Запад в очередной раз «изнемогает» от желания сделать жизнь центрально-азиатских стран лучше и безопаснее. В очередной раз регион пытаются подогнать под рамки чужих интересов на этот раз – в сфере биобезопасности. И нельзя сказать, что Центральная Азия «попала» именно сейчас. Работа была начата с десяток лет назад, просто в последние годы она проявляется все более и более явно. Последние месяцы ЕС предпринимает попытки использовать пандемию COVID-19 для расширения своего влияния в Центральной Азии. А это наверняка приведет к возрастанию угроз безопасности республик с учетом тесной координации европейской политики с США.
Биологическая политика Вопросы биологической безопасности волнуют международное сообщество не одно десятилетие. В последнее время тема стала особенно острой ввиду возросшей масштабности деятельности Соединённых Штатов, открывших референс-лаборатории на территории почти всего постсоветского пространства. Как отмечают эксперты, сейчас в центрально-азиатском регионе мы можем наблюдать два генеральных вектора развития событий по этой проблематике. Первый: попытки сформировать адекватную коллективную систему на уровне ЕАЭС-ОДКБ и шире – СНГ. Второй: под видом борьбы с глобальными эпидемиологическими угрозами представляет собой попытку построить центрально-азиатский полигон под внешним управлением американских и европейских структур.
И если формат сотрудничества стран Центральной Азии по вопросам биобезопасности с Россией и рядом постсоветских стран вытекает из логики единого экономического и военно-политического пространства, то согласие на сотрудничество с американцами и европейцами по этим вопросам иным желанием кроме как получить гранты и средства на зарплату и модернизацию в условиях слабых экономик более объяснить никак нельзя. Причем, надо отдать должное, Запад начал продвигать эту тему гораздо раньше и более успешно нежели Россия. На данный момент «сотрудничество» с Западом зашло так далеко, что является уже реальным препятствием к установлению консенсуса среди представителей стран СНГ по вопросу сотрудничества в сфере биобезопасности.
В частности, это напрямую относится к недавней истории разработки проекта Заявления глав государств СНГ о сотрудничестве в области обеспечения биологической безопасности. Удивительно, но в июне 2021 года некоторые наблюдатели и специалисты отмечали, что на этапе согласования проекта «ввиду того, что во многих странах постсоветского пространства функционируют лаборатории, которые проводят исследования в интересах военного ведомства США, экспертная группа ищет взаимоприемлемые формулировки к Заявлению». То есть, простыми словами, речь идет о том, что главы государств постсоветского пространства хотели бы громко и публично заявить о своей готовности и приверженности к обеспечению вопросов биобезопасности на территории своих независимых государств так, чтобы ненароком не обидеть представителей американских и европейских биолабораторий, хозяйничающих на их территории!
Ситуация дошла до того, что в октябре этого года секретарь Совета безопасности России Н.Патрушев уже открытым текстом призывает: "Требуется активизировать взаимодействие стран-членов Содружества по проблематике биологической безопасности. Актуальность совместной работы на данном направлении возрастает ввиду отсутствия механизмов, позволяющих обеспечить прозрачность и проверяемость биологических исследований, проводимых в различных странах под эгидой США и их союзников". Кроме того, по его словам, необходимо продолжить работу по согласованию и реализации двусторонних межправительственных меморандумов по биобезопасности, чтобы не допустить неподконтрольной деятельности в этой сфере третьих стран.
И это Николай Платонович еще мягко так сказал. Господин Патрушев мог бы и напомнить, что излюбленной игрушкой американских, да и европейских специалистов являются так называемые «контролируемые вспышки» заболеваний, которые почему-то организовываются как правило в непосредственной близости у границ России и ее союзников.
Нам, как странам, утратившим субъектность в этом вопросе и ставшими объектами реализации проектов глобальных игроков, необходимо понять, что США в рамках поддержки сети зарубежных биолабораторий решают свои национальные вопросы. Вопросы обеспечения устойчивости своей нации к вредоносным штаммам, и вопросы их использования в качестве оружия. Это подход, кстати закреплен и в Национальной стратегии бионаблюдения США.
Можно возразить, что эти опасения связаны с США, но Европа – это, наверное, что-то другое. Но в том то и дело, что европейцы, свои действия, мягко говоря, координируют с американцами. На то и есть блок НАТО, например. Формально интерес ЕС заключается прежде всего в уменьшении рисков микробиологического и химического заражения производимых пищевых продуктов, экспортируемых в страны Евросоюза. Но это только формально. Если мы посмотрим на масштаб разворачиваемой работы, то неизбежно придем к выводу, что одной только борьбой за безопасность европейцы не ограничиваются.
«Ты их - в дверь, они - в окно...» Есть в Европе организация с трудно произносимым названием ЦПО ХБРЯ, он же Центр передового опыта по уменьшению химических, биологических и радиологических рисков Европейского союза. Цель их конечно же благая. Как и всегда. Это видно из названия. В Центральной Азии, кстати, региональный центр ХБРЯ расположен в Ташкенте. Это основной европейский игрок в команде борцов за биобезопасность региона.
