Концепция международных отношений и внешнеполитические ориентиры КР определены, курс государства стабилен. Но всех ли геополитических игроков это устраивает? Не постараются ли некоторые из них использовать предстоящие парламентские выборы в КР, чтобы переиграть ситуацию в свою пользу?
В Кыргызстане перед выборами сложилась непростая общественно-политическая обстановка, которая могла бы обостриться в пост выборный период под воздействием внешних сил, намеренных реализовать свои геополитические интересы в республике – нарастить свое присутствие, получить возможность влиять на внешнюю политику КР, продавить подписание соглашения о сотрудничестве с США и т.д. Но в силу определенных обстоятельств вероятность пост выборного кризиса в кыргызском обществе минимальна, чего не скажешь об угрозе радикального религиозного фактора.
К вопросам предвыборной общественно-политической ситуации внутри Кыргызстана и влияния на нее определенных внешних факторов, обратился в своем выступлении руководитель Центра мониторинга за выборами в КР Турсунбек Акун.
- Сейчас в Кыргызстане сложилась очень сложная обстановка. Несмотря на то, что выборы проходят достаточно открыто, они вызывают много противоречий и конфликтных ситуаций, как показывают араванские события. Я не исключаю, что после дня голосования и подведения итогов, в стране может произойти «белорусский» синдром. Поэтому и власти Кыргызстана, и политики, и общественность, и эксперты, и неправительственные организации, должны попытаться предотвратить протестные настроения наших граждан уже сейчас, - отметил он.
По словам Акуна, негативное влияние на ситуацию оказывают не столько отдельные политические силы, сколько международные неправительственные структуры, типа ЮСАИД.
- Западные страны и американское правительство, в частности, приняли решение приложить миссию международных наблюдателей на местные неправительственные организации. Для этих целей был выбран ОФ «Общее дело», созданный буквально накануне выборов. Эта структура целиком и полностью финансируется ЮСАИД, т.е. работает в интересах иностранных государств, но при этом занимается не столько мониторингом выборов, сколько формирует ситуацию.
В преддверии выборов этот фонд по заказу и на средства своих иностранных хозяев провел, так называемое, социсследование, в котором отразились не столько реальные результаты опросов, сколько «нужная» для пост выборной ситуации картина. В их топ рейтинговых партий, которые, якобы должны победить, попали не только политические объединения, не имеющие реального авторитета среди населения, но и даже те, что уже давно не существуют.
По его мнению, это заранее запланированная акция, ориентированная на манипулирование общественным мнением для того с целью столкнуть между собой различные общественные группы.
- То есть Запад намерено создаёт конфликт внутри КР, отодвинув от мониторинга выборов авторитетные организации, и дав эти полномочия в руки своей структуре, созданной под парламентские выборы, - пояснил Турсунбек Акун.
Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович напомнил историю, связанную с Кыргызстаном, когда в интернет попала запись, на которой представители NED (National Endowment for Democracy – «Национальный фонд демократии») вели переговоры о том, что необходимо создать оппозиционную коалицию
НПО и обсуждали персоналии нового правительства.
- Эти скандальные факты говорят о том, что американская сторона уже давно имеет намерение грубо вмешиваться во внутреннюю политику в КР. Учитывая ситуацию в Белоруссии, я считаю, что риски подобного развития событий есть и в Кыргызстане. Надеюсь, республике удастся избежать острого политического кризиса после выборов, - сказал аналитик.
Он обратил внимание, что в событиях в Белоруссии, как во многих других странах, бросалось в глаза участие иностранных государств.
- Практически всё протестное движение в Белоруссии представляло собой коалицию радикальных белорусских неофашистов и прозападных
НПО. Проблема в том, что такого рода акции протеста имеют склонность к парности. Например, в 2019 году в течение лета произошли беспорядки в Казахстане из-за непризнания оппозицией результатов выборов президента, столкновение сторонников бывшего президента с правоохранительными органами в Кыргызстане, одновременно были беспорядки в Москве, формально привязанные к выборам местного самоуправления, параллельно были беспорядки в Гонконге.
Во всех этих случаях прослеживался след США, когда представители международных неправительственных структур, а иногда даже и сами сотрудники посольства напрямую встречались с лидерами беспорядков, - рассказал Никита Мендкович.
О том, что события в Белоруссии и Кыргызстане имеют тесную взаимосвязь, в своем выступлении отметил и эксперт по вопросам международных отношений Марс Сариев. По его словам, сегодня западные страны и США в геополитическом противостоянии с Россией и Китаем на постсоветском пространстве используют самые разные инструменты.
