Президент РФ Владимир Путин 12 мая подписал указ о внесении изменений в концепцию миграционной политики на 2019-2025 гг. Обновленная концепция призвана ответить на новые миграционные вызовы, с которыми в последнее время столкнулась Россия.
Наиболее явные, бросающиеся в глаза отличия от прежней версии концепции, утвержденной 31 октября 2018 г. – констатация миграционного притока населения из новых регионов РФ, а также «антивоенной» эмиграции из самой России. В обновленной концепции отмечаются массовые «экстренные» миграции из Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей в другие субъекты РФ, а также усиление миграционного оттока за рубеж, требующего дополнительных мер по его снижению и сохранению «человеческого капитала».
Именно эти два разнонаправленных миграционных потока, первый из которых, впрочем, в несколько раз превосходит второй, и определили особенности миграционной ситуации в России, сложившейся после начала СВО. Общая численность населения страны в итоге скорее возросла, но массовый характер «антивоенной» эмиграции, а также заметная доля в ее составе квалицированных кадров требуют корректировки миграционной политики.
В отношении новых регионов РФ концепция явно нацелена на будущее, которое наступит после их окончательного освобождения и ликвидации военной угрозы со стороны Украины. С этой целью в концепцию добавлен пункт про «создание условий для возвращения, в том числе из-за рубежа, жителей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, покинувших в период проведения специальной военной операции места постоянного проживания». Очевидно, что реализовать это положение можно будет только при налаживании на новых территориях РФ мирной жизни. Примечательно, что возвращать беженцев планируется в том числе из-за рубежа, где многие из них в результате эвакуации оказались отнюдь не по своей воле. Как следствие, в странах ЕС в ходе украинского кризиса оказалась, помимо проукраинского, также часть нейтрально или даже пророссийски настроенного населения новых регионов РФ и Украины.
Опросы, которые проводятся среди украинских беженцев в странах ЕС, рисуют разную картину их будущих миграционных планов. Согласно опубликованным в конце февраля данным опроса Агентства ЕС по основным правам, охватившего почти 15 тысяч человек, вернуться домой планируют 35%, остаться в принимающей стране – 38%, не определились – 23%, а еще 4% хотят отправиться в третью страну. Со временем беженцы с Украины все более адаптируются к жизни в странах ЕС, и доля тех, кто не собирается возвращаться, растет. Так, в сентябре прошлого года не планировали возвращаться или колебались в этом вопросе лишь четверть выходцев из Украины. Тем не менее потенциал возвратной миграции, в том числе на территории новых регионов, значителен и измеряется сотнями тысяч человек. Еще одним источником пополнения населения новых регионов РФ может стать сама Украина. Массовый приток ее населения в новые регионы РФ отмечался еще летом 2022 г., после чего украинским властями удалось его перекрыть. Не исключено, что стабилизация военно-политической ситуации может привести к оживлению этого потока.
Некоторые из новых положений концепции направлены на усиление контроля над миграционными потоками. К ним, в частности, относится пункт об «увеличении масштабов организованного привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности» в РФ. Идея с расширением оргнабора трудовых мигрантов, которых будут отбирать прямо у них на родине, обсуждается давно. Однако больших масштабов эта практика пока не получила, поскольку, как правило, накладывает на бизнес дополнительные обязательства – оформление документов, оплату патентов, медосмотра и т. п. Бизнесу же выгодно именно неофициальное трудоустройство, которое не влечет за собой никаких обязательств и позволяет сокращать издержки, не оплачивая НДФЛ и социальные взносы. Поэтому оргнабор мигрантов будет иметь смысл лишь в том случае, если им будет заменена «свободная» трудовая миграция и возможности нанять иностранных работников вне его рамок у бизнеса не будет.
