Интергласс
Белый Парус
Об идентичности кыргызов: европейцы, азиаты или евразийцы?
Автор - cabar.asia    23-11-2021, 06:30
«Существует несколько моделей формирования внутренней (само)идентичности в кыргызской этнической среде. Однако, сказать какая из моделей идентичностей является для нас доминирующей: мусульманство, тюркизм, советскость, кочевник, наверное, никто не сможет», – пишет известный кыргызстанский китаевед, дипломат, экс-генеральный секретарь ШОС, Муратбек Иманалиев в статье, специально для CABAR.asia.

Мы живем в Евразии, наиболее пестром со всех точек зрения жизни и бытия человека, созданной им цивилизаций, религий, социально-экономических и политических систем, философских школ, пространстве. И вопрос кто мы? Он далеко не праздный. Это вопрос комплексной идентичности нашей нации и, в то же время, ее самоидентификации в большой семье евразийских народов.
Многие народы, особенно в Азии, в Африке, в Латинской Америке утеряли основное зерно собственной модели идентичности: например, свыше 70% народов мира не говорят на собственном языке, во-вторых, не обладают каркасом собственной культуры, являясь лишь носителем чужой культурной оболочки, в-третьих, не обладают собственной письменностью и т.д. Но, тем не менее, они стремятся быть националистами той вновь созданной нации, к которой они принадлежат не по крови и не по родословной, а по сожительству с такими же как они, обретшими новую родину.

Чужой, собственно говоря, язык, чужая культура, чужая урбанистика и т.д. становятся своими, развиваясь и видоизменяясь, заново формируясь, становятся моделью самоидентификации той группы людей, которая считает себя нацией. Например, американцы – нация, состоящая из разных расовых элементов. Это новый образец нациестроительства, причем нации, сконструированной с большими трудностями и до сих остающейся с незакрытыми лакунами и потенциально могущей распасться, правда, произойти это может только при особых обстоятельствах. Практически все представители наций, которые составляют американскую, сохраняют этническое самосознание и, в определенной мере, культуру, и, тем не менее, они все американцы.

Какую роль играет национальная идеология в американском случае? С этой точки зрения американцы (не суть важно вновь обретшие паспорт США или потомки людей, воевавших в Гражданской войне середины ХIХ века) верят в идеологему божественной миссии американской нации, *Pax Americana*, незыблемость американского доллара и флага. Все составляет национальную идеологию американцев.

Роль идеологии в укреплении идентичности
Может ли национальная идеология способствовать формированию и укреплению этнической идентичности кыргызов? Многие функционеры из числа чиновников неоднократно пытались соорудить идеологию нации, однако воз и ныне там. Как мне кажется, необходимо основывать национальную идеологию на простых идеях, понятных всем обычным людям. Например, почему бы нам не найти ответ на такой простой вопрос “Почему жители Кыргызстана живут так мало?”, отвечая на этот вопрос мы натолкнемся и на другие проблемы, на которые нужно найти ответ. Казалось бы вопрос медико-социальный, но у него масса разных измерений,  вплоть до внешней политики, если, конечно, смотреть на эту проблему концептуально и широко.

И все вопросы должны сконструировать модель, принимаемую всеми, национального государства (1), многонационального и поликонфессионального национального общества (2) и этнической идентичности (3).
Важным, на мой взгляд, элементом или фундаментом национальной идеологии, но относящейся к деятельности философов и политических экспертов, является проблема восстановления исторической ответственности кыргызов, самым прямым образом восходящей к проблеме культуры государственности. Пока, к большому сожалению, историческая ответственность наша – на чужих плечах. Этот тяжелый груз должен быть элитными группами переложен на наши плечи. Вопрос “могут ли кыргызы управлять кыргызами” остается без ответа.

Евразия – это география для европейцев, азиатов, американцев, для россиян – философско-географическое обозначение русской цивилизации, но  для кыргыза – это вообще не понятно.  
В данных реферируемых пределах и пространствах весьма любопытна историческая идентификация китайцев. Это народ или изначально группа китайского цивилизаторства, которая постоянно занималась приобщением разных этносов и этнических групп под “китайские знамена”. В Китае известны семь крупных диалектов китайского языка, беседа на которых требует переводчика, во-вторых, антропологически китайцы делятся на две большие группы, северяне более крупные, похожи на корейцев, а южане, более мелкие, похожи больше на вьетнамцев. Но все они считаются китайцами. Какие есть расхождения и противоречия у нас с ними? Вопрос непростой, но надо найти ответы.

Но в китайском этническом массиве есть и проблема отделительства, например, сингапурцы, которые этнически являются китайцами, но не считают себя таковыми, а рассматривают себя как сингапурцев, ровно точно также и индусы, малайцы, живущие в Сингапуре.

Формулирование идентичности
Советская власть отняла не только “идею племени кентавров”, историю, причем остатки этой истории были основательно переформатированы и частично устранены из самосознания кыргызов, разрушены основания гармоничного проживания кыргызов с природой, геометрически выверенного кочевого скотоводства и непроизводства мусора.
Но это проблемы прошлого, однако стоит задача создания новой исторической памяти на основе работы с новыми историческими источниками и ксилографами, новой культуры созидания.
В отношении Советского Союза остается один серьезный вопрос – насколько глубоко вошла в наше сознание “советскость” и образ “советского человека”. В этом смысле здесь есть и тема благодарности части кыргызов, но желание некоторых кыргызов вернуться в СССР все-таки имеет подоплеку “прогнутости”?
Для нас формулирование и формирование системы идентичностей является весьма принципиальным вопросом. Существующие глобальные формы идентичностей, к коим относятся континентальная и расовая идентичности, которые предопределяют значимую как для наружного наблюдателя, так и для самих кыргызов представительства вовне.
Но здесь есть определенные проблемы:
  • Если у кыргыза спросить кто он по континентальной номенклатуре – азиат или европеец? Скорее всего, он не сразу ответит, в отличие от китайца или англичанина. Для них этот вопрос не стоит. Евразия – это география для европейцев, азиатов, американцев, для россиян – философско-географическое обозначение русской цивилизации, но  для кыргыза – это вообще не понятно.
Вообще, континентальная идентификация для нас понятна или нет? Если у кыргыза спросить где ты живешь, в Азии или Европе? Интересно, как он ответит? Вопрос не в том проходил ли он курс школьной географии, а в его самовосприятии,  его понимании кто он такой.
  • Расовая номенклатура, которую может быть, наверное, не сложно спутать с континентальной, как мне кажется, менее сложный вопрос, хотя и здесь есть проблемы исторической идентификации. Сейчас мы монголоиды, но так было не всегда, и как представляют себе некоторые любители истории, читавшие о динлинах и прочих племенах, обитавших на территории Евразии, они были все-таки больше европеоидного типа. Но вот кто такие динлины – вопрос непростой, на который надо найти ответ.
  • Существует несколько моделей формирования внутренней (само)идентичности в кыргызской этнической среде. Сказать какая из моделей идентичностей является для нас доминирующей:  мусульманство, тюркизм, советскость, кочевник, наверное, никто не сможет. Например, кочевничество, его никто не помнит и никто толком не знает, но остаточные отрывочные воспоминания рождают картинки кочевнической романтики.
Какая культура является для нас превалирующей с точки зрения развития – русская, советская, кочевая, исламская? Что называется культурой кыргызской? Казалось бы эпос “Манас” является некоей основой национальной культуры. Эпос “Манас” не является ни исламским, ни советским: эпос является сугубо кыргызской наследственностью и только кыргызской. Формирование культуры  “Манаса” обуславливает конструирование не просто образа Манаса – строителя, Манаса – объединителя, Манаса – созидателя и т.д., а целостной, простроченной, комплексной культурной ниши по упомянутым выше образам.
Общество в Кыргызстане по внешним ориентирам сегодня поделено на три-четыре сегмента:
  1. наиболее крупное – исламской ориентации, находящееся на пути нахождения модели идентичности;
  2. пророссийское, консервативное общество по политическим взглядам, постсоветской инерционной идентичности. В рамках данного сектора надо иметь ввиду, что огромная часть молодых людей до 30 лет готовы уехать в Россию, а также огромная часть людей старше 60 лет ностальгирует по СССР;
  3. прозападные либерально настроенные люди, которые хотели бы идентифицировать себя с Западом, но Запад не особенно охотно принимает их у себя. У этих групп людей есть недостаток – под поднятыми флагами нет национальных интересов Кыргызстана.
На подъеме националисты, правда, в основной массе, “кухонные”, без идеологии, без политического маршрута.
Сложен вопрос современной кыргызской урбанистики. Во  второй половине ХIХ в и, особенно в первой половине, когда кыргызов  “ссадили” с лошади и заставили быть пешеходом и оседлым человеком, часть кыргызов, пытаясь осилить новые формы бытия, двинулась в русские города на территории Кыргызстана, а другая часть начала осваивать узбекские и таджикские города в том же Кыргызстане. Кстати, эта из важнейших причин событий 1990 и 2010 годов.
Нам надо строить кыргызские города, с кыргызской городской культурой и кыргызскими городскими традициями. Пока жизнь кыргызов проходит не в национальном урбанистическом пространстве.

О религии и идентичности
Ислам, странным образом, почему-то считается восточной религией, хотя в ней восточного столько же, сколько в христианстве. Кстати, это касается и священных писаний. Другой вопрос – вектор распространения. В одном случае север и запад, во втором случае – юг и восток. Реально восточными религиями, наверное, надо считать индуизм, буддизм (хотя эти религии были созданы европеоидами, т.е. индусами), даосизм, конфуцианство, хотя последние две с большим трудом можно считать религиями: это все-таки больше этико-социальные учения. В авраамических религиях и религиях Востока абсолютно разные концепции Бога.

Кыргызский этнос усвоил Ислам через татаро-башкирскую мусульманскую диаспору, когда российским правительством было принято решение об исламизации казахов и кыргызов с целью приобщения их к стационарной религии и приведения их таким образом к оседлости. Но, надо признать, кыргызами был усвоен самый любопытный образ – обрядовый Ислам. Из числа кыргызов никогда не было ни одного богослова либо какого-то другого почтенного священника. Тоже самое и с марксизмом – из числа кыргызов не вышел ни один теоретик марксизма.

Исконной религией кыргызов считается тенгрианство. Тенгрианство было религией кочевников, людей, постоянно перемещавшихся в пространстве. Поэтому книги, записи и прочая библиопремудрость им были не нужны. Поэтому отсутствие священных книг и иных писанных заповедей затрудняет более широкое распространение тенгрианства в кыргызской этнической среде.
Тюркизм – это абстрактное братство народов, которое как бы привязано друг другу несколькими кругами единства. Но, что является единым для тюркоязычных людей: кровь у всех этих наций разная, культура тоже неодинаковая, язык, да морфология и синтаксис похожи и даже близки, но лексика, основном, разная. Согласен, религия одна и та же, но такова ситуация с миллиардом людей на Земле.
Как мне кажется, проблема устойчивости за счет формирования многослойной опоры вне региона проживания – это главная проблема создания ТЮРКСОЯ.
Постсоветская (просьба не путать с посткоммкунистической) цивилизационная идентичность, основным держателем акций которой является Россия, с одной стороны, удерживает нас от войн и конфликтов, с другой – тормозит развитие суверенитета.

Заключение
Новшество последних десятилетий – превращение кыргызов в сетевую нацию. Кыргызы крупными  демографическими пятнами разбросаны  сегодня по всему миру. Сохраняют ли они и, особенно, их дети  этническую идентичность? Самый быстрый переход в Казахстане: адаптационные механизмы практически отсутствуют, они почти не нужны. В 2006 году правительство Казахстана осуществило миграционную амнистию: 11 600 кыргызов перешли в казахстанское гражданство,  некоторые из них  одновременно поменяли пятую графу. Если не будет сохраняться этническая идентичность, то в России переход в российскую идентичность будет, наверняка, в 3-4 поколении.

Примерно та же картинка и в других странах, особенно в государствах, в которых наблюдается сборка нации из различных рас, наций и этносов. Присмотритесь к туркам-переселенцам, которые в 60-годы появились в Германии: мало кто из них вернулся в Турцию, за  исключением тех, кто не прижился и пенсионеров. В Германии выросло поколение турок, некоторые из которых пишутся турками, но на самом деле они немцы. Они очень активны в немецкой общественной жизни, участвуют наравне с немцами в партийной жизни Германии, они бизнесмены и т.д. И они смотрят на современную Турцию глазами немцев.

Кыргызы – самый малочисленный народ в Центральной Азии. Нас по всему миру всего около 6 миллионов, тогда как по некоторым данным туркмен в мире – около 8 миллионов, таджиков в мире – около 20, узбеков – около 35, казахов – около 18.
При этом мы у себя дома самые бедные: мы – государствообразующая нация, но мы дома живем бедно. Однако, важно помнить о том, что каждый кыргызстанец является носителем суверенитета.
 

Источник информации: https://cabar.asia

: 11

Комментарии 11

  1. Э от 23 ноября 2021 08:08
    Мы, кыргызы- просто ангелы!
  2. ккк от 23 ноября 2021 09:13
    Автору стоило бы говорить за себя, а не за всех. И вообще, слишком много потуг на некое глубокомыслие, за которым по факту ничего нет.
    "какая из моделей идентичностей является для нас доминирующей: мусульманство, тюркизм, советскость, кочевник, наверное, никто не сможет"
    ---------------------------
    Все смешал автор и без малейшего разбора - язык, религию, культуру. Это в принципе все разные понятия! И вот если разделить эти понятия, то никаких вопросов не будет, ну или их станет значительно меньше.
    По принадлежности языковой группы - какие тут могут быть вопросы? - всем ведь понятно, тюркская языковая группа. Другое дело, что само определение - тюркская группа - вызывает вопросы, хотя бы потому, что кыргызы появились задолго до упоминания в летописях турков. А Стамбул - это и вовсе бывший Константинополь, столица некогда бывшей Византии.
    Не существует и никакого тюркизма. Да, есть проект, который по своей сути направлен против РФ - пантюркизм. Но во-первых для него нет никакой экономической базы, нет и политической, поскольку еще большой вопрос, кто там претендует на верховенство. И о котором говорить пока не торопятся. Турция? - а какого черта? Кто-то всерьез думает, что татары, казахи, не говоря уже о других, так торопятся посадить себе на шею условного Эрдогана? - шиш!
    Говорить о кочевниках сегодня нет никакого смысла на том простом основании, что сегодня везде есть государственные границы, а потому воленс-неволенс народ перешел на оседлый образ жизни. И нужно скорее говорить о том, как этот образ жизни меняет сознание и культуру народа.
    Мусульманство? - вот здесь автор наиболее близок к правде - кыргызы просто переняли некую обрядовые формы, не являясь при этом особо религиозным. К примеру Коран читали единицы даже среди мулл, не говоря уже о простом народе.
    Говорить о тенгрианстве сегодня тоже нет никакого смысла, потому что кроме отдельных спецов никто не скажет, а что это такое вообще.
    Если кто-то хочет понять, а кто такой кыргыз, то в первую очередь он должен понимать его менталитет и знать его культуру. В менталитете главное у него - независимость и стремление к справедливости. И если его начнет доставать какой-нибудь мулла, то он его просто пошлет нахрен. А надо будет, уйдет в горы. То же касается органов власти.
    Вот к чему точно стремится кыргыз, так это знание. Которое, собственно, и лежит в основе тенгрианства. Кстати, именно знание лежит в основе староверия в России. И вот эти основы роднят русских и кыргызов. Это если еще не вспоминать о том, что прародина кыргызов - это верховья Енисея.
    Отсюда и вывод - в политике и экономике кыргызам необходимо стремиться к дружбе с РФ, поскольку несмотря на какие-то различия во внешних формах, внутренне, ментально они близки друг к другу. Между прочим, такое сближение отразилось на культуре, если кто не заметил. Еще и поэтому кыргызы так легко адаптируются к жизни в России.
  3. 777 от 23 ноября 2021 10:00
    ... Страна кыргызов находилась к северу от Западных Саян, в Минусинской котловине. Население Минусы представляло собой конгломерат различных этнических групп населения, довольно небольших. Но их было довольно много, и были они разные, по языку, образу жизни, культуре.

    Здесь представлены как тюркоязычные, так и древние палеоазиаты, автохтоны этих краев. В большом количестве предстают этнические группы финно-угорского происхождения. Этническая пестрота, судя по данным исторических источников сохранялась там и в XVI - XVII вв. н.э. Тем не менее, все эти разрозненные и различные этнические группы населения того времени, объединяла одна главная цель, в которую они вступали добровольно и с особым старанием-это защита от сильных и многочисленных внешних врагов, в первую очередь кочевых империй Великой степи, которые, постоянно совершали свои военные походы на север, за Когмен. Там было много хлеба, кузнецов-оружейников, мастеров по обработке металлов, которые в большом количестве выделывали различные виды оружия, шедшее на экспорт.

