Таджикистан, Узбекистан и Казахстан… Так, например, в 2019 году британская вещательная корпорация ВВС сообщала: «Из более четырёх тысяч выходцев из Центральной Азии, уехавших на войну в Сирию, на Кыргызстан приходится по меньшей мере 850 человек». В декабре 2022 года наш ГКНБ сообщал, что в Сирию выехало 734 кыргызстанца. Сколько их там сейчас — неизвестно. До 2021 года СМИ писали, что в рядах ХТШ воюет «Катиба Таухид валь-Джихад» — «Батальон единобожия и джихада». Якобы, он состоит из граждан Узбекистана и Кыргызстана.
Этот «батальон» известен тем, что в 2016 году его боевики устроили теракт у посольства Китая в Бишкеке, а годом позже — взрывы на станциях метро Санкт-Петербурга «Сенная площадь» и «Технологический институт». Однако в 2021 году появились сведения, что «Катиба Таухид валь-Джихад» увеличилась в составе и переименовалась в «Лива Абу Убайда ибн-Джарраха» («лива» — означает «бригада»). На текущий момент начальником штаба ХТШ является выходец из Таджикистана Сайфиддин Таджибоев, находящийся в уголовном розыске на родине за терроризм.
Кыргызстану, как и других стран региона, пришлось эвакуировать сотни женщин и детей, семьи уехавших в Сирию боевиков.
Кстати сказать, по некоторым данным, многие из боевиков из Сирии, после «победы» ХТШ в Сирии были переброшены на подкрепление движения «Исламского Государства» (ИГИЛ, или ДАИШ) в Афганистан, а это уже на подступах к постсоветской Центральной Азии, что уже представляет угрозу для региона.
Закономерно Таджикистан поддерживает таджиков Афганистана. Но это раздражает правящий в Афганистане «Талибан», грозящий в отместку за поддержку оппозиционных сил вторгнуться в Таджикистан. И это тоже фактор угрозы для региона. Прорыв этих сил в Таджикистан может грозить катастрофическими последствиями для всей Центральной Азии.
Опыт не только падения САР, но и опыт войн между Арменией и Азербайджаном, где массово использовались беспилотные летательные аппараты (БПЛА) (включая АН-2, использовавшихся для перегрузки систем ПВО Армении), конфликта Кыргызстана и Таджикистана, и особенно войны на Украине, чётко продемонстрировал, что технологии, особенно беспилотные летательные аппараты (БПЛА), играют решающую роль в ведении боевых действий. Применение дронов, включая FPV-дроны и дроны на оптоволокне, позволяет существенно улучшить разведку, координацию действий и точность ударов. Этот опыт подчёркивает необходимость для стран Центральной Азии инвестировать в современные оборонные технологии и развивать соответствующие подразделения.
Опыт Сирии и Украины показывает, что современная геополитическая среда характеризуется быстрыми технологическими изменениями и сложными межгосударственными противоречиями. Из этой динамики можно выделить несколько ключевых выводов для Кыргызстана и стран Центральной Азии:
Угрозы для Кыргызстана и Центральной Азии
Основные угрозы для региона остаются связаны с возможными внешними и внутренними вызовами:
1. Военные вызовы: Современные конфликты показывают, что противники, обладающие современными технологиями, могут быстро изменить баланс сил. Угроза применения дронов, РЭБ и спутниковой связи – особенно в условиях конфликтов с участием радикальных группировок – актуальна для стран, чья оборона ещё не полностью модернизирована.
2. Радикальные исламские группировки: В Центральной Азии сохраняется риск радикализации, усугубляемый экономическими трудностями и политической нестабильностью. Своевременное внедрение современных технологий и эффективное сотрудничество между странами региона помогут снизить эту угрозу.
3. Внешнее влияние: Регион может стать объектом давления со стороны крупных держав, стремящихся использовать геополитическую напряжённость для достижения своих целей.
Рекомендации по политике для Кыргызстана и Центральной Азии
1. Модернизация оборонной сферы:
- Необходимо активно внедрять системы радиоэлектронной борьбы, современные беспилотники (в том числе FPV-дроны и дроны-камикадзе) и спутниковую связь для повышения оперативной эффективности армии.
- Необходимо инвестировать в подготовку специалистов по современным технологиям, организовывать регулярные учения и обмен опытом с зарубежными партнёрами.
- Опыт конфликтов Азербайджана и Армении, а также внутренних конфликтов в регионе, демонстрирует, что современные технологии способны кардинально изменить ход военных действий.
2. Региональное сотрудничество и разрешение пограничных вопросов:
3. Социально-экономическая политика и развитие:
4. Примеры успешного внедрения технологий:
Искренне, Бахтияр Игамбердиев,
кандидат Исторических Наук
Гороскоп с 14 по 20 апреля 2025 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 15.04.2025 | |
USD | 87,4500 |
EUR | 99,5924 |
CNY | 11,9743 |
KZT | 0,1687 |
RUB | 1,0464 |
Комментарии 1