(АКИpress) – Беспилотники могут добраться до Кыргызстана. Это тема стала особенно актуальной, когда турецкие беспилотники сыграли решающую роль в Карабахской войне. Тогда военные эксперты всего мира заговорили о новом методе ведения войны.
Еще в далеком 2012 году на международной выставке вооружения и военно-технического имущества KADEX в Казахстане Межгосударственная корпорация развития на своем стенде представила макеты беспилотников. Одним из учредителей корпорации был «Кыргызский радиозавод корпорация «Ак-Марал» из Токмока. Корпорация существует до сих пор, но про их беспилотники никто не слышал.
Затем тема беспилотников стала мелькать в военном сотрудничестве с Россией и ее базой в Канте. В 2020 году Кыргызстан и Россия подписали дополнения в Соглашение о российской военной базе в Канте: на базе появились российские дроны. В целях развития сотрудничества в области применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на территории Кыргызской Республики в интересах обеспечения безопасности государств сторон, российской стройной размещены четыре модели «Орлан-10» и две модели «Форпост».
Во время визита президента Садыра Жапарова в Москву в феврале этого года министры обороны Кыргызстана и России подписали Протокол о сотрудничестве в области применения беспилотных летательных аппаратов на территории Кыргызстана.
Пресс-секретарь президента Галина Байтерек по итогам визита написала, что важными стали договоренности сторон о продолжении военно-оборонного сотрудничества. В частности — по поставкам в ближайшее время зенитно-ракетных систем С-300 и ударных беспилотников.
С Китаем тоже идет сотрудничество. На военном параде 31 августа на площади Ала-Тоо была показана китайская система ПВО малого радиуса действия Леопард С6 с беспилотниками. Вообще-то китайскими беспилотниками еще интересовался Максим Бакиев, когда в январе 2010 года во главе Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям он посетил Третью академию Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности. «В ходе осмотра представители кыргызстанской делегации заинтересовались беспилотными самолетами, выпускаемыми на оборонных предприятиях корпорации. По мнению членов делегации, их можно было бы эффективно использовать в целях обеспечения безопасности», - сообщили в пресс-службе агентства.
В августе в Кыргызстане решили создать открытое акционерное общество «Транснациональная корпорация «Шумкар». Соответствующее постановление подписал глава кабмина Улукбек Марипов. «Предприятие создается в целях реализации инвестиционного проекта по производству систем беспилотных летательных аппаратов. ОАО «Транснациональная корпорация «Шумкар» будет со стопроцентным участием государства в уставном капитале», - говорилось в сообщении правительства.
Через два дня заместитель председателя Фонда по управлению госимуществом Медер Машиев сообщил АКИpress, что речь идет о гражданских дронах и инвестором выступает частная китайская компания. Таким образом, были сняты подозрения, что речь идет о турецкой компании.
5 апреля на заседании Комитета Жогорку Кенеша по международным делам, обороне и безопасности замглавы Минобороны Нурлан Кирешеев сказал, что поручением главнокомандующего в Минобороны создается управление сил специальных операций. В его функции входят радиоэлектронное противодействие и применение беспилотных летательных аппаратов. Это применение беспилотников и противодействие им.
Он отметил, что работа проводится, вырабатывается концепция, есть наметки по форсированию работ в этом направлении. Планируется провести переговоры с Россией, Китаем и Турцией относительно получения таких аппаратов.
Вчера председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев сообщил, что сейчас в Турции нам изготавливают беспилотники Bayraktar («знаменосеца»). «Скоро они нам тоже поступят. На сегодня мы в Турции обучаем наших специалистов и готовим для управления техникой», — сказал он.
Решение закупить турецкий дрон совпадает с конфликтом на кыргызско-таджикской границе 29-30 апреля. Сообщения о планах Кыргызстана купить дроны появились в турецких СМИ 1 мая, на следующий день после конфликта. Именно в это время в Турции находился Ташиев, который не долетел до своего врача в Германии и на полпути вернулся в страну.
Турецкие беспилотники хорошо себя зарекомендовали в операциях в Сирии, Ливии и войне в Карабахе. Они относительно дешевые. По данным газеты «Гардиан», стоимость одного аппарата колеблется от 1 до 2 млн долларов. По другим данным, их цена может доходить до 5 млн долларов. Например, Украина закупила 12 дронов и три наземные станции к ним за $69 млн.
«Байрактар» также закупили Азербайджан, Польша, Катар, Туркменистан (дроны показали на военном параде в Ашхабаде в сентябре). Таким образом, Кыргызстан стал 6 страной в мире, закупившей эти турецкие дроны. Хотя очередь на дроны выстроилась длинная. Турция также может существенно потеснить других крупных экспортеров, таких как США, Китай и Израиль. Цена говорит в пользу «Байрактар» – примерно аналогичный американский MQ-9 Reaper стоит $20 млн.
Но в продаже дронов также много геополитики и она может идти в пакете соглашений. После вынужденной остановки Ташиева в Турции 24 мая президент Жапаров встретился с Путиным в Сочи, а 10-11 июня Жапаров был с официальным визитом в Анкаре. 31 мая пропал президент сети школ «Сапат» Орхан Инанды, а 21 июня в Бишкек прилетел заместитель руководителя Администрации президента России Дмитрий Козак. Все это может указывать на серию переговоров, которые предшествовали покупке дронов.
Сближение Кыргызстана с тюркоязычными странами и прежде всего с Турцией после конфликта с Таджикистаном давно стало очевидным. «Байрактар» призваны это закрепить…
: 0