Сегодня, когда весь мир охвачен пандемией, когда от корона вируса гибнут не только сотни тысяч людей во всех странах, но под угрозой колоссального спада оказалась и экономика многих стран, чрезвычайно актуальным становится вопрос нашего Человеческого Взаимодействия. Сумеем ли мы правильно оценить ситуацию, сделать верные выводы, а главное – сможем ли мы, собрав воедино знания, умения и таланты разных народов, не просто выбраться из этой тяжёлой для всех ситуации, но и сделать ощутимый, жизненно важный рывок в развитии всего человечества?!
Сейчас мы с вами, в большей своей массе, сидим по своим домам и квартирам и не очень-то понимаем, что это, возможно, самый благостный момент, когда ты можешь заняться своими личными и семейными проблемами, любимыми детьми и родителями. Но вот-вот нам не просто разрешат выйти из личной изоляции, но мы будем просто вынуждены это сделать, потому что усилий одних врачей и волонтёров, взявшихся развозить нам пакеты с продуктами, будет уже недостаточно… Просто закончатся запасы… Просто остановятся многие производственные процессы, нарушатся экономические связи… …
Но я не собираюсь пугать ни себя, ни вас, читающих эту статью,- конечно же, мы выберемся, осилив множество испытаний. Но давайте посмотрим на то, что удавалось сделать нашим предкам, когда история предлагала им совершать очень сложные шаги ради помощи другим… Именно в этот же день, что и сегодня, но 95 лет назад, 25 апреля 1925 года на западной окраине города Пишпек (а теперь это наш Бишкек) остановился длинный состав из грузовых и пассажирских вагонов, заполненных семьями рабочих разных профессий , их скарбом и громадным количеством инструментов, станков и оборудования. На нашу землю прибыла чехословацкая коммуна промышленных рабочих, называемая Интергельпо . Это название коммуне дал её же организатор, чех по национальности Рудольф Павлович Маречек, который ещё до Первой мировой войны, живя в Австро-Венгрии, хорошо знал международный язык ИДО, мечтал о создании коммун, о человеческом братстве. Потому и дал своей коммуне это имя – Интергельпо, что на русском означает Взаимопомощь! Рудольф Маречек – это мой родной дед по линии отца, поэтому я хорошо знаю историю создания и существования самой коммуны и того, что предшествовало её созданию.
Ветер перемен, гуляющий по Европе начала 20го века. увлёк молодого чеха в поисках работы и образования сначала в путешествие по странам центральной Европы, а потом и к окраинам России, где уже назревали социальные перемены. В Баку Рудольф вступил в социал-демократическую партию и дальше его жизнью уже руководило вполне сформировавшееся
мировоззрение. Благодаря этому, молодой чех отказался воевать против России в 1914 году, перебрался жить со своей женой и двумя малышами на территорию Украины, а в 1917 году отправился вглубь самой России, выбрав своей целью Среднюю Азию. По дороге случилось непоправимое – от скарлатины погибли оба его старших ребёнка, а на руках жены Альбины остался только грудничок, родившийся в Харькове. Им оказался мой будущий отец Боривой, которого родители и привезли осенью 1917 года в город Верный, позже названный Алма-Атой. В те годы события развивались так стремительно и мощно, что активные участники этих событий, следуя за открывающимися перспективами , оказывались в совершенно неожиданных местах и ролях.
Так Рудольф Маречек, возглавляющий партийный комитет Верного во время восстания весной 1918 года, бывший к этому времени главным редактором газеты «Заря Свободы», уже в конце весны того же года, собрав три обоза желающих, привёз на берега Иссык-Куля сельско-хозяйственные коммуны, одну из которых сам и возглавил. Но осенью этого же года этот чех, ещё плоховато говорящий на русском языке, был отправлен от органов Советской власти с дипломатической лентой в Китай, чтобы вернуть оттуда киргизские семьи, угнанные из долин при иссык-кулья после восстания 16 года. Будучи очень активным человеком и берясь за решение многих серьёзных проблем, он очень быстро понял, что без опыта специалистов и без соответствующей техники, в этом районе промышленность просто не поднять, Рудольф Маречек вызвался привезти из родной Чехии, только что выделившейся из под 300 летнего гнёта Австро-Венгрии, кооператив промышленных рабочих с соответствующей техникой и оборудованием.
Собрав свою семью уже с тремя детьми, Рудольф Маречек отправился в 1921 году в Чехословакию, расчитывая, что вновь родившееся государство пойдёт по стопам России в своём социальном развитии, но сильно в этом ошибся. Поэтому ему и его сторонникам было очень сложно проводить агитационную работу среди имущего населения страны. Многие люди, желающие стать гражданами нового социалистического государства, не имели возможности стать членами Интергельпо, так как это членство требовало финансовых вложений для покупки оборудования. инструментов и средств проживания. Многие из желающих вынуждены были продавать свои жилые участки и дома, чтобы иметь на руках необходимы средства.
Естественно, что представителям правящих структур новой Чехословакии, перед которой в те годы стояло очень много проблем по возрождению государства, не могла понравится идея с отправкой промышленные рабочих в далёкую Россию, с её новыми идеями. Поэтому организаторам будущего кооператива приходилось очень трудно работать, вопреки желаниям властей. Почти три года длилась эта история по организации людей, покупке станков и другого оборудования, по оформлению документов. Маречеку пришлось съездить в Среднюю Азию, чтобы оговорить все необходимые мероприятия по переезду и принятию кооператива, места его проживания. Когда же наступил момент отъезда из Чехословакии, власти не выдали Рудольфу Павловичу и его семье паспорта и документы на выезд.. Это был серьёзный удар по задуманному, однако поезд с людьми и оборудованием ушёл, унося с собой и верных друзей, и тех, кто должен был вредить этой Взаимопомощи!
Но она состоялась! Из далёкой для нас страны, имеющей громадный культурный и исторический опыт, отказавшись от всего, что могла уже тогда дать им своя Родина, к нам приехало несколько сотен чехов, словаков и венгров, готовых приложить все свои усилия и средства, чтобы вдохнуть в наш край новую жизнь. А вела этих смелых и самоотверженных людей идея возникновения нового на Земле социального устройства, в котором они мечтали быть и создателями, и участниками. Высадили их 25 апреля 1925 года возле железнодорожной станции Пишпек, прямо среди степи, поросшей прошлогодним бурьяном, а жить им пришлось по началу в старых бараках, оставшихся с гражданской войны.
Но эти люди не пали духом и начали активно создавать условия, в которых они могли бы и жить, и работать. В то время, как одни организовывали детский садик для маленьких детей, другие уже строили столовую для работников кооператива, жилые дома стали возникать вдоль одной улицы, а в это время под открытым небом уже работали станки, поставленные на бетонные фундаменты, а параллельно вокруг них возводились стены и крыши мастерских. Мастерские требовались очень разнообразные: и механические, и по обработке дерева, и швейные, и текстильные, нужен был и кирпичный завод, и кожзавод, и хлеб-завод, и больница, и школа для детей постарше. Интергельповцы срочно открыли обучающие курсы для местных жителей, желающих приобрести новую работу и специальность. Конечно, местные власти оказывали им всяческую помощь, выделяли им всё новые территории и под поля и огороды, где они могли высадить семена овощей, привезённые с собой.
Выделялись и субсидии на определённых условиях. В ответ кооператоры всё своё свободное от работы время занимались тем, что выезжая в близлежащие сёла и аулы, они своими руками ремонтировали кому заборы и дувалы, а кому-то крыши и глинобитные стены домов. Самоотверженность этих людей была поразительной и это притягивало к ним всё больше местной молодёжи, тем более, что очень быстро европейцы показали, что умеют не только работать, но и красиво отдыхать – впервые в нашем городе зазвучал духовой оркестр и, конечно, тут же была асфальтирована танцевальная площадка для любителей танго и краковяка.
В городе начали расти стены домов и фабрик, за городом зазеленели поля с овощами и зерновыми, интергельповцы привели в порядок выделенную им территорию возле бойни скота, распланировали её и одномоментно высадили семь тысяч деревьев, создав на западной стороне города будущий зелёный парк, известный теперь как парк Фучика. За первые 16 лет существования кооператива Интергельпо столица Киргизии город Фрунзе очень преобразился, в нём уже работали очень многие производства, общественные здания, школы и больницы.
Но грянула Вторая мировая война и многие предприятия военной промышленности были эвакуированы из центральной России в Среднюю Азию. И тогда интергельповцы, будучи достойными гражданами своей страны, просто подарили ей свои частные предприятия под военное производство, оставаясь на этих заводах отличными специалистами! А представители младшего поколения интергельповцев, выросшие за предвоенные годы, ушли воевать на фронт и некоторые из них отдали свои жизни за свою новую Родину.
Такова история человеческого подвига, свершённого людьми, объединившимися вокруг общей Идеи, Трудно оценить вклад этих людей в развитие нашего любимого края, ведь в те далёкие и очень трудные годы у самой России не было сил и средств так активно взяться за промышленное его развитие. Трудно представить себе, как был бы развит этот азиатский край Советского Союза, откуда могли бы взяться его пахотные земли, хлопковые урожаи с которых всю войну обеспечивали потребности фронта. Наши с вами предки сделали всё и даже значительно больше, чем от них могло ожидать их Время.
А мы с вами оказались в ситуации, которой ещё не знало всё человечество и спасти его большую часть можно лишь объединившись, сделав своим основным лозунгом ВЗАИМОПОМОЩЬ!!! Мой отец – чех по национальности, сын своего отважного отца – Боривой Маречек тоже воевал в составе словацкого корпуса генерала Свободы и закончил войну в Праге, в столице своих предков. Но об этом и ещё о многом другом я напишу в следующий раз. А нам всем Победы в нашей войне с врагом, которого мы плохо знаем в лицо. Но мы победим!
Эльвира Маречек
: 0