Либеральная общественность после выборов президента в упадке – президентом, вопреки их чаяниям не стал никто из поддерживающих «западные демократические ценности», читай – дальнейшее разбазаривание страны только теперь в угоду международным дельцам. Избранный президентом Кыргызской Республики С. Жапаров дал интервью российским СМИ. Кроме достаточно дежурных заезженных слов о безусловном приоритете партнёрства с Россией, в интервью Каналу Россия 24 прозвучала любопытная мысль, которую я уже не раз продвигал в своих более ранних статьях и на которую практически не обратили внимание.
Это мысль о необходимости избавиться от засилья иностранных дельцов при разработке недр. Прозвучала даже цифра в 95% засилья иностранного частного капитала в горнорудной сфере. На сегодняшний день никто не знает, что у нас и кем разрабатывается, эти данные – тайна за семью коррупционными печатями.
История, которая началась ещё в 1992 году с продажи стратегического предприятия Кумтора заезжим дельцам с не слишком чистой репутацией. Жапаров сказал что впредь недра должны разрабатываться государством самостоятельно, без привлечения частного капитала. Оттуда и будут браться ресурсы для дальнейшего рывка в развитии. Подобной мысли я лично не могу не рукоплескать, недра, в теории, принадлежащие всему народу, сегодня обогащают узкий круг отечественных коррупционеров и заезжих аферистов.
Какой процент акций в Кумторе имеют до сих пор кланы акаевых и бакиевых, не скажет никто. Даже если не имеют они никаких акций, их вредительская деятельность останется в веках изуродованными ледниками, ядовитыми отходами в наших горах и проклятиями собственного народа, дважды изгнавшего клептократов. Зачем страна, имеющая хорошие природные ресурсы клянчит нищенские 10- 20 миллионов долларов у Всемирного банка, МВФ и Китая, когда богатство лежит под ногами. Из каждых 10 миллионов долларов кредитов, ложащихся тяжёлым грузом на каждого простого гражданина, минимум половина проедается самими международными организациями, ещё почти половина разворовывается при их освоении в бюджете. То есть фактически мы все платим за воздух.
Будем осторожны, это могут быть пока что всего лишь слова, поствыборный популизм. Но само начало дискуссии в этом направлении воодушевляет. В случае если действительно будет создаваться государственное добывающее предприятие, благодаря сегодняшним технологиям очень легко организовать полную инвентаризацию природных ресурсов и мониторинг их добычи в режиме реального времени, с тем, чтобы каждый житель страны знал, сколько средств поступает в бюджет. На начальном этапе будут невообразимые трудности, разработка самого маленького месторождения потребует колоссального напряжения и наработки отсутствующих знаний, но без этого прогресс невозможен. Иначе зачем нам университеты, производящие студентов инженерных и геологических специальностей в никуда?
При упорстве будут ошибки, но будут появляться свои уникальные компетенции, что является главным фактором успеха в современном бизнесе. Конечно можно привлекать и иностранных инвесторов, но партнёрство должно впредь строиться на разделе добытой продукции, а не фантиков акций или прибыли, которую очень легко вообще обнулить. Но в принципе лучше обходиться максимально своими силами. Государство должно играть главную и координирующую роль. Потому что при отсутствии технологий, никакой контроль не будет эффективнее собственной работы в данном направлении. На этом всегда строился и строится сегодня современный бизнес. Работа нелёгкая и без моментальной отдачи. На её реализацию уйдут годы, но иначе – никак.
Национализированная горнорудная отрасль, ориентированная на внутренние производственные цепочки, может стать мощным драйвером возрождения всех отраслей экономики, позволит вдохнуть жизнь в умершие предприятия и создать новые производства. Эффект ощутят во всех регионах страны. Средства, вырученные от продажи национальной копилки, можно будет пустить на инвестиционные проекты и улучшение качества жизни людей в стране, введение бесплатного высшего образования. Именно этому нужно следовать, а не совершенно пустым и надуманным матрицам инвестиционного развития, рейтингам Doing business, рекомендациям инвест-советов и.т.д.
Не останется ли это забытым обещанием и не выродится ли исполнение обещания в коррупционный междусобойчик для родственников чиновников покажет время. Станет ли Жапаров кыргызстанским Лулой да Сильвой, которому тоже ставили в упрёк слабое образование, но который стал самым успешным и самым популярным президентом Бразилии, тоже покажет время. Пока что поводов для скепсиса более чем достаточно и действия в ранге и.о. нас не сильно убедили в бескомпромиссности борьбы с коррупцией и семейственностью; но мысль избранным президентом вброшена правильная.
Курбан Союнов
: 0