В Бишкеке в конце мая состоялась презентация и обсуждение аналитического отчета, посвященного гражданственности населения Киргизии. Представленный общественности документ авторы назвали так: «Оценка уровня гражданственности населения Кыргызской Республики». В нем проводится анализ уровня гражданских знаний, общественной активности, распространенности различных социально-политических воззрений и ценностей, а также потребности в гражданском образовании у населения республики.
Примененная в исследовании методология «Теста на гражданственность» была апробирована на Украине, в Молдавии и Белоруссии. Результаты опросов граждан Киргизии не совпали с гражданским настроем в этих государствах. В своих выводах исследователи с огорчением констатировали, что киргизстанцы отличаются высоким уровнем непонимания ключевых концепций демократического и светского государства, прав человека. Одним из результатов такого непонимания является «низкая “эффективность” протестов». Сторонники демократии очень обеспокоены таким поворотом, поэтому, чувствуя свои упущения, предлагают создать в республике «перспективные практики демократии».
«Освободители» наций Многое сразу станет ясным, если назвать авторов аналитического отчета: он подготовлен исследовательской командой «ПИЛ Рисеч Компани» по инициативе «Ассоциации Смарт Жаран», Фонда «Сорос-Кыргызстан» и Университета Центральной Азии. Финансовую поддержку проекта осуществил Национальный фонд демократии, США (National Endowment for Democracy, NED).
В этом симбиозе каждому была отведена своя роль. Первые две структуры взяли на себя всю ответственность за содержание отчета, две вторых определяли направленность исследований. Последняя играла роль заказчика. Она выдала деньги, заявив при этом об отличной от содержания отчета позиции. В этом – весь NED, созданный по решению конгресса, ЦРУ и ЮСАИД в 1983 году. Известно, что через него направляются денежные средства, поступающие от американских спецслужб на реализацию политических проектов США по всему миру. В соседнем с Киргизией Китае в последние месяцы забили тревогу из-за активизации деятельности NED явно антикитайской направленности. Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь заявил, что данный фонд совершил целый ряд недостойных шагов, таких как «распространение американских ценностей, подрыв режимов в других странах и содействие антиправительственным движениям». Недавнее посещение главой NED Дэймоном Уилсоном Тайваня, совершенный, по словам китайского дипломата, под предлогом «содействия демократии», – это «не рецепт для построения демократии, а яд, который поощряет раскол».
В информационном бюллетене, опубликованном 7 мая Министерством иностранных дел Китая, Национальный фонд за демократию называется одним из главных «пехотинцев» и «крестоносцев за демократию» правительства США. Издание утверждает: NED «стал вдохновителем сепаратистских беспорядков, цветных революций и политических кризисов по всему миру, подрывая законные правительства и культивирование проамериканских марионеточных сил под предлогом продвижения демократии».
В свое время политический американский журнал CounterPunch назвал Фонд глобальным интриганом, финансирующим антидемократические группы и инициативы во многих странах мира. Его цель – смена режимов в тех независимых государствах, которые не соответствуют официальной позиции Вашингтона. NED создает условия в странах с «недемократичным» режимом для работы НКО, действующих по сетевому принципу в определенной сфере и по определенной тематике.
Специфику деятельности NED, в частности в Белоруссии, год назад раскрыл президент этой организации Карл Гершман: «Мы работаем по всей стране: на востоке – в Витебске, в Гомеле и в других районах. Поддерживаем гражданское участие, предоставляем гранты для групп… Мы работаем и в западной части страны, занимаемся свободными СМИ в Гродно, поддерживаем там гражданскую журналистику. И наконец, уже долгое время мы поддерживаем организации, представляющие сферы белорусского языка, истории, искусства и культуры, которые активно продвигают в Белоруссии идею национальной идентичности. Мы понимаем, что революция в Белоруссии – это, по сути, освобождение белорусской нации».
На эти откровения президента NED вызвали российские пранкеры Вован и Лексус после несостоявшейся «революции в Белоруссии». Отставка Гершмана последовала незамедлительно. Ее причиной стали не столько белорусский провал, сколько болтливость инициатора цветных революций, раскрывшая многие тайны всесильного американского фонда.
Оказывается, Национальный фонд за демократию с 1989 года является «гордым партнером», как сказано на официальном сайте организации, украинских групп гражданского общества, средств массовой информации и правозащитников. Оказывается, все три десятилетия NED пытается помочь Украине в преодолении «огромных» проблем в построении независимой и свободной страны. Ради высоких целей страна была превращена в «эпицентр борьбы за свободу».
В сентябре 2013 года на страницах The Washington Post тогда еще президент NED Карл Гершман раскрыл проблемы, которые следует разрешить Украине, чтобы все-таки стать свободной страной. Все эти годы требовалось всего ничего – «присоединиться к Европе и ускорить крах России, которую представляет Путин». «Таков выбор Украины!» – провозгласил Гершман накануне госпереворота в бывшей советской республике. Ради достижения этой цели NED проявил невиданное усердие. Американский журналист (американская пресса называла его «пособником сандинистов», «пособником Саддама», «пособником Путина») Роберт Перри писал: «Гершман выделял ежегодно более 100 миллионов долларов для общественных организаций, СМИ и активистов. До второго переворота на Украине NED финансировал десятки проектов для свержения президента Виктора Януковича и затем установления антироссийского режима в Киеве». Теперь эти деньги выделяет (конечно, с ведения Конгресса США) Дэймон Уилсон, разделяющий мнение американских властей о том, что «в последние годы антидемократические тенденции рвут ткань демократии во всех уголках земного шара».
Рвется ткань демократии… Однако вернемся к упомянутому выше аналитическому отчету «Оценка уровня гражданственности населения Кыргызской Республики». Профинансированный NED отчет открыл важную особенность современного состояния киргизского общества – присутствие в нем антидемократических (с точки зрения американских радетелей) тенденций. Та самая Киргизия, которая на протяжении многих десятилетий считалась страной наиболее активного и массового протестного движения, не оправдала надежды заморских смотрителей. Теперь в республике ими выявлены «признаки ухудшения трендов в этом виде гражданского участия». Попросту говоря, низок в республике протестный настрой!
Ситуация проявилась в таких характеристиках, как количество, продолжительность, массовость протестных мероприятий. Их снижение, а также «ухудшение качества массовых акций» в 2021 году в отчете объяснено состоянием «политического режима в отношении политической и гражданской мобилизации».
Стоит отметить, что для подготовки отчета учитывались самые разнообразные события, начиная от массовых митингов, маршей и других протестных событий до вооруженных столкновений, перестрелок и прочих конфликтных происшествий с участием граждан на территории Киргизии. Судя по фразе «данные официальной статистики массовых акций недостаточно открыты», можно предположить, что исследователи не исключают возможность сокрытия властями подобных ситуаций. Кроме того, «проводники демократии» не смогли отследить какой-либо системности в протестных практиках бывшего «островка свободы». Они не увидели, например, в этом процессе «свободы инноваций», отметили пассивность протестов, как в селе, так и в городе. На этом направлении выявлены явные упущения – по старинке применяются одни и те же формы гражданского сопротивления. Непродуктивность сельских протестных движений вынуждает переносить их в столицу, использовать насильственные стратегии, что обрекает на слабые результаты и «выдыхание».
«Между тем, – говорится в отчете, – в мире протестные формы видоизменяются, интегрируя лучшие практики. Мы же используем устоявшийся “репертуар действий” (repertoire of collective action), хотя он уже давно показал свои лимиты».
Результаты столь глубокого исследования позволили диагностировать неспособность киргизского общества к массовым протестам. Здесь вновь прозвучало сожаление, отразившееся в откровенном выводе: «Следовательно, шансы создать массовые демонстрации незначительны». Довольно неожиданным для исследователей показалось отношение киргизстанцев к вопросам «строгого соблюдения законности и правопорядка» и «уплате налогов». Ответы на них не вписались в «текущие практики политического и экономического поведения граждан». Сравнение результатов опросов в Киргизии, Молдавии, Белоруссии и на Украине показало, что соблюдать законы и уважать права других сограждан считают необходимым 65% опрошенных киргизских граждан, 59% белорусских. Иную практику продемонстрировал молдаване (34%) и украинцы (32%).
