Приход к власти в Киргизии Садыра Жапарова заставил экспертов поднять тему внешней политики республики. Дело в том, что он победил на выборах после революции. Иными словами, сидевший прежде в заточении был «темной лошадкой» с точки зрения прогнозирования дальнейшего политического курса.
Официальный приход к власти Жапарова совпал с победой в США Джо Байдена. По прогнозам ряда политологов, Центральная Азия может вновь стать одним из значимых направлений во внешней политике Вашингтона. В последние несколько лет позиции США там ослабли.
Эксперт Медербек Корганбаев в беседе с редакцией CentralAsia.news поделился своим видением касательно политики США, России и Китая в Центральной Азии. Он уверен, что сближение с РФ наиболее сильно отвечает интересам Бишкека, если говорить о «большой игре» в регионе.
Три фактора
При выстраивании внешнеполитического курса официальному Бишкеку необходимо учитывать три важнейших фактора: география, история и экономика. Все эти науки сливаются в одно целое — в геополитику, пояснил собеседник редакции.
— Знание геополитики позволит руководству страны принимать наиболее правильные решения и вести эффективную внешнюю политику без потерь и вреда государственным интересам. Именно сейчас, после трех революций 2005, 2010 и 2020 годов Кыргызстан как никогда нуждается в выстраивании внешнеполитического вектора, отвечающего нынешним требованиям и вызовам. При формировании вышеупомянутой «полезной» внешней политики, властям республики сейчас нужно работать по трем направлениям, — уверен политолог.
Эксперт выступает за сохранение стабильной общественно-политической обстановки по всей республике. Вторым аспектом он считает принятие мер для оздоровления социально-экономического сектора. Третьим направлением политолог назвал отстаивание национальных интересов Киргизии во взаимоотношениях с мировыми державами, региональными игроками и соседями, выполнение своих обязательств перед стратегическими партнерами.
Интересная Киргизия
Медербек Корганбаев считает, что в силу географического расположения Киргизия представляет геополитический интерес для трех мировых держав — России, Китая и США. Бишкек для Москвы — это второй рубеж коллективной безопасности после Таджикистана. Учитывая это обстоятельство, Кремль крайне заинтересован в укреплении безопасности и обороноспособности Киргизии, выразил мнение эксперт.
— Китай рассматривает территорию республики как транзитную зону для доставки своих товаров и ведения экономической деятельности. Как и России, Пекину нужно устойчивое политическое положение официального Бишкека, — считает Корганбаев.
Американцы рассматривают Кыргызстан как наиболее слабое звено в политическом и экономическом плане среди центральноазиатских республик и как плацдарм в достижении своих целей. Исходя из заявлений президента США Джо Байдена, можно сделать выводы — внешняя политика нового американского лидера направлена на создание открытого противостояния Вашингтона с Москвой и Пекином.
— Следовательно, США будут принимать все меры с целью оказания давления или негативного влияния на интересы России и Китая, в том числе в Центральной Азии, — сделал прогноз собеседник.
Москва и Пекин в такой ситуации вынуждены консолидироваться, «сверять часы» и согласовывать дальнейшие действия в целях сдерживания геополитических амбиций США. Американский президент не зря сказал в своем выступлении в начале февраля 2021 года следующие слова: «Америка возвращается». По мнению эксперта, это может означать, что американцы приложат усилия к восстановлению своих позиций в регионе влияния России и Китая — в Центральной Азии.
Участники и принципы «большой игры»
Политолог отметил, что «большая игра» — геополитическая схватка Российской Империи и Британской короны за сферы влияния в Средней Азии, начавшаяся в девятнадцатом веке, продолжается и уже набирает обороты. Только вместо Британии сейчас США и Китай, в процесс втянута и Киргизия.
— Россия вела «большую игру» с одной лишь целью — укрепить свои южные рубежи и не допустить прихода англичан в Центральную Азию. Ныне история повторяется, россияне укрепляют обороноспособность Таджикистана и Киргизии (первый и второй эшелоны коллективной безопасности). Это делается сейчас, чтобы не допустить вторжение террористов из Афганистана, которые были созданы американскими спецслужбами в качестве рычага давления в регионе, — отметил эксперт.
Существует еще и третий эшелон коллективной безопасности — Казахстан, считает собеседник. Однако, для России легче остановить прорыв боевиков в Таджикистане и Киргизии, нежели потом перебрасывать подкрепление для оказания помощи казахам, уверен Корганбаев. Воевать в казахстанской степи куда сложнее. А из Казахстана до российских земель рукой подать.
Эксперт напомнил, что Таджикистан и Киргизия обладают природными заслонами в виде гор с узкими участками прохода, которые открыты в определенное время года и контролируются пограничными службами. Следовательно, Кремлю выгодно разбить террористов в горной местности или на границах Душанбе и Бишкека. Именно для этих целей Россия и держит военные базы в Таджикистане и в Кыргызстане, сделал вывод политолог.
Бишкеку в данной ситуации, с точки зрения безопасности и экономики, необходимо расширять и укреплять стратегическое партнерство с Россией. Американцы могут предложить Киргизии инвестиции, кредиты и гранты, военно-техническую помощь. Взамен Вашингтон потребует от республики ограничить свое сотрудничество с Китаем и Россией. С точки зрения геополитики, это является невозможным и опасным для интересов Бишкека, сделал заключение Корганбаев.
https://centralasia.news/
: 0