Отдельные обществоведы утверждают, что раз у нас имеется Конституция, то нет необходимости в разработке нашей идеологии. Это глубокое заблуждение. Конституция является Основным законом, определяющим правовые устои государства, а идеология – это система мировоззрений и идей, выражающих объективную реальность общества, учение о социально-политической жизни страны. Идеология – это бескомпромиссная борьба за умы людей, за душу человека, то есть она выполняет целый комплекс воспитательной работы. И наконец, идеология должна определить главные направления нашего развития и ответить на вопрос: «Какой общественно-политический строй мы намерены построить?». Например, СССР построил развитой социализм, а КНР – социализм с китайской спецификой. А что же будет у нас? Мы должны стремиться к строительству социального государства, где будут развитая экономика и необходимый жизненный уровень населения, современная наука и качественное образование, бесплатное здравоохранение и национальная культура.
Что же касается самой идеологии, то на мой взгляд, она должна быть государственной в той связи, что Кыргызстан является многонациональной республикой. При разработке двух идеологий: национальной и государственной, может иметь место разночтение, что не отвечает задачам единения национальностей Кыргызской Республики. Таким образом, Конституция и государственная идеология не противоречат, а наоборот дополняют друг друга.
В новой государственной идеологии должна будет найти свое место концепция «Кыргыз жараны», хотя она до сих пор не понятна не то что простому народу, но даже научной и творческой интеллигенции. Во-первых, само слово «жаран» не удовлетворяет многих. В этой связи мне вспоминается бурное обсуждение в Легендарном парламенте первой Конституции суверенного Кыргызстана в 1993 году. Когда именитые лингвисты слово «гражданин» перевели на кыргызский язык, как «жаран», то со своего места вскочил активный депутат Бекмамат Осмонов. Он спросил: «Если гражданин-мужчина будет жараном, то кем будет гражданка-женщина? Жаранкой, что-ли?» Был общий хохот в зале и депутаты согласились не переводить слово «гражданин». Пусть будет, например, «гражданин или гражданка Кыргызской Республики». В конце концов дело даже не в понятии, а в сути концепции, которая предполагает формирование осознанного понимания гражданской идентичности и укрепление единства народа Кыргызстана. Это немного похоже на анекдот, существоваший в советское время. Когда спросили армянское радио «Что такое коммунизм?», ответ был таким: «Это когда все люди спят под одним одеялом». Ведь прежде чем говорить о гражданской идентичности, нужно начинать разговор с национальной идентичности, так как она связана с ощущением человека принадлежностью к конкретному этносу или нации. Говоря иначе, национальность человека определятся его родителями, а не каким-либо документом. Человек может стать полноценныым гражданином государства только тогда, когда бесспорно признается и уважается его национальность. В этой связи в нашей государственой идеологии мы обязаны не завуалировать национальный вопрос, а раскрывать его. Например, по статистике у нас в республике проживают представители более 80 этносов. Это же бесценное богатство, так как чем больше биоразнообразия, тем интереснее мир и жизнь. В этой связи совершенно непонятен тот факт, что согласно концепции «Кыргыз жараны» в паспорте гражданина Кыргызской Республики отсутствует графа «Национальность». Она стыдливо упрятана в каком-то электронном чипе. На мой взгляд, к паспорту нужно вернуть «Национальность» и она должна красоваться на лицевой стороне наряду с ФИО, гражданством и датой рождения. Не следует забывать, что национальность – это генетический код человека и с ним мы обязаны считаться в целях обеспечения всем без исключения национальностям республики равных условий в отношении прав и обязанностей, доступа к управлению и процессам принятия решений, а также повышения уровня представленности этнических сообществ в органах государственной власти, включая судебные и правоохранительные органы. Меня, например, беспокоит тот факт, что среди депутатов Жогорку Кенеша очень мало представителей других национальностей и нет ни одного депутата – русской. Состав республиканских органов управления по-существу становится мононациональным. Это не обогащает, а обедняет нас. В будущем всё это нужно исправить без всякого сомнения. В этой связи следует активизировать и деятельность Ассамблеи народа Кыргызстана с тем, чтобы она принимала самое непосредственное участие в решении общереспубликанских задач, связанных с развитием нашей страны и обеспечением межнационального согласия.
К сожалению, при разработке концепции «Кыргыз жараны» за основу взят, как это ни странно, Французский опыт и в ней принимал участие Европейский Союз. Но ведь современные традиции европейских стран в корне отличаются от наших, а иногда прямо им противоречат, ну допустим в отношении статуса однополых браков и других вопросов, связанных с нравственностью.
