Ну вот, пришло время поговорить о самой загадочной причине возникновения смога – выбросы от сгорания топлива в частном секторе и выросших вокруг Бишкека самостроек на самозахваченных землях. Причем наряду с углем непонятного качества используют покрышки, отходы хозяйства и всего, что можно засунуть в печь.
Но низкая температура сгорания, которая вызывает образование угарного газа вместо углекислого, способствует тому, что несгоревшие остатки, попадая в атмосферу, становятся реальным компонентом смога. Правда, точных исследований не проводилось, а только умозрительно. Ведь десятки поселков – это не ТЭЦ, выбросы которой можно исследовать разными методами. Поэтому понятно, что замена загрязняющего воздух отопления на более экологически чистый вид топлива в любом случае будет способствовать очищению воздуха.
Поэтому не удивительно, что И.О. мэра Тулобаев, оценив всю серьезность проблемы смога и поняв, что решить ее мэрии не под силу, обратился к И.О. Премьер-министра А.Новикову за помощью. Хочется думать, что вот такая активность после застойных лет жевания соплей и неоднократных круглых столов, посвященных проблеме смога, вызвана реальным интересом к решению проблемы. А не желанием как-то проявить себя, чтобы после инаугурации С.Жапарова снять со своих должностей буковки И.О.
Правда, вызывает недоумение, почему принято решение в пользу перевода отопления самостроев на газ. А официальная цена для простых потребителей поднялась с 13,3 сом за 1 куб.метр газа в 2014 году до 18 сом за куб в декабре 2020 года. Притом что это ОсОО работает себе в убыток, продавая ниже себестоимости на 11 % . А теперь интересно, как отнесется дочка, а тем более ее мама, если мы повесим на них газофикацию …. Скольких там самостроев? 40, 50 или еще больше? И при этом как бы забыв, что есть еще один источник тепла. Стоимость которого не зависит от того, какой курс доллара по отношению к сому. А главное, уже рассчитанные мощности потенциальных станций, которых насчитываются более 40.
Мы как то уперлись в проекты Верхне-Нарынского каскада и Камбараты 1, требующих больших финансовых вложений, которых, как я понимаю, нам еще долго не видать. И я, понимая, что строительство гидростанций потребует много времени и усилий, не раз предлагал, в качестве дополнительных генерирующих мощностей, создавать их на угольных разрезах. В виде мидиТЭС, основной задачей которых будет создавать дополнительную электроэнергию в общую республиканскую электросеть. В первую очередь в осенне-зимний период. Ну а очередь крупных ГЭС, той же Камбарата-1 со временем придет. Но давайте поговорим о мидиТЭС.
Одна из главных проблем, связанных с Токтогульским водохранилищем – это роль водорегулирующего объекта для обеспечения водой юга Кыргызстана, Казахстана и севера Узбекистана. Помнится, еще при Акаеве были распри с соседями из-за газа и поливной воды. А ведь проблема решалась с помощью совместных усилий трех ЦАЗ стран очень просто. Создать на угольных месторождениях мидиТЭС с достаточно мощной генерацией э/энергии, которая бы помогла погасить дефицит электричества в зимний период. И был удивлен, почему такая простая мысль не приходит нашим чиновникам.
Но вот просматривал архив «Слово Кыргызстана» и в номере от 8 августа 2012 года прочел интервью с д.т.н., профессором КУГУСТА А.Асановым. В котором он убеждал возродить угольную отрасль, которая пришла в Кыргызстане в негодность. И среди прочих проектов по переработке угля он отдельно подчеркнул . Проще строить мини-ТЭС мощностью несколько десятков мегаВатт в местах залежей углей или в малых шахтерских городах. Они при минимальных затратах времени и ресурсов могут обеспечить теплом и энергией целые регионы, а также способны снизить нагрузки в зимний период. Еще раз повторю, что это было сказано в августе 2012 года.
Сейчас уже 2021 год, прошло более 8 лет, сменились три Президента… А мы по прежнему жуем сопли и жалуемся на то, что ничего не можем сделать, чтобы хоть как-то изменить существующее положение. И невольно вспоминаю период с 1928 по 1941 годы – время Сталинских пятилеток, за которые были возведены не только ДнепроГЭС, но и тысячи, а то и десятки тысяч крупных и средних предприятий, которые помогли СССР выдержать войну с объединенной Германией фашистской Европой. Решившей еще раз проверить, насколько крепок этот колосс на глиняных ногах. Ну что ж, проверили!
Но все равно остается неясным, почему наши чиновники так схватились за версию по замене угля на газ. Сразу возникает сравнение с ямочным ремонтом улиц города. Который постоянно производится и при этом закапываются не мерянные суммы. Интересно, а при прокладке газовых труб и подключении оборудования будет ли возможность прихватизировать некие суммы? Хотя нет, новый Президент ведь клятвенно обещал искоренить коррупцию в его стране! Будем ждать, надеяться и верить. Но давайте поговорим об электричестве. Вряд ли кто будет спорить, что именно производство электроэнергии, будь то гидро или ТЭС, могут принести КР гарантированную свободу и независимость от доброты соседей. Которые в любой момент могут взбрыкнуть: перекрыть газ или взвинтить цену за кВатт/час.
Поэтому полностью согласен с Асановым. Ведь строительство зданий для мидиТЭС, скажем, на три агрегата может занять гораздо меньшее время и финансовых вложений. Особенно если будет достигнуто межправительственное соглашение на уровне Премьер-министров о совместном выполнении программы строительства ограниченного количества мидиТЭС. Ведь исходя из опыта прошлых лет можно вычислить средние цифры дефицита э/энергии для снабжения городов и сел. И в первую очередь строить для покрытия дефицита. А вот как быть дальше, это уже требует более весомого обсуждения.
Будем исходить из того, что главной задачей Кыргызстана станет переход на электро отопление и использование электричества не только для бытовых нужд, но и для производственных. То есть пора переходить от ахов и охов к реальному воплощению в жизнь планов о строительстве Верхне-Нарынского каскада, и не только его. Я посмотрел планов громадье, в котором было отражено то, что придумали в Госкомитете промышленности, энергетики и недропользования в 2017 году. И вот эти планы меня поразили. Я не буду говорить о доле возобновляемых источников энергии в общем объеме перспективного производства. Ограничусь только перечислением разных ресурсов.
Ресурсы
Гидроэнергетика Ветровые Солнечные Биомасса Уголь Углеводороды (газ, нефть)
142 млрд. кВтч 44,6 млн. кВтч 490 млн. кВтч 1,3 млрд. кВтч 1,5 млрд. тонн 145-260 млн. тонн.
А теперь посмотрим непосредственно по гидроэнергетическому потенциалу рек КР.
Общий гидроэнергетический потенциал КР 142 млрд кВтч
Процент освоения потенциала составляет всего 10 %
На реке Нарын можно построить 8 каскадов из 34 гидростанций
Суммарная установленная мощность перспективных каскадов 6450 МВт
Среднемноголетняя годовая выработка более 25 млрд кВтч
Нет смысла приводить полную информацию по перспективным станциям, желающие могут найти инфу в Интернете. Моей задачей было донести до жителей страны, каким энергетическим запасом они обладают. А значит, имеют реальный шанс, используя этот потенциал и необходимость его реализации, восстановить ту производственную базу , которая была до распада СССР и которой славилась Киргизская ССР. Конечно, производство электротехнических компонент для будущих гидростанций – это не оснастка ракето-торпед Шквал, которые производились на Физприборах.
Но ведь то, что будет производиться на восстанавливаемых мощностях бывшего ВПК Киргизской ССР, будут необходимы для строительства новых ГЭС, и как это было раньше, с помощью братских предприятий России. А я уверен, что они еще сохранили ту номенклатуру изделий, которая мало интересовала вороватых олигархов, но были жизненно необходимы для экономики России. А теперь и нашей страны. Почему бы не наладить выпуск генераторов, трансформаторов, кабельной продукции и еще массы нужных для решения перспективных планов по строительству вот этих, более чем 30 гидростанций, своими силами, не выплачивая миллионы долларов за покупку этой продукции.
А теперь отвлечемся от строительства станций и подумаем, что мы можем производить на реанимированных с помощью российских предприятий уже наших производств. Давайте начнем с высоток, которые ляпают везде, где не плюнь. Я не знаток того, как происходит процесс доставки теплоносителя к верхним этажам. Насколько большее давление и температура требуются, чтобы доставить это на верхние этажи. А ведь есть простой выход из этой ситуации. К тому же экономящий на трубах теплоснабжения, систем отопления и газовой системы. И все это благодаря дополнительным силовым кабелям для электроплит, стиральной машины-автомат и устройства типа Аристон. Электроплиты много безопаснее газовых плит, автомат вообще безотказное оружие. А устройство типа Аристон вполне может заменить то, что мы называет центральным отоплением и горячим водоснабжением. Причем с преимуществом, что уходя на работу, мы можем уменьшить температуру в квартире, которую можем поднять после прихода.
Но у меня возникает странная аналогия, что подобный проект я уже видел в своей жизни. И то, что изложил в своей статье, вполне может назваться Кыргызким планом ГОЭРЛО. Поэтому решил посмотреть, что из себя представлял План ГОЭРЛО Советской России и … Впрочем, судите сами.
« ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И всё это привязывалось к планам развития территорий.»
Не кажется ли вам, что это на 100 % совпадает с тем, о чем я писал в статье? Что через создание реальной электрофикации страны мы сможем не только возродить промышленность страны, но и добиться звания передовой в мире? Какой? Мы завоевали звание страны, главной забавой которой стали изгнания и посадки Президентов. Мы взяли первое место в мире по скорости продвижения бывшего зэка на высшие должности в государстве.
Но теперь у нас есть шанс стать первой страной в мире, которая может ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕСТИ ЭКОНОМИКУ на электроснабжение. Для этого надо просто возродить или создать производства по созданию электромобилей любой линейки: от больше- и –средне вместимых электробусов для городского транспорта и пригородных маршрутов до электроавто индивидуального пользования, которые занимают все большее место в производстве фирм. А этот проект потребует производства аккумуляторов на новой элементной основе, и тут может пригодиться опыт создания аккумуляторов в Бишкеке.
В любом случае все то, что было необходимо в СССР в 20-х годах, вполне может быть произведено в 2020-х в Кыргызстане. Конечно, это не ноу-хау, но все равно остаются крайне необходимыми в создании новых гидростанций. Так что нам решать, как реализовывать кыргызский план ГОЭРЛО!
Рустембек Мусурманкулов
: 0