На днях в Кыргызстане случилось эпохальное событие, которое прошло как-то не очень заметно для общественности и большинства политического класса, увлеченного выборами в парламент, хотя оно имеет фундаментальное значение для дальнейших судеб страны. Но, в первую очередь, это повлечет за собой далеко идущие последствия для всей системы государственного управления, поскольку затронуло тектонические основы политического и административного устройства государства. Президент С.Жапаров подписал закон о Кабинете министров, принятый в соответствие с новой Конституцией, утвердившей чисто президентскую форму правления в Кыргызстане.
Наконец-то глава государства без всяких «хитростей» честно взял на себя всю полноту ответственности за страну и непосредственно возглавил исполнительную власть, чего прежде никогда не было. За все предыдущие тридцать лет у нас были и парламентская, и парламентско-президентская, и президентско-парламентская формы правления, но ни разу президенты не осмеливались открыто взять на себя ответственность за работу исполнительной власти. В то же время они по факту узурпировали власть в стране, замыкая на себе все вопросы развития общества и государства, включая кадровые, подминая под себя и законодательную, и судебную власти, а правительства при них оказывались в роли «мальчиков для битья», на которых они сваливали все свои ошибки и грехи.
Поэтому общество становилось свидетелем ежегодной смены правительства за эти тридцать лет, и из-за этой чехарды, мелькавшие перед глазами населения правительства не могли при всем желании сделать что-либо путное для народа. И поскольку никакой законной управы на таких правителей со стороны других ветвей власти не было, то народ всякий раз был вынужден сам вмешиваться в процесс смены незаконной по сути единоличной власти в стране.
Сейчас совсем другое дело. Были определенные сомнения, смогут ли новые власти пройти до конца по пути, избранному народом, или опять по старой привычке постараются «уйти» от ответственности. Поначалу так и казалось, что создав Кабинет министров и двойной аппарат – президента и правительства, и, самое главное, сохранив при себе, наряду с председателем кабмина еще и руководителя своей администрации, глава государства готовит себе как всегда «подушку» безопасности. Чтобы в случае чего сказать, что я здесь не причем — вот есть полноценное правительство со своим аппаратом, с него и будем спрашивать. Но в действительности все оказалось не так.
Надо отдать должное президенту С.Жапарову, он в соответствие с новой Конституцией и законом о Кабинете министров решительно перестроил исполнительную власть. Теперь он сам непосредственно возглавляет ее, имея при себе исполнительный орган — Кабинет министров и в лице его председателя, фактически своего заместителя по правительственным делам. Еще более подчеркивает непосредственную роль главы государства в руководстве исполнительной властью то, что наконец-то мы имеем дело с одним аппаратом - администрацией президента, который по совместительству возглавляет председатель кабмина, что было прописано в новой Конституции. Тем самым был преодолен прежний дуализм исполнительной власти, который изрядно мешал работе правительства. Надо полагать, после отладки всех новых механизмов управления и притирки принятой структуры администрации президента с министерствами и ведомствами эффективность всей системы исполнительной власти должна значительно повыситься по сравнению с прошлыми годами.
Таким образом, мы становимся свидетелями установления совершенно новой ответственной власти в стране, когда основные направления развития экономики страны будут определяться президентом и его заместителем в лице председателя кабмина. Не заниматься на таком уровне мелочными вопросами, подменяя отраслевые министерства и мешая эффективной работе рыночных механизмов, что происходило до последнего времени, а сосредоточиться на стратегических проблемах развития страны. Заметно, что на это направлена соответствующая структура администрации президента с управлениями по главным направлениям политики без отраслевых отделов, которые в основном занимались дублированием отчетности министерств и ведомств, забывая о выработке политики в стратегических вопросах.
В свете таких новых подходов к вопросам управления совсем не вызывает удивления появление в структуре администрации президента соответствующего подразделения - управления политических и экономических исследований. По всей видимости, оно призвано, образно выражаясь, подносить «патроны» и «снаряды» для выработки решений президентом страны по вопросам внешней и внутренней политики. Главная задача здесь - творчески соотносить дальние горизонты внутренних и внешних условий и факторов развития страны с сегодняшними реалиями нашей жизни, и в этой связке вырабатывать единственно возможные решения в текущей политике и на стратегическую перспективу. Остается лишь пожелать, чтобы в данном управлении удалось собрать «яйцеголовых» со знанием как последних достижений науки управления, так и с опытом практической работы в соответствующих сферах.
Одним словом, реальные реформы в сфере управления, о которых говорилось в течение тридцати независимых лет, начались, и результатов ждать осталось совсем недолго. Но сделаны лишь первые шаги, реформы, как видим, пошли сверху, и логика подсказывает, что необходимо спуститься на нижний уровень - кардинально реформировать также министерства и ведомства, иначе достигнутые результаты на верхних этажах власти и управления «провиснут», если не будет адекватной реакции снизу. Здесь непочатый край работы, так как организационная структура министерств и ведомств и их методы работы далеко отстали от современных требований.
Возникает и другой вопрос - как должен глава государства осуществлять личный контроль деятельности своего исполнительного органа - Кабинета министров, о чем он заявил на заседании Жогорку Кенеша, когда представлял новое правительство? Понятно, что реально контролировать Кабинет министров с помощью администрации президента, которым одновременно руководит сам же председатель кабмина, будет очень сложно. Поэтому необходимо найти инструмент за пределами Кабинета министров и администрации президента для осуществления эффективного контроля за его деятельностью. Эти и другие вопросы надо решать на ходу, времени на раскачку нет.
Алымбек Биялинов
: 0