Возникает вполне законный вопрос: почему для разработки концепции «Кыргыз жараны» не учитывался богатейший опыт Советского Союза? Кыргызстан находился в составе этой великой многонациональной державы почти 70 лет и достиг небывалых высот в своем развитии. За этот короткий исторический период наша республика превратилась из действительно отсталой окраины царской России в индустриально-аграрную страну со сплошной грамотностью населения. И это не в последнюю очередь благодаря взвешенной национальной политике. Все граждане СССР, состоящие из более 100 народов и национальностей, чувствовали себя равноправными и свободными на территории, составляющей шестую часть суши Земли. Нас учили к дружбе народов, добросовестному труду, коллективизму и взаимовыручке, патриотизму и интернационализму. Жили и работали под лозунгом: «Молодым – везде у нас дорога, Старикам – везде у нас почёт». Гордились тем, что мы одновременно являемся советским народом и представитилями своих национальностей. В красном советском паспорте, которого так ярко воспевал Маяковский, почетное третье место занимала графа «Национальность». Законодательная власть СССР – Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. И в этом Национальном Совете, как правило, представлялись депутаты из союзных республик, автономных республик и автономных округов. Таким образом, учитывались интересы всех национальных территориальных образований СССР.
В новой государственной идеологии Кыргызской Республики четко должны быть определены роли кыргызского и русского языков. В настоящее время представители всех народов и народностей нашей страны приветствуют развитие кыргызского языка в качестве государственного. И это естественно, ибо народ, не знающий своего родного языка не имеет морального права называться нацией. Поэтому нашей властью делается всё для того, чтобы государственный язык развивался вглубь и вширь. Однако это вовсе не означает, что нужно противопоставлять кыргызский язык официальному русскому языку. Во-первых, русский язык нужен нам, самим кыргызам, чтобы развиваться и устанавливать международные отношения с государствами мира. Русский язык является одним из шести официальных языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский). Не все кыргызы владеют иностранными языками, зато все хорошо знают русский язык. Это же является преимуществом кыргызского народа, а не его недостатком. По этому поводу в апреле нынешнего года четко выразился президент Садыр Жапаров: «Без русского языка невозможно работать в странах СНГ. При совершении официальных визитов, не только в государства Содружества, но и в некоторые страны Европы, США и ряд других выступают на русском и слушают синхронный перевод на этом языке. Я видел это много раз за последние 3 года… Поэтому я лично проявил инициативу и попросил Владимира Владимировича (Путина) построить для нас девять школ с русскоязычным обучением. Строительные работы начнутся в ближайшее время». В этой связи не выдерживают критики крики ура-патриотов перевести всё делопроизводство в стране на государственный язык. Такой сложный процесс должен быть осуществлен постепенно, без спешки, не в пожарном порядке. Профессиональное знание кыргызского языка, как и русского, обогащает и обновляет нас, расширяет круг наших знаний. В этом плане хочу привести один пример. Чынгыз Айтматов свою знаменитую повесть «Джамиля» написал на кыргызском языке под названием «Обон». Однако никто не обращал внимания на это выдающееся произведение, пока повесть не была переведена на русский язык. Не случайно свои последующие романы «И дольше века длится день» и «Когда падают горы» Чынгыз написал на русском языке и, благодаря этому, кыргызов начала узнавать вся планета.
В стране имеются определенные силы, причем не только духовные, которые хотели бы превратить религию в государственную идеологию Кыргызской Республики. При этом они ссылаются на то, что большинство верующих в стране являются мусульманами. Эти силы не хотят признавать, что в нашей Конституции черным по белому прописано, что Кыргызская Республика является светским государством. В Кыргызской Республике никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Религия и все религиозные культы отделены от государства. Запрещается вмешательство религиозных объединений, священнослужителей и служителей культов в деятельность органов государственной власти.
Вместе с тем согласно новой Конституции Кыргызской Республики, принятой 5 мая 2021 года, каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных убеждений или отказу от них.
Следовательно, все граждане Кыргызстана должны строго руководствоваться положениями Конституции Кыргызской Республики по религии, а органы государственной власти обязаны обеспечивать их исполнение. Заигрывание религией может привести к непредсказуемым последствиям.
У нас еще немало людей, включая «государственных мужей», которые хотели бы видеть в качестве государственной идеологии Кыргызской Республики только лишь национальные нравы, традиции и обычаи. Эти силы даже считают, что при таком повороте событый общество не будет нуждаться в правовом обеспечении, так как национальные ценности вполне могут заменить законодательство, и даже Конституцию. Тогда как быть со строительством правового государства, гарантирующего права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Эти неонационалисты также уверены, что нам вовсе не нужна высшая законодательная власть в лице Жогорку Кенеша, его вполне может заменить Курултай, ежегодно проводимый в шумной компании.
