В свете новых угроз со стороны Афганистана Душанбе, Нур-Султан и Ташкент могут пойти на такое взаимодействие с Пентагоном и
НАТО, которое сегодня кажется невероятным, считает эксперт.
Вывод войск США и
НАТО из Афганистана может привести к формированию нового террористического квазигосударства и росту активности на этой базе международных исламистских группировок. Поэтому в Пентагоне рассматривают варианты передислокации войск и сил из Афганистана в одну из ближайших стран — для дистанционного контроля и сдерживания джихадистов в "рамках приличий". Проект подобной "перезагрузки" неоднозначен, и выбор "кандидатов" в регионе невелик.
По данным The New York Times, Пентагон, американские разведывательные агентства и западные союзники обсуждают варианты переброски войск и ударной авиации из Афганистана в соседние Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. С учетом тяжелого урока недавнего прошлого — создания "Исламского государства"* через три года после вывода американских войск из Ирака (решение президента Барака Обамы в 2011-м).
Соединенные Штаты намерены предотвратить превращение Афганистана в базу международных террористов и сохранить возможности для оперативного нанесения авиаударов по афганским боевикам дронами, истребителями и бомбардировщиками. Делать это с авианосцев из Персидского залива не очень удобно (около 2 000 километров в один конец с учетом закрытого неба над Ираном), а обосноваться на "земле" в Центральной Азии непросто.
На условиях взаимной выгоды передислокация войск США и
НАТО гипотетически возможна, ведь
Североатлантический альянс около 20 лет развивает отношения с Таджикистаном, Казахстаном и Узбекистаном. Центральноазиатские республики с 1997 года состоят в Совете евроатлантического партнерства, но у каждой — своя специфика сотрудничества. На степень лояльности или "благонадежности" Таджикистана и Казахстана может повлиять членство в
ОДКБ, а Узбекистан имеет негативный опыт "революционных" потрясений в Андижане.
Американский госсекретарь Энтони Блинкен 22 апреля побеседовал с министрами иностранных дел Узбекистана и Казахстана — Абдулазизом Камиловым и Мухтаром Тилеуберди, подтвердил поддержку Соединенными Штатами "суверенитета, территориальной целостности и независимости" республик. Глава МИД Таджикистана в тот день остался как бы в тени.
Неспокойный ТаджикистанВозможно, Блинкен еще подтвердит поддержку США в беседе с министром иностранных дел РТ Сироджиддином Асловым. Таджикистан имеет самую протяженную границу с Афганистаном. География обеспечивает минимальное подлетное время к вероятным районам боевого применения ВВС Соединенных Штатов и
НАТО против афганских джихадистов, и она же снижает степень безопасности в гипотетической точке дислокации американских войск — возможны диверсионные рейды боевиков или воздушные удары посредством самодельных беспилотников.
Таджикистан и
НАТО давно сотрудничают в укреплении границ республики и борьбе с трансграничным незаконным оборотом наркотиков. И все же в Центральноазиатском регионе Душанбе выглядит наименее активным партнером
НАТО. В реформировании национальной армии и военном строительстве РТ ориентируется в большей степени на помощь России.
Таджикистан "неудобен" для гипотетического размещения там американских войск из-за дислокации в республике 201-й российской военной базы, которая за год проводит около 100 учений. При этом окончательные выводы делать рано — Душанбе мог бы без особого вреда для
ОДКБ разместить объекты логистической (тыловой) инфраструктуры Пентагона и
НАТО. Подобным образом РФ помогала Америке во время активной фазы военных операций США в Афганистане. Многое зависит от активности террористических группировок, выгодности условий, ясности целей и качества многосторонних согласований — с учетом интересов соседних стран.
Многовекторный КазахстанВ беседе 22 апреля с заместителем премьер-министра, министром иностранных дел РК Мухтаром Тилеуберди американский госсекретарь Энтони Блинкен неслучайно выразил надежду на расширение двустороннего и регионального сотрудничества. Заметим, военное и военно-техническое сотрудничество Казахстана с США и
НАТО активно развивается наравне с союзными обязательствами страны в
ОДКБ.
Республика с 2014 года участвует в программе оперативной совместимости альянса, объединяющей две дюжины "избранных партнеров". К примеру, современные самолеты King Air B300ER Scorpion — с системами разведки, наблюдения и рекогносцировки (на сумму 128,1 миллиона долларов) — Вашингтон продает не каждой стране.
"Многовекторность" Казахстана позволяет ему даже в условиях пандемии и внешнеполитической турбулентности проводить на своих полигонах (в июле) очередные совместные учения "Степной орел" с участием войск США, Великобритании и Канады. Целью маневров является обучение казахстанских войск действиям по стандартам и в составе войск
НАТО.
Казахстан не имеет "горячих" границ, расположен примерно в 500 километрах от Афганистана. Гипотетическая военная база Соединенных Штатов на казахской территории находилась бы под "прикрытием" Таджикистана и Узбекистана. Но расстояние до афганских моджахедов в равной степени увеличивает безопасность и расход авиационного топлива.
А существенными "неудобствами" для Пентагона и
НАТО на казахской территории могут оказаться элементы Объединенной системы ПВО СНГ, арендуемые Россией космодром Байконур и полигоны Минобороны РФ. И все же для реализации проекта передислокации войск Пентагона и альянса возможностей и шансов у Казахстана объективно больше, чем у Таджикистана.
Сильный УзбекистанВ свете информации The New York Times о центральноазиатских устремлениях Пентагона понятнее становится недавний визит в Ташкент делегации ведомства во главе с заместителем начальника управления стратегического планирования и политики Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) бригадным генералом Дюком Пираком. Стратеги такого уровня "просто поговорить" не прилетают.
Активное и взаимовыгодное сотрудничество Москвы и Ташкента в военной и военно-технической сферах — важнейший фактор сохранения региональной стабильности и мощи национальной армии. США стремятся перехватить инициативу. Так, в беседе с министром иностранных дел РУз Абдулазизом Камиловым 22 апреля госсекретарь Энтони Блинкен не только подтвердил "поддержку Соединенными Штатами суверенитета, территориальной целостности и независимости Узбекистана", но и выразил надежду на "проведение первого диалога о стратегическом партнерстве в конце 2021 года".
Вероятно, сопредельный с Афганистаном "внеблоковый" Узбекистан является наиболее предпочтительным "кандидатом" для переброски и размещения войск Пентагона. Напомню, в Ташкенте с 2013-го по 2017 год размещался офис офицера связи
НАТО в Центральной Азии, закрытый исключительно по финансовым причинам.
Ранее, в 2001–2005 годах ВВС США использовали узбекскую авиабазу Ханабад в 200 километрах от афганской границы. Там размещались около 1 500 военнослужащих горной дивизии, истребители F-15 и F-16, транспортные самолеты. Узбекский Сенат выдворил войска Пентагона из Ханабада, заметив участие американцев в организации "революционных" событий в Андижане. Однако уникальная логистическая история может получить продолжение, если Пентагон сделает весомое (выгодное) предложение — концептуально (безопасность) и финансово (проект на миллиарды долларов).
С выходом войск США и
НАТО из Афганистана возрастает вероятность экспансии террористических группировок на север, продвижения "исламского эмирата" в страны Центральной Азии. В свете новых угроз Душанбе, Нур-Султан и Ташкент могут пойти на такое взаимодействие с Пентагоном и альянсом, которое сегодня кажется невероятным. При этом реакция содействия или противодействия Москвы во многом будет зависеть от условий "большой игры" (равновесия) в геополитическом треугольнике Россия — Китай — США.
* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран
Источник -StanRadar.com