- Белоруссия смогла стабилизировать внутриполитическую ситуацию, но белорусский кризис показал, что все постсоветские государства находятся в эпицентре геополитической схватки. После парламентских выборов нечто подобное может произойти и в Кыргызстане. Уже сейчас ЮСАИД и их местные субподрядчики подготовили предварительные соцопросы, они будут проводит экзитполы во время голосования, и когда «рейтинговые», по их версии, партии не пройдут в парламент, это станет «спусковым крючком», как это было в Белоруссии, где Тихоновская заявила, что оппозиция взяла 80% голосов, тогда как официальные данные были совершенно противоположными, - пояснил эксперт.
По его мнению, стабилизация ситуации в РБ, на какое-то время стабилизировала все постсоветское пространство, но Запад всегда имеет «запасной план».
- Как правило, западные геополитические проекты имеют много слоев, поэтому для Кыргызстана, вполне может быть использован уже эволюционный сценарий, - пояснил Марс Сариев. – Например, использовать одни партии для создания дымовой завесы, за которой в парламент пройдут отдельные персоны, а именно целая когорта молодых людей – волонтеров и представителей неправительственных организаций, на которых в дальнейшем и будут опираться
ЕС и США для реализации своих геополитических планов.
Через своих сторонников в Жогорку Кенеше западные проектировщики будут пытаться влиять, как на общественно-политическую ситуацию внутри Кыргызстана, так и на внешнеполитический курс республики. Например, Вашингтон постарается «продавить» подписание нового базового документа о сотрудничестве между КР и США. Надо отметить, что Бишкек не спешит заключать данное соглашение.
- В документе, который для подписания подготовила американская сторона, есть несколько пунктов, которые противоречат национальным интересам нашей страны. Например, пункты об экспорте контроля в вопросах безопасности границ и о военном сотрудничестве. Вашингтон настаивает на том, что в вопросах обороны мы должны перейти на стандарты
НАТО, чего мы сделать не можем, хотя бы потому что являемся членами
ОДКБ.
Кроме того, американцы предлагают нам свои образовательные военные программы, по которым в американских центрах будут «прокачиваться» наши военные кадры, что, на мой взгляд, также неприемлемо, потому как невозможно находиться одновременно в двух концептуально разных мировоззрениях. По сути, вынуждая нас уйти от стандартов, которыми мы пользуемся сейчас, включая вооружение и техническое оснащение, США пытается переформатировать нашу военную доктрину, - подчеркнул эксперт.
Он пояснил, что такие пункты являются ничем иным, как элементами гибридной войны, посредством которых США пытаются избавиться от своего потенциального противника – России, которая является военно-политическим союзником КР, как в рамках
ОДКБ, так и на уровне двусторонних отношений.
На другие неоднозначные пункты проекта соглашения обратил внимание эксперт по вопросам госуправления, Шерадил Бактыгулов.
- В новом варианте документа мы фактически очень мало, что получаем от этого сотрудничества. В нем, например, говорится об освобождении от налогообложения граждан США, поставок товаров, услуг и так далее, а также о наделении дипломатическим статусом и неприкосновенностью не только персонала посольства и сотрудников аффилированных с правительством США международных организаций, но и всех, кто с ними так или иначе сотрудничает, включая представителей местных неправительственных организаций, имеющих западное финансирование.
Как такое возможно? Это не имеет никакого отношения к сотрудничеству между Кыргызстаном и США. Чтобы соблюсти паритет, мы тогда должны зарегистрировать свои
НПО в США и получить для них дипломатический иммунитет, - возмутился эксперт.
Он подчеркнул, что основные направления внешней политики КР определены, и в ближайшее время они вряд ли изменятся.
- Одним из принципов внешнеполитического курса КР всегда являлась многовекторность, т.е. равнозначное взаимодействие со всеми мировыми центрами силы. Для Кыргызстана это не попытка усидеть на нескольких стульях одновременно, это стремление найти баланс удовлетворения собственных государственных интересов. При этом, стратегическими партнёрами Кыргызстана являются Россия и КНР, но необходимо расширять перечень странам, с которыми можем работать, что должно стать задачей нового состава парламента, - отметил Шерадил Бактыгулов.
В свою очередь политолог Таалайбек Джумадылов высказал мнение, что в условиях меняющегося мироустройства небольшие государства, такие как Кыргызстан, должны уходить от принципа многовекторности во внешней политике.
- Наша политическая элита должна наконец-то понять, что цель любого государства – это борьба за ресурсы и контроль над ними, т.е. во внешней политике каждое государство преследует свои сугубо личные интересы, при этом любой крупный геополитический игрок для реализации первого пункта использует малые государства. Исходя из этого, Кыргызстану необходимо сформировать четкое понимание, в чём заключаются наши национальные интересы.
Мы должны четко осознать размеры нашего государства, его место в мире, чтобы отдавать себе отчет, что мы можем, с кем нам нужно дружить, с кем сотрудничать. Для этого важно и необходимо разобраться, какие интересы на нашей территории преследует каждый из геополитических игроков, учитывая, что мы являемся перекрестком, где эти интересы пересекаются, - подчеркнул эксперт.
Говоря предстоящих парламентских выборах в Кыргызстане, он отметил, что отдельные геополитические игроки активно вмешиваются в предвыборный процесс, формируя через своих адептов не только общественно-политическую обстановку в стране, но и моделируя пост выборную ситуацию.
- Так устроен мир, он глобален и влияние геополитических игроков на малые страны неизбежно, другой вопрос, кто из игроков в какой мере и с какой целью оказывает это влияние. Я считаю, если один из игроков хочет, например, создать пояс безопасности в своём подбрюшье, то он должен проводить последовательную политику в этом направлении, потому что очень скоро придёт новое поколение, которое выросло на либеральных ценностях, пропагандируемых теми же неправительственными организациями, по количеству которых на душу населения Кыргызстан занимает одно из первых мест в мире, - добавил Таалайбек Джумадылов.
Профессор дипломатической академии при МИД, экс-замминистра иностранных дел КР Аскар Бешимов высказал мнение, что Западу и США никогда не удастся полностью вывести страны ЦАР из-под влияния России и Китая.
- Я думаю, что западный блок прекрасно отдает себе отчёт о степени своего политического и экономического влияния в регионе. Понятно, что они пытаются внести определенные корректировки в этом плане, нарастить свое присутствие, но не более того. Что касается соглашения о сотрудничестве между Кыргызстаном и США, я думаю, что Вашингтон может его «продавить» его подписание. Если мы будем искать деньги, чтобы прокормить свой народ, а это соглашение станет одним из условий для получения кредитов и грантов, то скорее всего, вопрос будет решен, - отметил дипломат.
Он подчеркнул, что сегодня особенностью внутриполитической ситуации в КР является отсутствие собственных средств на содержание страны, ввиду чего социальные обязательства государство выполняет за счет внешних грантов и кредитов, что в свою очередь может сказаться и на внешнеполитических ориентирах. А вот итоги парламентских выборов прямого влияния на внешнюю политику иметь не будут, т.к. это направление является прерогативой президента.
- То, что партии говорят про евразийский вектор или ориентацию на ту или иную страну, ничего не значит. Предвыборные программы и лозунги не имеют ничего общего с их последующей деятельностью Определенным образом повлиять на внешнеполитические ориентиры может исламский фактор, который все активнее используется во время избирательной кампании. С каждыми новыми выборами у нас нарастает вовлеченность духовенства в выборный процесс.
Этот фактор не имеет прямого влияния на внешнеполитические ориентиры, но имеет далеко идущие последствия. Эти парламентские выборы проходят в преддверии президентских выборов 2023 года, и мне кажется, что следующие парламентские выборы в 2025 году будут проходить под большим исламским флагом, - поделился мнением Аскар Бешимов.
Продолжил тему президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба, который заострил внимание на возможности активизации радикальных религиозных элементов уже в послевыборный период.
- Во время пандемии, во время подготовки к выборам мы забыли, что вопросы террористической угрозы с повестки дня никто не снимал. Я бы хотел предостеречь всех политиков, что при любом накале политической борьбы, который может быть в октябре, в игру может вмешаться третий фактор со своими спящими ячейками. И тогда ситуация может выйти из-под контроля, правоохранительной системе будет сложно переключиться на те процессы, которые жестко и быстро могут пойти по кровавому пути.
Нам об этом нельзя забывать, тем более сейчас, когда мироустройство перестраивается, когда идет гибридная война, в которой Кыргызстан, будучи полигоном в геополитическом соревновании ведущих стран, попадает в сложную ситуацию в вопросах безопасности, - подчеркнул Юрий Погиба.
Источник - StanRadar.com