Сделаем ли мы выводы после ситуации с вирусной инфекцией COVID-19 или продолжим после снятия режима ЧП порочную практику «тойской экономики»?
Должны ли народные традиции идти в ногу со временем?
Все ли искусственные ритуалы наших тоев отражают ценности народа, социо-культурное наследие кыргызского народа?
1) Тои – это показатель коррупционного поведения
Насколько правильным является подход, когда проведение многотысячных тоев региональными лидерами и чиновниками стало показателем престижа и даже некоей обязанностью, показателем высокого статуса и авторитета?
Практика частых и массовых тоев представляет и размытие ресурсов страны, то есть это уже не просто частный вопрос, но вопрос государственной важности, так как о каком развитии может идти речь, если все большие люди и чиновники только и заняты тем, что организовывают или ходят по тоям несколько раз в неделю.
Почему в обществе стало приемлемым и даже поощряется проведение и посещение таких во многом «коррупционных» тоев, если, к примеру, в районных больницах уже нет практически никаких лекарств и оборудования, и все держится только на голом энтузиазме еще не уволившегося персонала?
Сегодня (во время эпидемии) мы увидели реальное состояние нашей медицины — с рваными халатами, дырявыми масками и неработающим оборудованием.
2) Тои – это показатель архаизма и статичности общества
Традиции народа – это то, что во многом и создает народ!
Важность традиций сложно переоценить, так как именно на основе традиций происходит консолидация таких больших человеческих общностей, как нации, этносы, народы. Традиции (от лат. traditio — передача, предание) — это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий преемственность опыта поколений, времен и эпох.
Однако, сегодня стал актуальным радикальный вопрос - насколько правильно кыргызское общество понимает предназначение традиций и может ли общество отличить от настоящих кыргызских традиций те негативные искусственные ритуалы, которые к ним никакого отношения не имеют?
Каждый из нас много раз слышал от родственников и членов своих семей недовольство в отношении тоев, свадеб и других «обязательных» празднеств.
Более того, каждый из нас наверняка и сам говорил, насколько он недоволен бесконечными ритуалами как «туштондуруу», «кийит» и многие другие, которые приобрели какие-то гипертрафированные нелогичные формы, что теперь они только мучают всех участвующих – и тех, кто их организует и тех, кто вынужден в них участвовать.
Однако, как только до нас самих доходит очередь, то мы сами уже боимся и следуем этим искусственным ритуалам на все 100%, мало ли – «эл эмне дейт»?
3) Тои после эпидемии — это «пир во время чумы» и безответственность!
И все, кто хочет провести той в старом формате, должны это помнить, а общество должно показать свою критику таким празднествам.
Еще раз, традиции передают лучшие ценности и лучшие практики между поколениями, но играют ли сегодня наши искусственные ритуалы на тоях такую позитивную роль?
Надо ясно понять – эти коррупционные искусственные ритуалы, которые строятся на хвастовстве и зависти, не являются традициями, так как не несут позитивную функцию и не отражают народную мудрость предыдущих поколений.
Разве в традициях кыргызского народа кичиться своим богатством?
Разве в традициях кыргызского народа выставлять напоказ свою власть и влияние, собрав огромное количество людей на каком-то тое, или показать «несдержанность» в попытке похвастаться дорогими призами?
4) Причем тут государство и госполитика?
Мы слышим как от политиков звучат лозунги о запрете (мораторий) государственных празднеств, но разве коррупция у нас не запрещена или не обязательны процедуры декларирования активов чиновниками, но чиновники продолжают ездить на джипах, проводить тои и всем все равно. Запрет гос.празднеств - это полумера и скорее популизм, чем реальный шаг вперед - при слабом государстве методы запрещения не решат проблемы, и здесь нужно менять само поведение!
Пример должны показывать именно власть имущие на своем частном уровне, и особенно государственные чиновники, которые сегодня соревнуются в уровне роскоши и в проведении различных тоев по придуманным поводам!
Особенно это становится важным, если учесть, что проведения тоев чиновниками дает для всех пример поощрения коррупционного поведения, пример того, что и на госслужбе каким-то образом можно очень много «зарабатывать» и даже не стесняться этого.
В процессе жизнедеятельности человеческие коллективы накапливают определенный социальный опыт, что обуславливает зарождение определенных ритуалов, которые представляют концентрацию особенностей конкретной и человеческого сообщества, его достижений и недостатков – «…предшествующие поколения оставляют последующим поколениям не только свое социально богатство, но и свои пережитки».
К сожалению, если социально позитивная деятельность, как правило, рождает позитивные традиции, то негативные формы деятельности (коррупция, неравенство, хвастовство, зависть) культивируют негативные ритуалы, особенность которых состоит в том, что они замаскированы под традиции народа с точки зрения их социальной оценки, но стимулируют и поощряют те модели поведения, которые ничего общего не имеют к вопросам настоящих традиций (массовые гуляния и тои региональных «местечковых» лидеров и есть показатель негативных тенденций).
Если мы хотим по-настоящему развиваться, а не пускать друг другу пыль глаза в ситуации, когда в наших больницах, школах и университетах идет просто имитация медицины и образования, то именно чиновники должны дать пример обществу в отношении искоренения искусственных ритуалов, которые посредством самообмана мы принимаем за обычаи и традиции!
Азим Асанов, эксперт
: 0