Хотел бы поделиться собственными мыслями о национальной и государственной идеологии. Убеждён, что мы должны иметь и то, и другое. Во всяком случае, есть над чем задуматься и размышлять.
О национальной идее и целях
На мой взгляд, сегодня самый сложный и в то же время самый важный для нас вопрос – это формирование человека - гражданина Кыргызской Республики. Поэтому было бы полезным вспомнить, как в СССР формировался советский человек. Ведь тогда все граждане великой супердержавы чувствовали себя равноправными во всех отношениях на всей территории огромной страны, будь то Москва, Ленинград, Киев, Новосибирск, Крым, Средняя Азия, Закавказье или Прибалтика. Нас учили добросовестному труду, уважению к старшим, поддержке молодых, патриотизму и интернационализму. Эти основные принципы имеют право на жизнь и в нынешних условиях нашей страны. Кыргызский народ является государствообразующим и поэтому республика называется Кыргызской, а кыргызский язык - государственным. С этим, по-моему, никто не спорит. В то же время кыргызская нация несет ответственность за стабильность в обществе, за прочное межнациональное согласие и соблюдение интересов народов, проживающих на территории страны и составляющих вместе с кыргызами народ Кыргызстана. И если при этом мы будем жить дружно и сплоченно, трудиться на благо Отечества, то считайте, что мы добились своей цели.
О моральном кодексе кыргызстанцев
«Моральный кодекс строителя коммунизма» был великолепным политическим и идеологическим документом, которым неуклонно руководствовалось общество. Положения Кодекса были написаны простым и понятным языком и воспринимались людьми как должное. Хотя Советский Союз считался атеистической страной, многие обозреватели считали, что «Моральный кодекс» чуть ли не переписан из Библии, повторяя её каноны: не убей, не воруй, твори добро, трудись на радость, ни с кем не враждуй и так далее. Так что некоторые положения этого кодекса могли бы приниматься и сегодня как ориентир для всех нас.
Об уроках истории
Без прошлого нет будущего - неоспоримая истина, но, к сожалению, мы об этом постоянно забываем. Очень хорошо, что помним заветы Великодушного Манаса, хотя с тех пор прошли тысячелетия. Осведомлены также о Бакае, Каныкее, Семетее, Сейтеке и Алмамбете. Но в то же время современная молодежь плохо знает о Победе в Великой Отечественной войне, свершившейся всего лишь 77 лет назад. А ведь это Победа не только советского народа, но и всего человечества. Это небывалый пример отваги, мужества и преданности своей Родине. Несмотря на такие великие подвиги, им отводится в учебных программах школ и вузов немыслимо ограниченное время. Разве так можно? Ведь в этой страшной войне погибло более 20 млн человек. В ней участвовала одна треть населения Кыргызстана. Самое обидное, что открыто и без всякого стеснения искажается история этой великой войны.
В нынешней сложной и непредсказуемой обстановке в мире надо воспитывать у нашей молодёжи патриотизм на примере разгрома фашистов под Москвой, на примере удививших весь мир Сталинградской битвы, Курской дуги и стойкости осажденного Ленинграда. В целях восстановления исторической истины я бы переименовал Волгоград в Сталинград, а Санкт-Петербург в Ленинград и называл бы вещи своими именами. Ведь самая жестокая битва XX века происходила в Сталинграде, а не в Волгограде. А 900-дневная блокада невинных людей происходила в Ленинграде, а не в Санкт-Петербурге. Вот с чего начинается Родина! Применительно к условиям Кыргызстана, как мы можем забыть 28 панфиловцев, защитивших своей грудью столицу страны, среди которых был и наш Дуйшенкул Шопоков - муж Героя Социалистического Труда Керимбубу Шопоковой. А знаменитую дивизию возглавлял военный комиссар Кыргызской ССР - генерал И. В. Панфилов, погибший в битве за Москву. Как можно забыть Чолпонбая Тулебердиева, который своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота в Воронежской области.
Если мы хотим иметь светлое будущее, то должны восстановить 7 ноября как праздничный день Великой Октябрьской социалистической революции. Кто-кто, а кыргызский народ своим спасением как нации напрямую обязан Октябрьской революции и Ленину. Именно Советская власть обеспечила Кыргызстану государственность в виде Кыргызской Советской Социалистической Республики, что послужило политической, правовой и социально-экономической основой для провозглашения нашей республики 31 августа 1991 года независимым и суверенным государством.
Об эпосе «Манас»
Для кыргызов эпос «Манас» является сакральным понятием, которое - в крови самой нации и передается с материнским молоком. Вместе с тем следует признать, что немало людей не имеют даже представления об этом великом творении мирового масштаба. А ведь «Манас» - энциклопедия кыргызской истории, в нем содержатся все и вся, связанные с бытом, национальными традициями и обычаями, с воспитанием поколений. «Манас»- самый что ни на есть моральный кодекс народа и источник глубоких знаний. В этой связи сказители «Манаса» (манасчы) должны быть исключительными профессионалами, которые воспевают эпос творчески, но системно, не искажая подлинных событий. Мне посчастливилось услышать «Манас» в исполнении таких великих сказителей, как Саякбай Каралаев и Молдобасан Мусулманкулов. Когда они часами воспевали эпос, люди чувствовали себя непосредственными участниками далеких событий, переживали и даже плакали, эмоции зашкаливали. Вот это настоящие манасчы. Их можно было сосчитать на пальцах. А что теперь? Сейчас чуть ли не каждый второй кыргыз считает себя манасчы и рассказывает об этом великом произведении на уровне художественной самодеятельности. Ради узкокорыстных целей отдельные проходимцы превратили гордость кыргызского народа - эпос «Манас», в массовую культуру. Наступила пора разобраться с этим.
О государственном языке
Никто в Кыргызстане не возражает против развития государственного кыргызского языка. И это естественно, ибо народ, не знающий своего родного языка, не имеет морального права называться нацией. Поэтому нашей властью делается все, чтобы государственный язык развивался вглубь и вширь. Однако это вовсе не означает, что нужно противопоставлять государственный язык официальному - русскому языку. Во-первых, русский язык прежде всего нужен самим кыргызам, чтобы развиваться и устанавливать международные отношения со всеми государствами мира. Ведь русский язык является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций. А потом, не все же кыргызы владеют иностранными языками, зато все хорошо знают и понимают русский язык. Это же является преимуществом, а не недостатком нашего народа.
Сейчас готовится проект новой редакции конституционного Закона «О государственном языке Кыргызской Республики», о котором, между прочим, не все знают. А должны знать, потому что язык - весьма чувствительный вопрос для всего народа Кыргызстана. Значит, общественность должна иметь возможность широко обсуждать этот исключительно актуальный вопрос. Некоторые ура-патриоты хотят за короткие сроки перевести всё делопроизводство в стране на государственный язык. Но это же невозможно. Такой сложный процесс должен быть осуществлён постепенно, без спешки, не в пожарном порядке.
Приятно, что сейчас на ответственные государственные должности всех уровней приходят представители современной кыргызской молодежи. Однако они плохо знают родной язык и не умеют даже грамотно подготовить соответствующие документы по-кыргызски. Например, некоторые законы, подготовленные на кыргызском языке и принятые Жогорку Кенешом, непонятны не только простому люду, но и тем, кто хорошо владеют родным языком. Чтобы полностью перевести делопроизводство на государственный язык, потребуется время, и это должно учитываться. Профессиональное знание русского языка, как и родного, обогащает и обновляет нас, расширяет круг знаний. Хочу привести интересный пример. Чингиз Айтматов свою первую повесть «Джамиля» написал на кыргызском языке под названием «Обон». Но никто не обращал внимания на это выдающееся произведение, пока повесть не была переведена на русский язык. Первыми откликнулись великие писатели Мухтар Ауэзов и Луи Арагон. И Айтматов стал писателем мирового масштаба. Насколько мне известно, все последующие свои произведения, включая романы «И дольше века длится день», «Когда падают горы», Чингиз писал только на русском языке и, благодаря ему, кыргызов начал узнавать весь мир. Возьмем «Евгения Онегина» А. С. Пушкина или «Войну и мир» Л. Н. Толстого, или «Поднятую целину» и «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Эти выдающиеся произведения можно понять и извлечь из них какие-то уроки, читая их только на русском языке. В переводе на кыргызский язык они теряют свои глубину, красоту и смысл. А как жить без таких шедевров?
О месте религии в государстве
Согласно новой Конституции Кыргызской Республики, принятой 5 мая 2021 года, каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных убеждений или отказу от них. Вместе с тем в Конституции четко прописано, что Кыргызская Республика является светским государством. В Кыргызской Республике никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Религия и все религиозные культы отделены от государства. Запрещается вмешательство религиозных объединений, священнослужителей и служителей культов в деятельность органов государственной власти. Следовательно, все граждане Кыргызстана должны строго руководствоваться этими положениями Конституции, а органы власти обязаны обеспечивать их исполнение.
О мире в общем доме
Межнациональное согласие - один из важнейших факторов обеспечения стабильности в стране. В этом плане высочайшая ответственность ложится как на кыргызский народ, так и на все национальности Республики, составляющие народ Кыргызстана. Многое зависит от взвешенной политики наших властей. Например, меня сейчас беспокоит тот факт, что среди депутатов нового Жогорку Кенеша мало представителей других национальностей и нет ни одного депутата - русской. Или состав республиканских органов управления по существу становится мононациональным. Это не обогащает, а обедняет нас. Нельзя забывать, что республика является многонациональной. В последнее время говорить о дружбе народов стало немодным. В действительности она у нас есть и ее необходимо беречь, как зеницу ока.
Что касается Ассамблеи народа Кыргызстана, то, на мой взгляд, её нужно в корне реформировать, чтобы она активно участвовала в решении общереспубликанских задач, связанных с развитием нашей страны и обеспечением межнационального согласия.
Джамин Акималиев,
академик, директор Кыргызского научно-исследовательского института земледелия
: 0