Разумеется, мы должны и обязаны ценить и сохранить национальные нравы, традиции и обычаи, так как они являются исторически сложившимися нормами общественных отношений. Однако мы должны понять, что эти общественные отношения существенно изменились по стечению времени и под влиянием глобализации – этой усиливающейся интеграции экономик и обществ во всем мире. Неужели мы из-за глубокого уважения к предкам должны вернуться к кочевому образу жизни и жить в юртах без горячей воды и туалета, без использования современных достижений цивилизации? Неужто национальными традициями стали бесконечные тои, проводимые олигархами и коррупционерами с приглашением до одной тысячи человек и расходом огромной массы продуктов питания, которых остро не хватает простому люду. Если бы повсеместно прекратились такие никому не нужные «мероприятия», то продовольственная безопасность страны была бы обеспечена в течение одного года. Наводит тень на всю нашу нацию и процесс похорон, когда родные усопшего должны и горевать, и успевать кормить всех приезжих, а затем остаться в долгу, как в шелку. Проводы человека в последний путь стали у нас самым что ни на есть «пиром во время чумы».
Новая государственная идеология должна обеспечить единство народов Кыргызстана. Разумеется, исключительно важным является межнациональное согласие. Однако меня больше волнует единство внутри самого кыргызского народа. Если раньше главная проблема заключалась в делении кыргызов на Юг и Север, то сейчас наша древняя нация разделилась «по долинам и по взгорьям» в пределах областей, районов, городов, сел и поселков – причем на законных основаниях.
Эти искусственные деления называются обществами регионов и все они зарегистрированы в Министерстве юстиции, то есть узаконены. Эти «общества» управляются, как правило, местными феодалами – бывшими руководителями учреждений и даже государственных органов. И они занимаются не столько решением местных проблем, сколько политикой, особенно во время выборов Президента и Жогорку Кенеша.
Эти, с позволения сказать, «общественные организации» предлагают свои услуги по избирательной кампании путем привлечения людей в пользу того или иного кандидата. И, к сожалению, некоторые представители властей поддаются таким соблазнам и идут навстречу. Дело построено по принципу «я тебе, ты мне». В любом случае после выборов региональные «общества» предъявляют счет и оказывают давление избранным органам власти в плане оказания материальной помощи, предоставления денежных должностей, устройства близких на работу и учебу, получения государственных наград и почетных званий. В целом получается порочный круг неблаговидных дел. Это тоже своего рода идеология, но только не в пользу общества.
Другим больным вопросом является родоплеменное разделение кыргызов, которое осуществляется открыто и успешно. И наши власти этому никак не препятствуют. Неужели не ясно, что деление пятимиллионного населения кыргызов по регионам, родам и племенам носит сепаратистский характер и наносит непоправимый ущерб единству народа, столь нужному для строительства нового общества. Создается впечатление, что мы, кыргызы, еще не сформировались как нация. Разве не об этом свидетельствует тот факт, что сейчас публично в крупных залах и дорогих ресторанах проводятся сборища видных представителей племен и родов. И всё это широко освещается в средствах массовой информации.
Даже появилась новая исследовательская наука под названием «Санжыра» – своего рода родословная. Она подробно излагает и восхваляет историю и жизнь того или иного рода и племени, то есть открыто призывает кыргызов возвращаться к своим истокам. Если учесть, что между племенами и родами всегда существовали конфликты и войны, то не потребуется много ума, чтобы понять, что всё это может привести к расколу, если не к уничтожению нации и государственности. По одному из открытых источников, кыргызский народ уже разделен на несколько племен: Адыгине, Тагай, Саруу, Мундуз, Саяк, Басыз, Жетиген, Черик, Ичкилик, Бугу, Солто, Тейит, Кайып, Дөөлөс, Кытай, Моңол, Азык, Найман. По другим источникам родов и племен еще больше, просто кружится голова.
Спрашивается в арифметике, куда мы шагаем? В древнюю даль или светлое будущее. Вот на этот главный вопрос должен дать ответ новая государственная идеология Кыргызской Республики. Ясно как божий день – до тех пор, пока небольшой кыргызский народ будет продолжать делиться на мелкие «княжества» по родоплеменному признаку нам не видать, как своих ушей, единого, суверенного, светского и правового государства.
Хочется верить, что всё вышеизложенное будет учтено при разработке новой государственной идеологии Кыргызской Республики.
Жамин Акималиев,
академик НАН КР
Гороскоп с 11 по 17 ноября 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 24.11.2024 | |
USD | 86,5000 |
EUR | 90,3449 |
CNY | 11,9347 |
KZT | 0,1737 |
RUB | 0,8477 |