Помнится, один из министров кыргызского правительства все пытался придумать всемирный бренд для нашей страны, чтобы по нему мы стали узнаваемы на всем земном шаре. Что только не предлагалось – тут и горы, и снежный барс, и даже додумались – Кыргызстан страна Санта Клауса. Это, конечно, был явный перебор – где Санта Клаус и где Кыргызстан.
Вообще - то бренд не должен искусственно создаваться, он должен возникать естественным образом из особенностей страны, ее истории, менталитета населяющего ее народа. Например, весь мир знает Норвегию как страну фьордов, Непал – это Гималаи, Исландия – ледники и гейзеры, Испания – бой быков, Япония – это автомобили и электроника, Корея – страна утренней свежести. И т.д. И нам не надо ничего придумывать – бренд уже готов: Кыргызстан страна рекордов. Весь мир склоняет головы перед кыргызским народом за его способность постоянно ставить рекорды.
За последние пятнадцать лет независимости мы свергли трех президентов, одного посадили – уже рекорд. Южная Корея где-то рядом, но они потратили на это пятьдесят лет. За тридцать лет независимости мы поменяли тридцать премьер-министров (!) – еще какой рекорд. Первыми на всем пространстве СНГ ввели национальную валюту сом в стране с самой слабой экономикой – чем не рекорд. Последний рекорд – чтение эпоса «Манас» в течение 14 с половиной часов! Тут прочитаешь два часа лекций студентам и падаешь с ног. Назревает еще один рекорд – мы можем написать, обсудить и принять новую конституцию страны за каких – то два месяца. Нигде в мире такого не было.
Самое интересное еще и в другом. Едва заняв кресло премьер-министра, С. Жапаров объявил, что нужен проект нового основного закона, в соответствие с которым у нас будет президентская форма правления и соберется народный курултай. Возможно, к тому времени у него на руках был уже какой-то вариант документа, кто его знает. Но тогда возникает вопрос – кто подготовил этот проект и вручил ему буквально на следующий день после назначения?
Полностью проект новой конституции Кыргызстана официально был опубликован 17 ноября 2020 года на сайте Жогорку Кенеша (утечки появились за несколько дней до этого) и сразу вызвал шквал критики со стороны гражданского общества и профессиональных юристов-конституционников. Проект еще тот – наворочено так, что не только простому народу, но и специалистам трудно разобраться в хитросплетениях новой конструкции власти и управления, предлагаемого его авторами. Вроде бы, на первый взгляд, будет суперпрезидентская форма правления – он все решает, назначает и увольняет всех и вся в системе исполнительной власти, являясь ее главой.
Кто бы возражал – это как в Америке – президент, не только глава государства, но и глава правительства, отвечает за ее работу перед народом и Конгрессом – парламентом страны. Все прекрасно: плохо работает правительство, ухудшается жизнь людей – отвечаешь за это и уходишь в отставку сам, или парламент объявляет президенту импичмент. Вот тут и работает принцип разделения властей на три ветви – на законодательную (представительская), исполнительную и судебную. У нас же президент по новой конституции становится своеобразным Генеральным секретарем ЦК КПСС, который вершил судьбами не только партии и правительства, но и Верховного Совета СССР (двухпалатного парламента) и судебной власти. Но, ни за что не отвечает.
В этом же русле можно расценить появление курултая, как собрания делегатов регионов в системе представительской власти, которую, очевидно, будет формировать и созывать президент страны. Курултай, судя по его полномочиям, будет своеобразной «дубиной» в руках президента в случае непослушания других ветвей власти.
Наряду с этим остается еще и законодательный орган – Жогорку Кенеш из 90 депутатов. Мало того, вдруг, откуда ни возьмись, в конституции появляется глава правительства, хотя по логике конституционного строительства его не должно быть, раз президент является одновременно главой исполнительной власти. Еще много погрешностей обнаружили специалисты в предлагаемом проекте, о чем они буквально кричат в СМИ.
Одним словом, с такой конституцией, да принятой к тому же всего за два месяца, Кыргызстан поставит абсолютный рекорд по срокам создания конституционных основ государства. Однако рекорд может и не состояться по независящим от его «толкачей» обстоятельствам.
Самое удивительное, что когда после опубликования такого проекта все общество стало требовать, чтобы на сцену вышли его авторы, их то и не оказалось. Восемьдесят депутатов, которых объявили авторами конституции, смекнули, что пахнет «жареным» и стали отказываться от этого – якобы случайно, не читая, подписали под воздействием чего-то, другие – что вообще их рядом не стояло, а кто-то подмахнул вместо них и т.д. и т.п. Начали «грузить» Зулпиева, юриста Бакиева, но он также оказался ни при чем, о чем свидетельствует информация с сайта Жогорку Кенеша – ему принесли готовый проект для замечаний и дополнений. Подозрение пало на девушку–юриста, которая якобы готовила проекты конституций для бывших президентов, так и она разразилась разгромной аналитической статьей по проекту новой конституции. Короче, никто не хочет признавать отцовство над новой конституцией, и в таком случае она может оказаться незаконно рожденной.
Обычно своим рождением конституция обязана конституционному совещанию, которое официально собирается от имени народа и включает в себя представителей всех слоев населения, это мировая практика. Оно, наконец, создано и начало обсуждать проект, но чем все закончится, трудно предположить. В СМИ появилась информация, что авторы проекта конституции вот-вот появятся, может как всегда назначат кого-то авторами, и повесят на них всех собак. По всему получается, что Кыргызстан вновь оригинален и в принятии основного закона страны – такой «закрученной» конституции нет ни в одной стране мира.
Единственной конституцией, с которой можно сравнивать проект, предлагаемый для Кыргызстана – это конституция Китайской Народной Республики. Да и то с определенными оговорками, все–таки различия между Китаем и нашей республикой огромны. Не вдаваясь в дебри конституционного законодательства можно провести некоторые параллели в устройстве государства в двух странах. У нас всенародно избираемый президент глава государства и исполнительной власти, у них Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) и он же Председатель КНР, руководит и исполнительной ветвью власти и законодательной, являясь одновременно председателем Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) (можно сказать президент).
Парламент представлен ВСНП с законодательной частью в лице Постоянного комитета ВСНП. В Кыргызстане – Курултай представителей народа, формируемый фактически президентом и созываемый им же, а также избираемый населением Жогорку Кенеш из 90 депутатов (законодатели), подотчетный тому же Курултаю. Различие только в том, что наш президент не будет являться формально председателем Курултая. Но это сути не меняет – он также будет руководить им, как и Генеральный секретарь ЦК КПК и одновременно Председатель КНР руководит ВСНП. То есть все в одних руках. Чтобы необычное название Курултай не резало ухо мировому сообществу, можно было бы назвать его Всекыргызским собранием народных представителей (ВСНП). Разумеется с разрешения китайских властей.
У нас будет премьер-министр правительства (фактически он может называться по-другому), несмотря на то, что президент является главой исполнительной власти, то есть он должен возглавлять и правительство, и будет два аппарата – президента и правительства, хотя по логике они должны быть объединены. В Китае органом исполнительной власти (правительством) является Государственный совет КНР, ответственный перед ВСНП и возглавляемый премьером Госсовета.
Вот такие совпадения, хотя всякая аналогия может быть некорректной, поскольку несравнимы сами субъекты сопоставления и поэтому то, что хорошо работает в одной стране, абсолютно не сработает в другой.
Алымбек Биялинов, эксперт по экономике и безопасности
: 0