    Всех, кто входил в Кыргызский племенной союз на Среднем Енисее объединяла единая территориально-географическая общность и стремление защитить себя от сильных врагов. Поэтому, находясь в определеном гео-политическом пространстве, этнические группы объединялись, во главе которых стояло более активное и предприимчивое племя.

    Государство енисейских кыргызов находилось на 3.000 ли (кит. мера длины) на северо-запад от уйгурской орды, которая находилась у Хангайских гор близ Орхона. От кыргызского стана до уйгурской орды насчитывалось около сорока дней верблюжьего хода.
  4. винница от 23 ноября 2021 11:18
    Можете принять или не принять, отрицать. Очень сильно и быстро идёт исламизация. Бывший алкаш может стать муллой или с низким интеллектом тоже мулла. Не просто мулла, к ним уже обращаются « таксыр «. Это уже сословие. Стирается ментальность кыргызости, кочевничество. Мы даже не заметили процесс. Стремление к образованности тоже уменьшается
  5. 777 от 23 ноября 2021 11:30
    ... XVI в., после их окончательного прибытия на современную кыргызскую территорию площадь кыргызских кочевий на Тянь-Шане охватывала регионы северных территорий нынешних кыргызов - озеро Иссык-Куль, Чуйская и Таласская долины. Образованная в горах Тянь-Шаня кыргызская племенная структура состоит с этого момента из трех главных племенных объединений или крыльев, по-кыргызски "канат" . Племенные конфедерации ассимилировали также значительное количество монгольских племен (Владимир Плоских и его коллектив доходят до того, чтобы написать, будто в конце XV в. и в начале XVI в. три племенные конфедерации состояли из стольких же кыргызских элементов, сколько и монгольских, и что это нисколько не мешало им, тем не менее, называться общим именем "кыргыз"и некоторые казахско-ногайские племена, усиливавшие таким образом монголоидный тип кыргызов. И все-таки военное (и количественное - ?) превосходство кыргызов Тянь-Шаня сделало имя "кыргыз" нарицательным и сохранило его в качестве объединяющего элемента трех племенных конфедераций в их этническом разнообразии, становясь впредь этнонимом, с которым идентифицируется совокупность всех три конфедераций.

    Два фактора объясняют, на его взгляд, возможность образования трех кыргызских племенных конфедераций: приход ислама из населенных пунктов Ферганской долины и из Таримского бассейна, а также общего сознания об эпосе "Манас". Идеи кыргызской конфедерации по отношению к внешней угрозе, занимающие существенное место в эпосе, были близки всем племенам и сыграли прогрессивную роль в укреплении кыргызской национальной идентичности.
  6. Самат от 23 ноября 2021 11:50
    Очень странная статья. Без начала и конца. О чем речь? Об исконной религии кыргызов, о языке, о принадлежности к типу, расе, нации и т.д. ? Демагогия замешанная на отдельной фактологии.
    1. Соня от 24 ноября 2021 15:56
      Более чем странная статья!
      А заключительная фраза - просто неофашисткий шедевр:

      "При этом мы у себя дома самые бедные: мы – государствообразующая нация, но мы дома живем бедно".

      Это вообще к чему?
  7. винница от 23 ноября 2021 13:23
    Кыргызы – самый малочисленный народ в Центральной Азии. Нас по всему миру всего около 6 миллионов, тогда как по некоторым данным туркмен в мире – около 8 миллионов, таджиков в мире – около 20, узбеков – около 35, казахов – около 18.
    При этом мы у себя дома самые бедные: мы – государствообразующая нация, но мы дома живем бедно. Однако, важно помнить о том, что каждый кыргызстанец является носителем суверенитета
    ———————
    Автору не переживать. Дети чимкириков живут в Европе, Дубаи и Турции. Вот и они пусть и дальше уезжают
  8. 777 от 23 ноября 2021 14:00
    Какое может быть тенгрианствао, когда
    Назарбаев отдал значительные территории Казахстана Китаю с 1997 года вместе со священным для всего казахского народа, а также братского киргизского народа, пиком "Хан-Тенгри".