На усиление контроля потенциально направлен и пункт о «создании информационной инфраструктуры государственного управления в сфере миграции». Дело в том, что действующая система миграционного учета не позволяет достаточно эффективно контролировать пребывание в стране конкретного человека, который вполне может пропасть из поля зрения силовых структур. Далеко не все трудовые мигранты из «безвизовых» стран СНГ оформляют необходимые для работы в России документы. Так, в январе-марте этого года на миграционный учет, по данным МВД, было поставлено 3 млн 464,1 тыс. иностранцев, что немного (на 8,5%) меньше показателей прошлого года. Однако патентов за это же время было оформлено 556 тыс., а трудовых договоров с иностранцами - 521 тыс. То есть трудовые отношения официально оформили менее трети въехавших в РФ иностранцев. Решить проблему МВД планирует с помощью обязательной выдачи всем иностранцам, прибывающим более чем на 90 дней, пластиковых карт с личными данными, фотографией и чипом для дактилоскопии. Внедрение системы биометрического контроля потребует оснащения соответствующим оборудованием аэропортов и других пограничных пунктов пропуска.
В новой версии концепции появился пункт о «проведении мониторинга и всесторонней оценки потребности российского рынка труда в рабочей силе», который должен проводиться по регионам, отраслям, предприятиям и профессионально-квалификационному составу. Ранее отслеживания спроса на рабочую силу в контексте трудовой иммиграции не проводилось, что позволяет надеяться на создание системы регулирования, а в случае необходимости – ограничения доступа иностранцев на те рынки труда, где потребности в них нет. Это позволит в том числе избежать падения зарплат местного населения, занятого в тех же отраслях и сферах деятельности, что и мигранты. Помимо спроса на рабочую силу, в тех или иных регионах такую систему целесообразно совместить с мониторингом ее предложения, что позволит стимулировать внутреннюю трудовую миграцию и перенаправлять трудовые ресурсы внутри страны из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные.
Наряду с рынком труда необходим мониторинг и самой миграционной ситуации, который новой версией концепции не предусмотрен. Мигранты, большинство которых сегодня являются выходцами из среднеазиатских стран СНГ, прибывают в Россию отнюдь не только с целью работы. Массовая натурализация граждан Таджикистана на протяжении последних лет ведет к тому, что трудовая иммиграция превращается в постоянную. Последняя же ведет к переселению семей и целых родственных групп, что создает нагрузку на социальную инфраструктуру. Резкое увеличение числа инокультурных мигрантов приводит к обострению отношений с местным населением. Показательно, что конфликты с участием мигрантов в столичном и соседних с ним регионах начали происходить в образовательных учреждениях. В связи с этим целесообразно отслеживать национальность мигрантов или же страну происхождения, а также их удельный вес в населении регионов, городов, муниципалитетов и населенных пунктов, а в крупных городах – и внутригородских районов.
Раздел про адаптацию иностранных граждан в России дополнен пунктами про успешное освоение ими русского языка, общепризнанных норм поведения, правосознания, приобщение их к «традиционным российским духовно-нравственным ценностям». Прежняя версия концепции говорила лишь о создании институтов и механизмов социокультурной адаптации, а также препятствовании возникновению этнических анклавов. Важность адаптации мигрантов, однако, порождает вопрос о том, почему вообще их приходится адаптировать к условиям жизни в России? Дело в том, что по закону мигранты, включая трудовых, должны сдавать экзамену по русскому языку, истории и праву. Исключения существуют лишь для выходцев из четырех стран с русскоязычным в массе своей населением – Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана. И отбор как трудовых мигрантов, так и переселяющихся на постоянное место жительства, должен, по идее, проводиться еще до их прибытия в Россию.
В конечном счете концепция очерчивает лишь общие рамки миграционной политики, а ее практическая реализация будет зависеть от действий исполнительной власти. Не случайно председатель правительства Михаил Мишустин 16 мая провел стратегическую сессию по миграционной политике, посвященную разработке плана мероприятий по реализации концепции, а также проекта федерального закона, регулирующего условия въезда, выезда и пребывания иностранцев в России.
Источник информации
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 26.11.2024 | |
USD | 86,7894 |
EUR | 90,8338 |
CNY | 11,9771 |
KZT | 0,1741 |
RUB | 0,8405 |