«С приходом к власти президента Джо Байдена внешняя политика Вашингтона изменится. У госдепартамента уже есть дорожная карта, согласно которой будет выстраиваться вся дальнейшая стратегия работы США в Центральной Азии. Вашингтон будет жестче отстаивать свои интересы и добиваться своих целей», - политолог
Игорь Шестаков рассказал в интервью
StanRadar.com о скрытых смыслах в
заявлении посла США в Кыргызстане Дональда Лу.
- Заявление посла США последовательно и предсказуемо. Ведь именно Вашингтон финансировал расследование против клана Матраимовых в Кыргызстане в 2018 году. Это расследование было медийной «прелюдией», после которой начались акции протеста под названием «Реакция».
Эти митинги проводились с опорой на неправительственные организации, которые финансирует Вашингтон. Точно так же, как и СМИ, опубликовавшие свое расследование коррупционной составляющей на таможне Кыргызстана.
Поэтому нынешнее заявление посла Дональда Лу с одной стороны беспрецедентно. А с другой - являются вполне логичным шагом в сложившейся ситуации.
США сейчас
предлагают помощь, но при этом готовы в случае отказа от сотрудничества обнародовать информацию, компрометирующую широкой круг политиков Кыргызстана. И подобное вмешательство во внутреннюю политику страны делается в упаковке борьбы с коррупцией и ОПГ.
Заявление посла США и реакция на него МИДа Кыргызстана показывает насколько ситуация вокруг теневых потоков на таможне непростая.
С одной стороны, она затрагивает наболевшие проблемы, которые необходимо решать. С другой, затронуты интересы еще одного серьезного оппонента Вашингтона в Центральной Азии - Китая.
Поэтому заявление Лу, как часть многоходовой игры незадолго до президентских выборов в Кыргызстане, является показателем активизации работы США в стране и в регионе.
StanRadar.com: С чем связана активность США в Центральной Азии и в Кыргызстане?Один из ключевых факторов - приход к власти президента Джо Байдена. Его «призрак» уже мелькает в каждом публичном заявлении послов США. Со временем изменения во внешней политике Вашингтона будут проявляться все отчетливее, и мы их увидим.
У Госдепартамента уже есть дорожная карта, согласно которой будет выстраиваться вся дальнейшая стратегия работы в Центральной Азии. Вашингтон будет жестче отстаивать свои интересы и добиваться своих целей.
СМИ и
НПО, которые долгие годы взращивали США в регионе в целом и в Кыргызстане в частности, будут активнее использоваться для давления на власти наших стран.
StanRadar.com: Что нужно Вашингтону от Бишкека?- Во-первых, подписание соглашения о сотрудничестве, которое действовало с 1993 года и было разорвано в 2015 году. Во-вторых, возместить потери от вывода военной базы «Манас» в 2014 году. США хотят вернуться к тем временам, когда их военное присутствие в регионе играло серьезную роль в распределении влияния в Центральной Азии.
Но со времени выводы базы «Манас» многое изменилось.
Сейчас Вашингтон пытается сдержать не только российское влияние на постсоветском пространстве, но и стремительно растущие амбиции Китая. И это возвращает нас к заявлению посла США, который одним ударом пытается бить по Бишкеку и Пекину.
StanRadar.com: Сможет ли Бишкек балансировать между интересами крупных игроков - России, Китая и США без угроз для внутренней стабильности?- В Кыргызстане сложилась парадоксальная ситуация. Бюджет страны переживает беспрецедентную нехватку средств, которую придется компенсировать за счет внешней помощи.
С этим теоретически может
помочь Россия, как она уже неоднократно делала.
Но есть одно «но». После смены власти в октябре 2020 года устами российских политологов близких к Кремлю Москва озвучила недовольство «бессмысленными финансовыми вливаниями в экономику Кыргызстана» и «постоянным нахождением Кыргызстана в зоне нестабильности». Это достаточно жесткие оценки ситуации, из которых можно сделать некоторые выводы.
Эксперты публично говорили о том, что Кыргызстан, став рассадником неправительственных организаций, превратился в вечную проблему для соседей.
В свою очередь Вашингтон и Лондон, видя эффективность своих инструментов влияния, попытаются сделать все, чтобы сохранить свои рычаги и сделать из
НПО и СМИ «священных коров демократии» для лоббирования своих интересов на территории Кыргызстана.
Напомню, что законопроект о контроле финансовой деятельности
НПО в стране так и не был принят. В том числе и потому, что вызывал раздражение у западных партнеров.
Таким образом, очень сложно предугадать, как новый президент Кыргызстана будет находить «золотую середину». Ведь с одной стороны необходимы средства, которые могут дать Россия и Китай, а с другой невозможно дать гарантии соблюдения условий сотрудничества, которые могут заинтересовать Москву и Пекин.