Необходимое предисловие
…Прошлой осенью у меня вышли сразу две книги – на кыргызском и русском языках из серии «Жизнь замечательных людей Кыргызстана». Каково же было мое разочарование, когда спустя некоторое время я обнаружил, как в русскоязычном варианте книги «выпала» целая маленькая главка, посвященная к самозахвату земель в Бишкеке. А между тем, те события тридцатилетней давности в истории Кыргызстана сыграли поворотную роль. Именно в те дни Кыргызстан взял необратимый курс на демократизацию и на суверенизацию.
Ниже предлагаю вниманию читателей ту самую «главку» книги. Думается, лучше поздно, чем никогда!
НАЧАЛО САМОВОЛЬНОГО ЗАХВАТА ЗЕМЕЛЬ
Лето 1989-года было очень насыщенным бурными общественными событиями. Демократическое движение Кыргызстана было учреждено на основе объединения множества самых разных общественных движений, среди которых были типа «Асаба» («Знамя»), «Ашар» («Общее дело»), «Кайран Эл» («Многострадальный народ») и многие другие.
Некоторые движения ставили своей главной целью обеспечить городскую кыргызскую молодежь жильем, помочь им в получении земельных участков для постройки домов. Их неоднократные обращения к городским властям выделить им земельные участки не нашли понимания с их стороны. Обеспеченные жильем, не понимающие о болевых, важных проблемах молодежи власти остались глухими к их просьбам.
Медетхан Шеримкулов, как это было написано ранее, не понаслышке знал о проблемах семей кыргызской молодежи, ютившихся на птичьих правах, снимая частные квартиры у русских и других русскоязычных городских жителей. Зачастую им вместе с маленькими детьми приходилось обитать в абсолютно неприемлемых жилищных условиях, во времянках, ранее служивших чуть ли не курятником, рядом с хозпостройками…
За годы перестройки эта проблема обострилась еще больше, превращаясь в острую социальную проблему, так как в столице и в крупных городах республики значительно возросло количество кыргызской молодежи. Но власть повсеместно закрывала глаза эти вопросы, пытаясь решить их привычными методами. Многие семьи долгими годами стояли в очереди на жилье, но пока они дожидались счастливого часа получения квартиры – вырастали уже их дети и успевали создавать свои семьи…
То есть, на пике перестройки уже было ясно, что эта «плотина» проблем до края наполнилась и готова вот-вот прорвать плотину или же литься через край! К сожалению, власть побоялась решить эту проблему кардинальным образом. Даже когда начались самовольные захваты пустующих земель в столице, городские власти по-буквоедски ссылались на какие-то инструкции и законы.
Медетхан Шеримкулов в срочном порядке выехал в 110-й квартал столицы и в район «Конно-спортивной школы», где кыргызская молодежь самовольно захватила земли. Организованная молодежь, разделив пустующую землю на участки, по пять соток, приступила уже к серьезным действиям. Начали рыть траншеи, приспосабливая под фундаменты будущих домов, кое-кто даже успел завезти на свой участок камни, щебень и другие строительные материалы, чтобы залить фундамент. Стало ясно, что они настроены весьма решительно, и отступать от задуманного плана не намерены ни за что!
Присутствовавшие здесь же представители различных органов государственной власти вместе с лидерами общественных движений обсуждали происходящее, растерянно наблюдая за всеми этими противозаконными действиями. Председатель Совмина Апас Джумагулов, второй секретарь ЦК Компартии Геннадий Киселев, первый секретарь горкома КПСС Фрунзе Улугбек Чиналиев выглядели совсем растерянными. Было заметно, что они не знают, как поступить в создавшейся ситуации.
Учитывая, что к тому времени захватчиков было всего около 600-700 человек, которым вполне хватило бы территории захваченных им пустующих земель, Медетхан Шеримкулов рекомендовал узаконить в срочном порядке захваченные земли, дабы еще больше не усугубить подобные противозаконные действия. Тем более, хотя все эти участки находились в черте города, были заброшенные земли, как негодные для пользования из-за болотистости, и частично служили для мусоросвалки, а также как пустыри, пастбища для домашней живности близлежащих домов. Но городские власти оказались не готовыми для таких решительных действий, чем невольно еще больше увеличили волну самовольного захвата земель.
Но никто – ни руководители страны, ни городские власти не захотели пойти на такой разумный шаг, предложенный Медетханом Шеримкуловым, которого многие его коллеги из стана коммунистов с некоторых пор начали воспринимать как поборника демократов и либерально настроенной молодежи. Наверное, они сочли, что пойти на такую уступку с их стороны будет выглядеть как слабость и проявление малодушия.
Шеримкулов предложил всем самозахватчикам выдать эти земли, после чего, присутствовавший среди толпы, живущий в 10-м микрорайоне Народный поэт республики Омор Султанов спросил у него: А вы не боитесь, что за это вас снимут с работы?! Шеримкулов ответил ему, что иного пути решения проблемы уже нет, потом будет уже поздно! Второй секретарь Киселев звонил в Москву, консультировался у них, как поступить в этой сложной ситуации, хотя, находясь на месте, он сам лучше них знал эту проблему! Первый секретарь Абсамат Масалиев растерянно вопрошал: а не лучше ли будет всем нам быть вместе и выражать единое общее мнение?!
Никто не думал о том, что назревшую проблему следовало своевременно решить любой ценой, – даже путем частичных уступок, но придав им узаконенный характер. Только так, по мнению Медетхана Шеримкулова, можно было урегулировать стихийное волнение молодежи, которое угрожало перейти опасную черту. Иначе дальше будет еще хуже.
Но пока Медетхан Шеримкулов настойчиво предлагал раздать те захваченные земли и узаконить эти участки, первый секретарь ЦК Компартии Абсамат Масалиев демагогически настаивал, требуя от него невыполнимого: «Надо работать с молодежью, как следует!»
Но говорить с самозахватчиками земель о соблюдении законности, призывать их к голосу разума, было бы равносильно требованию заставлять смертельно голодного человека послушать классическую музыку. Разве он услышит в этот момент музыку, какой бы прекрасной она ни была?!
Опасения Медетхана Шеримкулова начали сбываться с невиданной скоростью. Уже через несколько дней около 400-500 человек захватили пустующие участки земель в районе чуть выше 8-го и 10-го микрорайонов города. Вместе с Медетханом Шеримкуловым прибыли туда ученый-сейсмолог Федор Юдахин (двоюродный брат Константина Юдахина) и Абдыразак Мокенов – председатель Фрунзенского горисполокома на тот момент. И они начали вместе уговаривать молодежь отказаться от затеи построить здесь свои дома.
На этот раз у Медетхана Шеримкулова нашелся сильный аргумент в лице ученого-сейсмолога Юдахина, который всецело поддержал его. Ссылаясь на проведенные ранее сейсмические исследования, они убедили молодежь об опасности строительства в этом районе из-за сейсмических прогнозов. Подземный разлом проходит как раз по южной части города, именно поэтому строительство микрорайонов остановлено на этом месте.
Молодежь, разделивший уже участки на квадратики и, очертив свои территории небольшими, неглубокими ямками, приступившая было на дальнейшие действия, отказалась от самовольного захвата этих земель. У кого же появится охота строить дома, если существует реальная угроза того, что построенный с таким мытарством дом может разрушиться в результате сильного землетрясения? Но все же, кампания самовольных захватов земель вскоре приняла вообще неуправляемый и бесконтрольный характер. Были захвачены земли в районе старого аэропорта, чуть дальше – рядом с ВДНХ, в районе микрорайона «Кек-Жар», вблизи села Лебединовка…
Опасения Шеримкулова насчет того, что будет еще хуже, сбылись с лихвой. Со всей республики в столицу начала истекать безработная и бездомная молодежь. А в получении земельных участков не проверялись ни наличие даже временной столичной прописки, ни наличие семьи получающего участок для постройки дома. Именно поэтому впоследствии возник совершенно новый, ранее неведомый вид преступления, как земельные махинации и спекуляции…
А общий и печальный итог всем хорошо известен – вокруг столицы со временем выросли новостройки, метко названные уже в эпоху террористических угроз «шахидским поясом», которые по сию пору нуждаются в обеспечении нормальной жизнедеятельности, соответствующей уровню столицы независимой страны… Те, кто не хотели тогда нарушить закон о земельных участках для постройки частных домов, и действовать строго согласно Генеральному плану строительства столицы, получили лавину новых проблем, которые вообще не представляется возможным решить в ближайшее время.
Самовольные захваты земель в столице, да и по всей территории республики, продолжались вплоть до 2015-года. То есть, даже спустя почти четверть века после тех первых самовольных захватов земель! Дурной пример, как говорится, заразителен. А при всеобщей бедности и социальной неустроенности населения, как подтверждает практика, противозаконные действия только усугубляются.
Мамасалы Апышев
: 0