Второй, а по факту первый и он же основной игрок в этой команде-Международный научно-технический центр (МНТЦ). Их региональный офис находится в Нур-Султане. Чтобы было понятнее, про эту контору можно сказать так: американцами она используется для продвижения интересов своих военно-технических структур под прикрытием реализации общественно-полезных гуманитарных проектов. Так сказать, «волк в овечьей шкуре». Там, где есть МНТЦ, там всегда проводятся и испытания болезнетворных штаммов в «контролируемых полевых условиях». Россия, к слову сказать из соглашения с МНТЦ вышла аж в 2010 году и в эти игры на своей территории уже не играет. После неожиданного расставания с Москвой, американцам пришлось спешно перестраиваться и выстраивать новую сеть на постсоветском пространстве уже с опорой на Казахстан. МНТЦ и ЦПО ХБРЯ очень часто любят играть «в пас», особенно на центрально-азиатском поле. Вот и сейчас они взялись за один из таких проектов, который называется «PRECA».
С виду, это обычный европейский образовательный проект каких много. С той лишь разницей, что его целевой аудиторией являются специалисты в сферах, связанных с рисками в биологической, химической, радиационной и иной направленности. Проще говоря, с подачи, а также при организационной и финансовой поддержке МНТЦ, европейцы проведут обучение «мастер-инструкторов» из Узбекистана, Киргизии, Монголии, Пакистана, Таджикистана и ряда других стран как выстраивать работу своих биолабораторий в соответствии с европейскими стандартами изучения особо опасных инфекций.
На данном этапе все выглядит достаточно безобидно. Более того-важно и жизненно необходимо. Однако, как известно, бесплатный сыр-только в мышеловке. Конечной и реальной целью проекта является формирование сети завязанных на Брюссель противоэпидемиологических служб стран Центрально-азиатского региона. То есть речь идет о внедрении подконтрольного европейцам регионального механизма противодействия биоугрозам. В дальнейшем планируется подписать соглашение, в рамках которого противоэпидемиологические учреждения Центральной Азии будут действовать в тесной привязке и под надзором аналогичных служб Европы. К настоящему моменту уже достигнуты предварительные договоренности с правительствами (!) Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана, Афганистана и Монголии. То есть пульт управления всей этой махиной будет в руках у Брюсселя при полном и коллективном согласии глав государств региона. Стоит ли после этого удивляться, что проект выстраивания коллективной системы биобезопасности в формате ЕАЭС и ОДКБ шел с таким скрипом?
А в это время... В феврале 2021 года глава МИД Кыргызстана Р.Казакбаев, накануне первого визита президента С.Жапарова в Москву, отвечая на вопрос по теме биобезопасности сформулировал позицию внешнеполитического ведомства страны следующим образом: «Тема биобезопасности приобретает все большую актуальность и для стран ЕАЭС, а в формате ОДКБ и ШОС этот вопрос уже поднимался в декабре 2020 года. Насколько известно, на территории некоторых стран бывшего СССР уже работают иностранные биолаборатории. При этом возникающие вспышки эпидемий в этих странах нередко связывают как раз с присутствием таких лабораторий. Есть мнения о том, что некоторые биолаборатории используются не только учеными, но и военными биологами, и в них получают и тестируют штаммы различных и очень опасных инфекционных заболеваний.
В Кыргызстане с начала пандемии коронавируса группа ученых и общественных деятелей тоже начала поднимать вопрос о целесообразности активизации работы с западными партнерами по строительству в нашей стране биолаборатории третьего уровня. Однако среди общественности, ученых и интеллигенции в Кыргызстане имеются большие сомнения в целесообразности и, главное, безопасности строительства таких объектов. В частности, ими приводятся такие доводы, как опасность «утечек» и возникновения вспышек той или иной эпидемии, а также вероятность того, что за биолабораториями стоят военные и геополитические интересы отдельных стран. Если такие доводы имеют под собой основание, то появление подобной биолаборатории в Кыргызстане потенциально может привести к катастрофическим последствия для страны и Центрально-Азиатского региона в целом.
Причин тому много: нестабильная внутриполитическая ситуация в нашей стране, тяжелое экономическое положение, низкий уровень подготовки специалистов на всех уровнях. Как все мы удостоверились в 2020 году, эпидемии не имеют границ. С учетом этого к возможному факту появления биолаборатории в Кыргызстане очень настороженно относятся и наши ближайшие соседи, для которых этот вопрос, как и для Кыргызстана, является, в том числе, и вопросом национальной безопасности. Мы это понимаем.
С 2018 года российская сторона ведет переговоры со странами СНГ, на территории которых расположены биолаборатории. Сегодня обеспечение биобезопасности на евразийском пространстве является приоритетным вопросом и в более широком региональном разрезе, в том числе для ОДКБ. Этот вопрос находится в сфере пристального внимания руководства стран ШОС. Он будет одним из основных и в рамках нового межгосударственного диалогового формата «Россия — Центральная Азия».
В свою очередь Кыргызстан поддерживает инициативы России по обеспечению биобезопасности на постсоветском пространстве. Мы вместе с нашими союзниками должны приложить все усилия и предпринять необходимые практические меры для того, чтобы обеспечить безопасность всех стран, входящих в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. Хотя вопрос конкретно о биолабораториях в Кыргызстане в повестке дня предстоящего визита главы государства в Москву не стоит, я не могу исключать, что в целом вопрос о биологической безопасности с учетом его высокой актуальности все же будет обсуждаться в том или ином контексте между лидерами наших государств».
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном