Приближающимися выборами в парламент озадачены не только политические партии страны, но и политические игроки за ее пределами. Но если большинство из них просто наблюдают, то некоторые пытаются активно влиять на выборный процесс и даже пытаются протащить в парламент свою партию, марионеточную.
Речь о США и о курируемых ими политических партиях и движениях, а также о неправительственных организациях, так сказать, не об основных «бойцах», а о «подносчиках снарядов».
Впервые за всю историю Кыргызстана у США появился шанс заполучить в Жогорку Кенеше собственную политическую партию, которая станет проводником нужных им идей. Конечно, такая партия не получит большинство мест или хотя бы столько, чтобы получить право формировать коалицию большинства, максимум пять-шесть мандатов, но и этого будет достаточно, чтобы, например, вносить проекты выгодных США законов.
И уже все знают, как говорится, кто является проводником американских идей, какая партия готова слушаться Вашингтон и исполнять его желания. Речь о партии «Реформа». Она набрала на октябрьских выборах что-то около одного процента голосов, но, когда начались волнения, «реформаторы» были в первых рядах. Видимо, на это и расчет, что партия стала более узнаваемой. И еще надежда у руководителей этой партии, что заокеанские «кураторы» подбросят им денег на предвыборную кампанию. И они подбросят. Конечно, часть этих миллионов долларов будет разворована партийцами, но часть уйдет на дело. Да и воровать будут не боясь, что грантодатели обратятся в милицию, по понятным причинам. Но «реформаторы» хотят во власть, поэтому много не своруют. Ведь, став депутатами, он получат больше шансов и больше прибылей.
Но выборы в парламент еще не скоро, через месяца четыре. А пока, в апреле, пройдут выборы в местные кенеши. И главные из них в Бишкеке. Городской парламент тоже лакомый кусок. И американская партия тоже готовится, как и другие. Для всех эти выборы станут лакмусовой бумажкой, предварительными итогами перед выборами в парламент. То есть, белее-менее станут ясны предпочтения населения в тех или иных регионах. Те, кто наберут больше голосов, воспрянут духом и уверенные подойдут к летним выборам. А неудачникам будет о чем подумать, исправить ошибки. Если это возможно.
Однако партия «Реформа» решила подстраховаться и попытаться увеличить число своих сторонников. Самый простой и опробованный путь – создать коалицию вместе с другими партиями и как бы использовать их сторонников. Так уже было, когда
Омурбек Бабанов и
Камчибек Ташиев объединились и пробились в Жогорку Кенеш.
Но обе партии тогда представляли силу, хоть и недостаточную для победы в одиночку, но силу. А в данном случае «реформисты» пошли на союз с неизвестными партиями, а именно «Адилетуу Кыргызстан» во главе с Эльдаром Абакировым и «Асман Ала-Тоо» во главе с Айменом Касеновым. Лидер «Реформы» Клара Сооронкулова заявила, что это союз «чистых людей против коррупционеров». Ну, это обычная риторика. Насколько увеличится количество избирателей, которые проголосуют за объединенную «Реформу», сказать несложно. Вряд ли триумвират прибавит в весе.
«Реформисты» могли бы пойти на союз с более сильными и известными партиями, но их никто не зовет. Скорей всего, их отталкивает уже сложившийся имидж «Реформы» как проамериканской партии, финансируемой Соединенными Штатами.
Кстати, посольство США в лице посла Дональда Лу и его профильных сотрудников также стараются вложить в «дело борьбы» свою долю. Недавняя критика властей Кыргызстана за недостаточную борьбу с коррупцией походила на прямое вмешательство в дела другого государства.
Однако в последние полгода господин Лу и его свита редко «светились» на ниве борьбы на лучшее будущее Кыргызстана. Всю работу за них исполняло другое посольство – британское. Уже не секрет, что английский посол Чарлз Гарретт именно тот человек, чьими руками американцы, как говорится, таскают каштаны из огня. Именно он был координатором всей активности послушных грантополучателей из числа кыргызских
НПО. И на этот раз все телодвижения недовольных «активистов» из числа правозащитников и прочих подобных согласуются с Гарреттом, у которого уже есть успешный опыт подобной деятельности на прежнем месте работы в посольстве в Македонии, где он активно вмешивался во внутренние дела чужой страны. Но об этом в следующей статье.
И буквально вчера всемирная правозащитная организация Human Rights Watch в лице исполнительного директора отдела Европы и Центральной Хью Уильямсона обратился к президенту Кыргызстан с рекомендациями, где, в частности, говорится, что «действующий состав парламента должен воздерживаться от рассмотрения и принятия таких крупных законодательных инициатив, как конституционная реформа». Это, конечно, рекомендация, но смущает слово «должен». Иначе, как вмешательством в дела иностранного государства это назвать нельзя. Притом вмешательство наглое, если не сказать хамское. За этой акцией правозащитников и другими стоит Чарлз Гарретт. Он уже дал команду «фас» своим послушным грантополучателям. Будут и новые акции провокационного характера.
***
Часть 2
Нет, конечно, они не близнецы и даже не братья. Один этнический китаец, а другой типичный англосакс. Но их объединяют два момента: оба послы своих государств в Бишкеке, то есть США и Великобритании, и у обоих одна задача – создать в Кыргызстане выгодное их странам политическое пространство, где они будут диктовать правительству республики свои условия. Почти сиамские близнецы, правда, один из них старший брат – американец.
Посол США Дональд Лу всем нравится. Он всегда улыбается, говорит четко, вдумчиво, почти всегда по делу. Иногда поздравляет кыргызстанцев с каким-нибудь праздником на кыргызском языке. Понятно, что когда записывается видео, то перед ним стоит монитор, откуда он и черпает слова. Но на это мало кто обращает внимание. Многим он нравится. А если учесть его чисто азиатскую внешность...
А еще господин Лу старается всячески демонстрировать свое уважение к местным традициям. Будучи еще заместителем посла в Кыргызстане в 2003-2006, он как-то поехал на юг республики, в Ала-Букинский район на открытие комплекса исламского зодчества «Шах-Фазиль» после реставрации, которая была проведена на деньги американцев. Он был вежлив и скромен при общении с местными властями и жителями. И даже преклонил колени, когда старейшины читали молитву перед открытием мавзолея. Он умеет быть хорошим, умеет нравиться.
Но стоит напомнить, что он занимал пост заместителя посла как раз тогда, когда в Кыргызстане случилась первая «революция». Помнится, тогдашний посол Стивен Янг активно колесил по югу страны, где и начались волнения. Лично встречался с НПОшниками, оппозиционерами. Например, он лично наблюдал, как толпа штурмует здание Джалал-Абадской областной администрации. В это же время Дональд Лу, как заместитель посла, оставался в Бишкеке и прикрывал тыл своего начальника. Именно ему принадлежат слова о том, что
Аскара Акаева свергли «не из-за демократии, а из-за нехватки демократии». Так что, опыт по подготовке «революций» у него есть. Вдобавок до того, как стать послом в Кыргызстане, он руководил дипмиссией США в Албании, тоже неспокойной стране, по соседству с таким «врагом» как Сербия и «другом» Косово. То есть Дональда Лу вполне можно причислить к послам-экстремалам.
Его «младший брат» Чарльз Гарретт также засветился на Балканах, а именно в Македонии, где он был послом, притом по активности он переплюнул «старшего брата». Именно британскому послу принадлежит заслуга в том, что Македония вступила в
НАТО. Гарретт усиленно, тратя миллионы долларов на гранты оппозиции и
НПО, проталкивал в премьеры Зорана Заева, прозападного политика. Например, будучи руководителем неправительственной организации «Общественный центр Струмицы» в столице страны, он получил в виде грантов порядка 40 миллионов долларов всяческих грантов. На такие деньги вполне реально поменять власть в неспокойной стране.
Американцам не нравилась внешняя политика тогдашнего лидера страны Груевского, «которая шла вразрез с ожиданиями западных покровителей Заева: он отказался вводить санкции против России, принял сторону Сербии по «косовскому» вопросу, а также выразил готовность Македонии участвовать в тогда еще актуальном проекте «Южный поток». Придя к власти при содействии британского посла Чарльза Гарретта, Зоран Заев вместе со своей командой провернул дельце – протащил свою страну в Североатлантический блок. А вот если говорить об экономике и социальной жизни страны, то никаких успехов Заев не достиг. Ситуация в стране аховая. Буквально на днях, а именно 27 февраля, оппозиция устроила митинг в столице, которую разогнали, но при этом пострадало 11 полицейских, а сколько простых участников пострадало, не говорится. Страна на грани развала. Никто Заева за это не журит на Западе. А Гарретт за свои заслуги по совокупности получил орден Британской империи.
Теперь он свои умения оттачивает на Кыргызстане. Перед октябрьскими выборами он активно встречался с руководителями грантовых неправительственных организаций, а во время волнений в день выборов и после координировал их действия. Но в обычное время он в тени, может выступить по ТВ и поздравить с каким-нибудь праздником, активничает также его жена, то накормит врачей, борющихся с коронавирусом, то засветится на благотворительной акции. За Гарретта в эфир с громкими заявлениями выходит «старший брат». Так, Дональд Лу гневно критиковал власти за слабую борьбу с коррупцией, особенно в деле Раима Маираимова. По большому счету, да и малому тоже, это называется вмешательством во внутренние дела страны пребывания.
С подачи именно Дональда Лу и Чарльза Гарретта всяческие послушные им
НПО внутри страны и международные организации стараются влезть во внутреннюю политику страны со своими советами. Стоит на помнить, что на днях всемирная правозащитная организация Human Rights Watch, точнее отдел Европы и Центральной Азии, обратился к президенту Кыргызстан с рекомендациями, где, в частности, говорится, что «действующий состав парламента должен воздерживаться от рассмотрения и принятия таких крупных законодательных инициатив, как конституционная реформа». Рекомендация рекомендацией, но вот слово «должен», мягко говоря, смущает. Диктовать что делать парламенту чужой страны это уже наглость.
Послы США и Великобритании полагают, что внутренняя и внешняя политика властей Кыргызстана должна согласовываться с ними. Это их задача максимум.
StanRadar.com