Центральная Азия представляет собой сравнительно «спокойный» регион, в котором имеются ограниченные, хотя и немаловажные возможности для сотрудничества России и США как на двусторонней основе, так и в многосторонних форматах. Очевидно, что в качестве первого шага на пути к конструктивному взаимодействию обе державы должны перестать считать друг друга противниками в ЦА.
Отношения между РФ и США продолжают оставаться важными для ЦА, однако эти отношения нельзя считать определяющими, поскольку в регионе действует немало других влиятельных игроков (таких как Китай) и самых разных региональных держав.
Уровень влияния в Центральной Азии России и США различен. С точки зрения экономики и обеспечения безопасности, США являются для региона страной второго эшелона, в то время как Россия – первого, а Китай представляет собой и партнера, и конкурента. Глубокое различие в значении ЦА для России и США затрудняет их сотрудничество даже по вопросам, по которым они занимают схожие позиции.
К примеру, Россия и США расходятся даже в восприятии угроз в ЦА. Это напрямую влияет на то, как формируется их политика в отношении региона, а также на способы сотрудничества друг с другом. Но чаще всего по ряду вопросов между двумя державами возникает борьба. Некоторые из имеющихся разногласий носят символический характер и никак не сказываются на практике. Другие же, напротив, оказывают влияние на формирование политики.
Эксперты подчеркивают, что камнем преткновения отношений двух стран в регионе является борьба с терроризмом. Несмотря на совпадающие интересы, сотрудничество в этой области подразумевает обмен секретной разведывательной информацией, что практически невозможно в нынешней атмосфере недоверия, и взаимодействие сводится лишь к экспертным дискуссиям и обмену опытом. Любое сотрудничество России и США в борьбе с терроризмом будет осложняться их расхождением во взглядах на корни, природу и движущие силы международного терроризма. Обе стороны подозревают друг друга по меньшей мере в косвенной поддержке отдельных радикальных групп, что затрудняет согласование любых совместных усилий сверх ситуативного сотрудничества.
Другой потенциальной областью сотрудничества в ЦА является борьба с незаконным трансграничным оборотом наркотиков в регионе. Однако существующее недоверие и асимметрия российских и американских приоритетов в Афганистане блокируют многие каналы партнерства в этой области. Однако общим у РФ и США является не только высокий уровень недоверия и чувство враждебности друг к другу. Есть ряд областей невоенного характера, взаимодействие в которых позволяет странам извлекать взаимную пользу.
Во внешней политике России и США Центральная Азия занимает разное место. Независимо от того, что американские официальные лица могут заявлять публично, Центральная Азия, как регион не представляет особой значимости для интересов национальной безопасности США. Для Вашингтона он важен только своими отношениями с другими странами: Китаем, Россией, Афганистаном, Пакистаном и Ираном. Ярким примером столь низкого статуса является деятельность «Бюро по делам Южной и Центральной Азии» в США, которая ориентирована в большей степени на Афганистан, Пакистан и Индию, чем на ЦА.
В отличие от США, интересы РФ в регионе являются жизненными. Для неё Центральная Азия – критически важный регион: превосходя по размерам Украину и Молдавию, чья принадлежность к Евразии не столь однозначна, он необходим для утверждения себя в качестве стержня более крупного евразийской региона. Центральная Азия предоставляет естественный выход на обширные территории к востоку и югу от границ России и является частью потенциального Евразийского транспортного коридора «Север-Юг». РФ утратила гегемонию в регионе, но по важнейшим вопросам сохраняет статус «первой среди равных».
В обозримом будущем вызов лидерству России в регионе может бросить Китай, причем не только в экономическом плане, что уже произошло, но и в сфере обеспечения безопасности. Однако общая геополитическая логика может потребовать от Китая расширения своей деятельности и выхода за рамки коммерческих инвестиций. Более того, во всех центральноазиатских странах происходят глубокие общественные преобразования. Появляется новое поколение, которое, по сравнению со старшим, отличается большим национализмом и выражает недовольство патерналистским отношением к себе со стороны зарубежных стран.
Любое сравнение между присутствием России и США в регионе должно учитывать различия в природе их соответствующих влияний. Россия опирается на многовековое взаимодействие, территориальное единство и взаимное партнерство, а также на конкретную и внятную внешнюю политику. У США таких преимуществ нет, и в их распоряжении имеются лишь скромные и косвенные возможности, в том числе ассигнования Конгресса на C5+1 в размере $15 млн. и бюджет помощи порядка $149 млн. для всех пяти государств. Позднее и он был урезан почти вдвое.
Россия и США расходятся во взглядах на угрозы в регионе. Это напрямую влияет на то, как формируется их политика в отношении региона, а также на возможности их сотрудничества. Более того, региональных институтов, в рамках которых Россия, США и центральноазиатские страны могли бы в принципе обсудить свои представления об угрозах, очень мало.
Соединенные Штаты и Россия противостоят друг другу по ряду вопросов, связанных с Центральной Азией. Некоторые из разногласий носят символический характер и не оказывают непосредственного воздействия на практические действия. Другие же, напротив, оказывают влияние на формирование политики. Однако общим у России и США является не только высокий уровень недоверия и чувство соперничества по отношению друг к другу. Есть ряд областей невоенного характера, взаимодействие в которых позволяет странам извлекать взаимную пользу. Именно эти области могут дать импульс появлению новых ниш сотрудничества даже при самых неблагоприятных внешних условиях.
Таким образом, становится очевидно, что в качестве первого шага на пути к конструктивному взаимодействию обе державы должны перестать воспринимать друг друга в качестве противников в Центральной Азии. На данном этапе никакая «Большая сделка» между Россией и США не представляется возможной. Вот почему представляется целесообразным сделать акцент на взаимодействие в областях потенциального сотрудничества, не вызывающих особых разногласий, таких как окружающая среда, здравоохранение, развитие человеческого капитала и тому подобное.
Чем больше такое сотрудничество будет носить не связанный с политикой технический характер, тем больше от него выиграют как обе страны, так и регион в целом. И России, и США надлежит уделять больше внимания проектам многостороннего сотрудничества. (Европейским союзом, Китаем, международными и региональными институтами развития). Такие многосторонние форматы могут представлять сложность при создании и функционировании, однако, они повышают уровень сотрудничества.
Азия - полит
: 0