Если брать латинский корень, то смысловое значение «интеллигенции – это знание. И действительно, в треугольнике власть – народ – интеллигенция, последняя является самой образованной социальной группой. Это значит, что под этот термин подходят сотни и тысячи людей, владеющие определенной профессией, умеющие грамотно писать и говорить, начиная от учителей, врачей, ИТР, до академиков и генералов.
Но это вовсе не значит, что вся интеллигенция, то есть, все те, кто имеет дипломы о высшем образовании, все те, кто продвигается во властных структурах, является элитой. Это идет еще от Советского Союза, где интеллигенция, действительно, была канонизирована и считалась как аристократия духа, а номенклатура считалась как правящая элита. Это во многом потому что гражданского общества в Советском союзе не было, но нужда в нем чувствовалась. И слова, а также поведение интеллигентной части общества восполняли этот вакуум.
- Элита (по-французски) – лучшие представители общества. В каждом секторе общественной жизни, а также в масштабе всей страны есть люди, которые оказывают мощное влияние на общество не потому, что занимают какую-то должность, имеют какие-то звания, ученые степени или другие регалии, а потому, что они ни при каких условиях не уронили свою честь и совесть, являлись носителями высших жизненных ценностей и принципов, высшего интеллекта и духа. Русский писатель Ефимов называет таких людей высоковольтными, ученый Гумилев называл их пассионариями. Великие мудрецы прошлого Калыгул Ата, Токтогул и Тоголок Молдо не были ни академиками, ни генералами, но их влияние на общество было огромное.
Демократическая революция 90-х годов нанесла сокрушительный удар престижу и авторитету интеллигенции. Её основная масса оказалась брошенной в общее горнило реформ – мытарствовала вместе с остальным
народом, влилась в ряды челноков, мелкого и среднего бизнеса. Но многие из них показали, что они очень даже умеют, когда им выгодно, с новой властью сосуществовать и ее обслуживать. Они фактически слились с властью, став одним из отрядов новой правящей олигархически – бюрократической власти.
Кыргызская национальная интеллигенция была частью советской интеллигенции, которая ценилась как аристократия духа. Свобода оказалась – неприятной вещью. Она нивелирует исключительность, во всяком случае – исключительность классовую, сословную. Интеллигенция, хотя бы морально стоявшая и над властью, и над народом, то есть над всем обществом, стала лишь частью этого общества.
Разумеется, интеллигенция в целом в стране осталась, это несомненно. Но их культурное единство рассыпалось. Никто уже не читает одну и ту же книгу, не смотрит один и тот же фильм, не рвется в один и тот же театр и не обсуждает все это вместе с людьми, близкими по духу и мировоззрению. У каждого все это свое, каждый сам по себе. И у каждого свои предпочтения, и мысли, представление о том, что хорошо и правильно, и что плохо и неверно. А потому у тысяч сегодняшних интеллигентов уже нет единых норм знаний, пристрастий, вкусов, и, значит, нет единых оценок, требований, правил поведения.
После 90-х гг. произошло, я бы сказал «классовое» разделение интеллигенции на наиболее активных, амбициозных – тех, кто постоянно выступает с экранов ТВ и других СМИ и фактически становятся бойцами информационной войны между разными кланами и партиями в их борьбе за власть и собственность. Политика стала их профессией. Свобода фактически, а не только юридически сняла всю цензуру, даже цензуру профессионализма, благоразумия и морали, со всего того, что содержится в головах всех, кто хочет что-либо сказать. Наверное, никогда мы не слышали столько умных слов, равно как и столько глупых, но затверженных в качестве «умных» авторитетом свободы слова и публичности.
В результате безграничная свобода слова стала настоящим бичом общественного сознания. Так называемый фейк (ложная информация) пугает людей похлеще, чем горячая война. Фейк превращается в оружие. В политическое оружие. За прошедшие 30 лет разрастаясь, умножаясь и расползаясь ложь, сливаясь с другими негативными факторами привела к известным госпереворотам и революциям, системным кризисам.
Но на этом не остановилась. Ящик Пандоры остался открытым. Новая власть еще даже не успела полноценно управлять а, безнаказанная ложь продолжает разъедать страну. Площадные говоруны и газетные писаки направили острие своей лжи теперь уже против Президента С.Жапарова. Так, Европейские, Российские СМИ единогласно и с удовлетворением заметили, что в Центральной Азии погашен еще один серьезный конфликтный очаг – решён пограничный вопрос между Узбекистаном и Кыргызстаном. А здесь в стране, клика известных политиков подняли такой вой и не постеснялись называть С. Жапарова и Ташиева предателями национальных интересов.
На днях К. Ташиев сообщил, что какой-то 20-летний, не живущий даже в стране мерзавец, написал в Интернете о том, что якобы Кемпир-Абадское водохранилище передано Узбекистану. Впрочем, недавнее заявление генерала И.Исакова, по-существу, мало чем отличается от истерии этого юнца. Разумеется, это вызвало бурю возмущения среди населения, там ведут разъяснительную работу сам Президент С. Жапаров и весь управленческий актив Юга.
Оценивают чуть ли не предательством и кыргызско-узбекский меморандум о совместном строительство Камбаратинской ГЭС-1 и железной дороги Китай-Кыргызстан – Узбекистан. Казалось бы, ныне большинству более или менее образованных граждан понятно, что без глубокой интеграции с соседними странами, такие крупные инвестиционные проекты логистики и топливно – энергетического комплекса невозможно осуществлять в одиночку. В свое время Россия, Узбекистан и Казахстан решились совместно построить Камбар-Ата ГЭС-1. И тогда тоже такие же ксенофобские бредни наших политиков остановили этот проект. И тогда били такую тревогу, как будто узбеки унесут ГЭС на свою территорию. Стало нормой подозревать, что власти чего-то скрывают, в чем-то обманывает общество.
Вот, например, ни кто иной, а именно экс-спикер легендарного парламента, уважаемый Медеткан Шеримкулович недавно писал, что, мол, нынешняя власть прикрываясь авторитетом Президента Российской Федерации В. Путина, запустила Джеруйский золоторудный комбинат, то есть получается власть обманула общество. Данный договор составлен еще 4-5 лет назад при другом президенте и правительстве республики. И если данный документ создан ошибочно, корыстно и предательски, то спрос с тех, кто это подписал. Несмотря на то, что Договор имеет силу Закона и не имеет обратной силы, С.Жапаров по логике Шеримкулова, должен был расторгать этот договор и заново начать процесс переговоров. Да полноте! Расторжение договора – это охлаждение дружеских отношений со своим главным союзником, а также разрушение только что начатого производственно – технологического процесса. Другое дело – этот проект вполне возможно постепенно, пошагово, путем разумных переговоров повернуть в справедливое русло.
Но есть и другие примеры – более болезненные, более жестокие. Например, сегодня сложился весьма непростой момент отношений между Кыргызстаном и Таджикистаном, опять -таки по пограничным вопросам. Тот же Ташиев днюет и ночует в Баткене, буквально зубами вытаскивая каждый метр земли из спорной зоны. И представьте себе, сразу нашлась у нас целая шобла писак, которая жестоко критикует Ташиева, но поддерживает того же таджикского маразматика, который беспощадно оскорблял и унижал кыргызский народ. Далее. Наши англосаксонские грантоеды, НПО – интеллигенты чрезмерно обнаглели. Некоторые из них сегодня открыто, среди бела дня ведут работы по срыву выборов, особенно референдума по Конституции, тусуются на пороге посольств США и Великобритании, получая от них соответствующие указания и инструктажи.
Почему же эту ситуацию не исправить? И до каких пор это терпеть? Я полагаю, что до тех пор, пока во властные структуры, на местном, региональном и республиканском уровнях, просачиваются и будут просачиваться те, кто пользуется ложью для очернения своих конкурентов, подтасовкой фактов, фальсификацией, распространением слухов. С такими людьми нам ситуацию не исправить и ограждающий нас от лжи закон не принять. Потому что ложь для них – оружие, проверенный метод, которым они пользуются, чтобы прийти во власть и чтобы в ней остаться. И вот такая безнаказанность внизу, умноженная на безнаказанность вверху, приводит к тому, что простой человек теряет ориентиры, он не знает – кому верить, во что верить. Он не различает, где правда, где ложь. Почва уходит из под ног и направление пути теряется. Необходимо безотлагательно принять Закон об иностранных агентах.
Пора нам всем осознать, что инакомыслие – сколько угодно. Но в границах закона, оформляющего демократическим путем национальные интересы страны и общества. А когда в результате, кстати, реформ последних 30 лет, у нас сложилось сильное гражданское общество.
И инакомыслие из подвига превратилось в норму, разномыслие вообще вошло в привычку, специальные знания и профессионализм стали важнее и выгоднее, чем знания всего обо всем, политическое краснобайство. Давайте, если речь идет о золоте, то пусть говорят о нем специалисты по золоту. Но этим писакам кажется, что это слишком «примитивно», «не универсально», непривычно. Особенно когда за спиной 30 лет безбрежной гласности.
Для истинных интеллектуалов, интеллигентов должна быть священна только одна задача, которую они должны решить во-первых, во-вторых и в третьих. Эта задача состоит в том, чтобы любыми способами искать правду, находить правду и говорить правду. Ф. Достоевский писал: «Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше народа, выше России,
выше всего, и потому надо желать одной правды и искать ее, несмотря на все те выгоды, которые мы можем потерять из-за нее, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за нее».
Когда пишешь об интеллигенции всегда рискуешь быть неправильно понятыми именно ею. Поскольку я сам плоть от плоти из этой среды, стараюсь не ругать или хвалить интеллигенцию, а показать, что в современном обществе не только она имеет право говорить всё и обо всём от имени общества. И самому обществу есть что сказать, особенно профессионалам. Поэтому мое желание или просьба: нам интеллектуалам быть бы правдивее, скромнее и моральнее.
Сегодня нет более важной задачи, чем кардинальная перестройка национального государства, в котором будут реализовываться все основные интересы нации и страны. Будет государство – будет страна – будет нация – будут счастливы и обеспечены люди этой страны.
Не может быть счастливых и обеспеченных людей, всех кыргызстанцев, если не будет нации, а ее не может быть без кыргызов, а ее – без государства, которое единственное охраняет всё, что внутри него, от покушений со стороны и изнутри.
Ж.Сааданбеков
Общественный и государственный деятель
: 0