    Отдали без какого-либо обсуждения. Единственным, кто тогда выступил тогда против передачи Китаю исконных казахских земель, был депутат Мажилиса коммунист Валерьян Землянов. Все остальные депутаты, чиновники и общественные деятели промолчали… как и придворные национал-патриоты.
    1. Кенесары от 23 ноября 2021 14:10
      "Ошибка русского географа Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского породила не только неправильное наименование этой вершины, но и многолетние споры о прохождении границы в этом горном районе. Последующие исследователи приняли неточную семёновскую схему и её же использовали пограничные комиссары при детализации границы с Китаем по Кашгарскому протоколу 1882 года"
      "Китайская же сторона, всегда зная о расположении настоящего Хан-Тенгри (советского пика Победы) в хребте Савабци, тем не менее воспользовалась ошибкой Семёнова-Тян-Шанского, и провела границу на своих картах западнее и севернее через семёновский Хан-Тенгри — вершину Кан-Тоо, тем самым приписав себе верхнюю часть ледника Южный Эныльчек"
      "Авторитет Семёнова-Тян-Шанского в географической науке велик, но одна из его крупнейших ошибок, совершённая в XIX веке, в наши дни создала прецедент — один из спорных участков на китайско-киргизской границе"
      "Ошибка Семёнова-Тян-Шанского до сих пор не исправлена, однако компромиссный выход, найденный современными дипломатами, удовлетворил стороны. 4 июля 1996 года было достигнуто соглашение между Киргизией и Китаем о киргизско-китайской границе. После длительного обсуждения проблемы района пика Хан-Тенгри обе договаривающиеся стороны на компромиссной основе обменялись одинаковыми по площади территориями. Соглашение было подписано президентом Киргизии Аскаром Акаевым и председателем КНР Цзян Цзэминем в Бишкеке во время встречи глав «шанхайской пятёрки» 24 — 26 августа 1999 года"
      Формально пик Кан-Тоо (Хан-Тенгри) становится вершиной трёх государств и олицетворяет состояние сегодняшнего мира.
      "А хребет Тенгри-Таг остался границей между Казахстаном и Киргизией. С казахской стороны его обтекает ледник Северный Иныльчек, а с киргизской — ледник Южный Эныльчек. На этих ледниках располагаются международные альпийские лагеря, развёрнутые казахскими и киргизскими турфирмами для любителей горных восхождений, в том числе и на Хан-Тенгри."
  9. 777 от 23 ноября 2021 15:04
    Россия, Казахстан и республики Средней Азии в постсоветский период пошли во взаимоотношениях с Китаем другим путем. Не обостряя отношения, а наоборот строя их на дружественной и взаимовыгодной основе. Однако, для этого надо было отдать часть спорных территорий Китаю? Первыми решились на этот шаг республики Средней Азии и Казахстан, в начале нулевых годов это сделала и Россия.

    Хотя сегодня предлагаемые Пекином программы являются частью глобальной экономической экспансии Поднебесной, в рамках которой государствам очень непросто защищать свои интересы. Официальная китайская пресса утверждает, что стратегия Нового шелкового пути не является обременительной для стран партнеров. "Один пояс, один путь" – это процесс открытости и взаимовыгодных условий, утверждают китайцы. Однако за этими лозунгами скрываются тонкости китайской политики, как к примеру того, что они смогли добиться по спорным территориям.

    Кроме того, для России еще и означает следование Китая режиму антироссийских санкций. Что проявляется в запретах на кредитование российских предприятий.

    Казахстанским оппозиционным лидерам надо видимо, наоборот, благодарить Назарбаева за то, что он сумел увеличить территорию Казахстана за счет кыргызских земель долины Каркыра Тюпского района. Забрав эти земли у соседней республики, он присоединил их к Кегеньскому району.

    В Союзе были выделены миллиарды рублей на то чтобы построить высокогорный почти 30 километровый канал «Каркыра-Тюпка» для увеличения бассейна озера Иссык–Куль и использование воды на внутрихозяйственные нужды. Депутаты Жогорку Кенеша при предыдущих Президентских режимов до 2010 года были озабочены тем, чтобы избавиться от каркыринских земель, что ими успешно и было сделано. Зато сейчас готовый отстроенный канал приходит в негодность и разрушается.

    Однако, нынешний депутатский корпус ЖК это никак не напрягает: созидать всегда тяжелее, чем отдавать готовое.