Из прав киргизстанцы наиболее важными считают социально-экономические, а украинцы и молдаване доминирующими признают политические и экономические: право на труд, право на жизнь и свободу слова. Разницу в приоритетах исследователи расценили как распространение в киргизском обществе настроений иждивенчества, приоритета статусов перед достижениями. Вывод категоричен: ценность категории труда в республике невысока.
«Отличились» также киргизстанцы своим отношением к защите Родины и отстаиванию ее интересов. Эту обязанность они (65% опрошенных) считают главнейшей в отличие от тех же украинцев (15% опрошенных). Столь высокий дух патриотизма киргизстанцев в отчете был объяснен киргизско-таджикским пограничным конфликтом, совпавшим по времени с опросом. То есть патриотизм киргизстанцев оценен как ситуативное явление.
Отчет свидетельствует: ни право на труд, ни свобода слова, ни избирательные права не находятся в топе-5 важных прав граждан Киргизии. Лишь 19% опрошенных волнует право на свободу слова. Причина, говорится в отчете, проста – «респондентам недостает навыков и знаний для адекватной оценки того, в какой мере не хватает этого недостающего ресурса, насколько право на этот ресурс удовлетворяется». Вывод: необходимо встраивать гражданское обучение в систему формального и неформального обучения. Основными акторами, согласно аналитическому отчету, организующими гражданское обучение в стране, являются ЮСАИД, в том числе аффилированные НДИ, IRI и пр. (14%), агентства ООН (8%), миссии ОБСЕ (7%) и ЕС (8%) в Киргизии. Под их руководством и при их финансовой поддержке десятки контракторов в лице НПО и других организаций, в том числе государственных, реализуют самые разнообразные образовательные и информационные формы гражданского участия. Весьма уместным кажется вопрос, заданный организаторами опроса: «НПО – “грантоеды” или “иностранные агенты”?» Так или иначе ответили на него 48% респондентов, 52% – задумались…
«Да здравствует протест!» На официальном сайте NED продекларировано: «В то же время авторитарные правительства стали более настойчиво отстаивать свои интересы. Поэтому, признавая растущие угрозы будущему демократии, администрация Байдена сделала демократию краеугольным камнем своей политической повестки дня».
Это означает, что работа с государствами, которые по вашингтонским меркам не соответствуют нормам демократии, будет продолжена. В 2022 году NED намерен потратить 300 миллионов долларов на так называемые «демократические преобразования», в том числе в странах Центральной Азии. Киргизским проводникам американской демократии выделяется 4,67 миллиона долларов, а это заметное увеличение по сравнению с прошлыми годами: с подачи NED «гражданский сектор» Киргизии за восемь лет, начиная с 2004 года, получил на развитие демократии 17,6 миллиона долларов. Вся эта сумма должна будет использована в интересах «поддержки» демократических практик, гражданского образования, журналистики, правозащитного движения и в других целях. Аналитический отчет «Оценка уровня гражданственности населения Кыргызской Республики» рекомендует в ситуации «консервативного поворота, роста угроз демократическим завоеваниям» в Киргизии создавать дискуссионные площадки для обсуждения реальных вызовов и перспективных практик демократии. В рамках таких дискуссий предлагается организовывать диалоги разных групп граждан и организаций гражданского общества (ОГО) – в первую очередь правозащитных НПО.
Стратегии и технологии ОГО в недемократичной ситуации, случившейся в Киргизии, будут подвергнуты корректировке для проектирования «по проблематизации и определению перспектив работы с традиционными формами социальной работы».
Для воплощения в жизнь вашингтонских замыслов будут запущены специальные программы по цифровизации и разработке эдутеймент (обучающе-развлекательных) продуктов по гражданскому образованию. В деле устранения угроз «демократическим завоеваниям» усилия будут сосредоточены на работе с молодежью, женщинами, людьми с инвалидностью, светскими и демократически настроенными религиозными гражданами. И последнее! Гражданскому обществу страны предстоит заняться изучением и передачей гражданам Киргизии «мирового репертуара протестных действий, особенно для провинциального сельского уровня». Такую задачу ставят перед ним заокеанские радетели за демократию.
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном