В связи с предстоящими парламентскими выборами редакция Elgezit.kg предлагает читателям перепечатку статьи издания «Комсомольская правда» с размышлениями российских экспертов о влиянии Кремля на политические процессы в Кыргызстане.
Одна из отличительных черт предвыборных кампаний в Кыргызской Республике – а там скоро пройдут выборы в Парламент, это намеки на участие Кремля в том или ином ракурсе. Либо в части поддержки оппозиции, или действующей власти. Не станут, судя по всему, исключением и нынешние выборы – уже появились публикации, которые недвусмысленно намекают на то, что Кремль поддерживает и чуть ли не организовывает протестные настроения в республике.
Вряд ли в Москве всерьез обращают внимание на такую информацию, но вот в Кыргызстане, который политически, эмоционально расшатан, а экономически и в оборонном плане вовсе несостоятелен, такие вбросы могут вызвать весьма серьезную реакцию.
Справедливости ради стоит задаться вопросом – действительно ли Кремль настолько недоволен политическим руководством своего стратегического партнера, что готов на фоне ситуации в Афганистане, Сирии, с учетом своих внутренних проблем еще и поддерживать настроения, направленные на очередное свержение режима в этой среднеазиатской республике?
Глава аналитического центра «Стратегия Восток — Запад» Дмитрий Орлов приводит мнение «диванных экспертов», что чуть ли не каждого президента в Кыргызстане меняет Россия.
— Но дело в том, что все, кто об этом говорит, никогда не ставят перед собой вопрос — а зачем это России? Дело в том, что Россия для кого-то к сожалению, для кого-то к счастью, не имеет традиции и опыта работать со всеми политическими силами в стране, а предпочитает исключительно контактировать с действующей на данный момент властью. Второй момент, России, по большому счету, все равно, кто будет президентом республики, или кто войдет в парламент. Еще в 2005 году, когда в республике свергли первого президента
Аскара Акаева, Россия дала четко понять, что, цитата, «мы приемлем любой цвет революции в Кыргызстане, лишь бы он не был зеленым». Намек такой – делайте что хотите, только не допускайте к власти радикальных исламистов. Что касается революционной ситуации, она у нас будет всегда, потому что за 30 лет независимости страна полностью обнищала, и недовольные будут всегда. И всегда будет тот, кто этим недовольством воспользуется в своих целях, — подчеркивает Орлов.
Политолог, глава Евразийского аналитического клуба, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович напоминает, что отсылки к Кремлю — традиционный прием избирательных кампаний в Кыргызстане.
— На этой площадке играют и власть, и оппозиция, демонстрируя или имитируя сотрудничество с Москвой. На президентских выборах команда одного из кандидатов сняла даже поддельную передачу российского ТВ, будто бы рекламирующую их кандидата и распространявшую ее в сети. Мне кажется, что многие в республике должны уже привыкнуть к этому приему и просто игнорировать его, — призывает Мендкович.
Политолог настаивает, что у России давние и тесные партнерские связи с Кыргызстаном.
— Многие граждане работают у нас, ведут бизнес или сотрудничают в иной сфере, но это не делает их фигурами, продвигаемыми Москвой. Россия всегда выстраивает отношения с той властью, которую выбрали сами граждане республики, пока она сама не создает конфликт.
С президентом Жапаровым связи скорей нормальные — есть сотрудничество в военно- образовательной и экономической сфере. У Москвы нет причин для конфликта. При этом подчеркну, нормальными отношения были и с его предшественником Жээнбековым. Но он не смог ответить требованиям общества и политического класса, поэтому потерял власть. И Москва приняла эту волю кыргызского народа, как и всегда, с полным уважением, — подчеркивает эксперт.
Никита Мендкович считает, что официальные лица и эксперты в России сейчас надеются, что революция октября 2020 года — была последней, и после нее установится взаимное доверие и уважением между народом и сформированным им властью.
— Мы все максимально заинтересованы в стабильности, чтобы стабильно же развивать двустороннее сотрудничество, — подчеркивает собеседник редакции.
Необходимо понять, что идет активная фаза прокси-войн на грани элементов горячей фазы и холодной фазы в рамках гибридных войн, настаивает в свою очередь президент международной Ассоциации ветеранов спецпоздразделения «Альфа» (Кыргызстан) Юрий Погиба.
— Все это осуществляется через группы воздействия, будь это
НПО, СМИ, кибер-системы, которыми в массе владеют и управляют западные группы влияния. И все это элементы гибридных войн. Заметьте, что даже когда нет никаких фактологических поводов для антирусских настроений в Кыргызстане, их находят и используют для вспышек национализма группы, работающие в киберпространстве. Относиться к этому легкомысленно нельзя. Потому что иногда это переходит в фазу горячей войны, как это произошло в Афганистане, в других точках. Почему это происходит? Суперстраны сталкиваться напрямую не могут, поэтому ведут противостояние, борьбу через какие-то контролируемые территории, подразделения, группы и т.д., — объясняет Юрий Леонидович.
Вместе с тем, по мнению ветерана «Альфы», страной, которой вообще на данный момент вообще не нужны никакие политические региональные проблемы в Кыргызстане и в регионе, является Россия.
— С точки зрения аналитиков вопрос состоит в том, что при активном развитии худшего сценария среднеазиатские страны могут потерять независимость, тот государственный строй и те устои общества, которые есть. И в целом стоит вопрос выживания нации, — предупреждает Погиба. — И та архитектура, которая выстраивается по политической, культурной, военной, линии народной дипломатии в рамках
ЕАЭС и
ОДКБ, говорит о том, что Россия конструирует пояс безопасности на пограничных ситуациях. Потому что, если взорвется Средняя Азия, автоматически взорвется и Россия.
И главное, чтобы это понимали в самом Кыргызстане. Потому что если Россия успеет и сможет отразить возникающие угрозы, более того, готова к ним, то Кыргызстан, чьи политические, олигархические кланы и прочие группировки манипулируют информацией так смело, с последствиями таких инструментов гибридных войн справится вряд ли.