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Последние новости
Опубликовано видео нападения на Текебаева
Вчера, 17:57
"Пропавший" Мирбек Мияров явился в ЦИК и обвинил ее в диверсии
Вчера, 17:20
Итоги голосования. Кандидаты обвиняют власти в создании условий для революции
Вчера, 17:14
Между Жылдызкан Джолдошовой и главой ЦИК произошла перепалка
Вчера, 17:13
Начало политического террора. В Бишкеке напали на Омурбека Текебаева
Вчера, 17:07
«Кыргызтелеком» и «Ростелеком» договорились о поставке интернет-трафика
Вчера, 17:06
Итоги выборов. США ожидают плодотворной работы с новым составом Жогорку Кенеша
Вчера, 17:04
Радужные планы и печальная реальность. Как чиновники будут "развивать" Бишкек
Вчера, 14:21
Итоги выборов. В АДС прокомментировали видео переписывания протоколов на участке
Вчера, 13:50
Турция не причастна к подготовке к захвату власти в Кыргызстане, - ГКНБ
Вчера, 11:39
Итоги выборов. Евросоюз призывает расследовать непонятки с подсчетом голосов
Вчера, 11:34
В информационной системе ЦИК снова сбой. Сайт не работает
Вчера, 11:32
Сидим без света два дня в неделю. Жители Маевки жалуются на веерные отключения
Вчера, 11:31
Сбой на сайте ЦИК при подсчете голосов. ГКНБ выдвинул свою версию
Вчера, 11:30
В Москве кыргызстанцы устроили самосуд над соотечественником
Вчера, 11:28
Итоги выборов. Появилось видео переписывания протоколов ручного подсчета голосов
Вчера, 10:27
Кыргызстанцы начали сбор подписей за проведение повторных выборов
Вчера, 10:23
Арабским языком! Садыр Жапаров призывает недовольные партии бояться Бога!
Вчера, 09:01
В Оше милиционер избил бармена, разбил посуду в ресторане и не оплатил счет
Вчера, 08:47
В Араване убили гражданина России
Вчера, 08:46
Мой отец, да благословит его Аллах и приветствует в раю, приучил меня к Корану с 8 класса - Садыр Жапаров
30-11-2021, 16:40
В Таласе митингуют: не согласны с победой Дастана Джумабекова
30-11-2021, 16:33
Пропавшую 9-летнюю девочку в Сузакском районе нашли убитой
30-11-2021, 12:31
Вторые сутки не могут найти лидера партии «Ордо». Жена не хочет привлекать милицию
30-11-2021, 12:15
В Кыргызстане у потребителей пломбируют обогреватели и бойлеры. Незаконно
30-11-2021, 11:13
Каждая четвертая семья в Кыргызстане живет за чертой бедности
30-11-2021, 11:11
Ручной подсчет. Расстановка партий-лидеров меняется
30-11-2021, 08:48
С 1 декабря ПЦР-тест при въезде в Кыргызстан будет обязательным для всех
30-11-2021, 08:43
Итоги ручного подсчета. Сын Алмазбека Атамбаева одержал победу в Аламединском округе
30-11-2021, 08:42
По итогам ручного подсчета секретарь Совбеза уйдет в отставку
30-11-2021, 08:39
Белый Парус в Яндекс Новостях
У соседей
Нацбанк Казахстана выпустил банкноту с портретами Назарбаева на обеих сторонах
Вчера, 14:07
Пропаганда Кремля готовит почву для "майдана" в Узбекистане
Вчера, 14:02
«Американские уголки» откроются в творческих школах Узбекистана
Вчера, 14:00
Центробанк Узбекистана начнёт обучать мигрантов финансовой грамотности
Вчера, 13:58
Талибан вновь заверил Узбекистан, что не является угрозой для него
Вчера, 13:56
В Узбекистане установят специальный режим поддержки технологий искусственного интеллекта
Вчера, 09:08
Кто в Узбекистане будет платить налог для богатых в 2022 году
30-11-2021, 12:11
С 1 января в Казахстане введут налог на Google
30-11-2021, 12:10
Комиссия США отметила развитие в сфере религиозных свобод в Казахстане
30-11-2021, 12:05
Таджикский политолог прокомментировал трагические события в Хороге
30-11-2021, 12:03
В России озвучили метод борьбы с экстремизмом в Центральной Азии
30-11-2021, 11:58
Биолаборатории Пентагона в Казахстане - благо для народа
30-11-2021, 10:09
Мировые новости
Белый Парус на Facebook

Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп с 29 ноября 5 декабря 2021 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в Еженедельном общем

Подробнее »


Термо Дом Tehnoinvest Махаля
Курс валют
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru