Как принято во всех управленческих системах, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков провел совещание с руководителями структурных подразделений аппарата президента, посвященное подведению итогов прошедшего года, а также постановке задач на 2020 год.
Внимание сконцентрировано на четырёх направлениях:
1. Укрепление основ семьи и обеспечение социальной и правовой защиты материнства и детства.
2. Развитие регионов.
3. Цифровая трансформация, позволяющая создать новые платформы взаимодействия между государством, частным сектором и гражданами.
4. Продолжение судебно-правовой реформы.
В принципе, перед нами достаточно чёткая фиксация направлений деятельности, но по опыту часто непреодолимых трудностей в реализации практических задач, нужно обратить внимание на ряд моментов.
Во-первых, если программы взаимодействия всех структур и учреждений – подчеркнем слово всех – будут написаны как административные документы в кабинетах, то они останутся только пожеланиями. Нужно согласовывать действительные позиции и интересы сторон, и прямо сейчас. В феврале уже наступят другие циклы работ, и текучка поглотит все силы.
Во-вторых, эти направления управленцам всех уровней еще нужно выстроить в логическую взаимосвязь. Даже навскидку четыре направления работ не выглядят рядоположенными. Только первое и второе направления представляются управленческой установкой, поскольку оказываются легко раскладываемыми на планы, ресурсы, конкретные действия и т.д. Особенно важно первое направление, и здесь большая надежда на выстраивание правильных шагов руководства, о чем чуть ниже.
В-третьих, цифровая трансформация как задача не может быть самостоятельной, но только обслуживающей. Конечно, для каждого учреждения и ведомства можно расписать планы и потребовать их выполнения. Только сначала нужно ответить на главный вопрос: цифровизация - это дань моде и стремление выглядеть современными, или за этим стоит экономическая реальность. И вот тут выяснится, что цифровая экономика не вводится по заказу, ее нужно выстраивать. И по мере решения действительных экономических задач, возникают и установки на цифровое обеспечение реальных действий. Так что вне пределов реальных управленческих действий цифровая трансформация вырождается в компьютерное симулирование действительной активности.
Имеется, к тому же, предположение, что цифровизация повысит эффективность государственных органов, сократит уровень коррупции. На это ориентирует четвертое направление работ.
Здесь можно представить некоторое общее соображение. Попытки провести реформу судебно-правоохранительной системы делались со времен первого президента независимого Кыргызстана. И дело оказалось не в схемах, структурах или разделении полномочий и т.п. Дело в формировании такого качества общества, когда позиция и действия судей действительно могут стать самостоятельными.
И никакой совет по отбору судей не решит проблему формирования судейского корпуса, поскольку не способен освободить судью от давления групп, оперирующих на латентном уровне политической системы. Здесь и родственные, и большие семейные, и региональные связи, а также давление представителей власти и «сильных» людей. Суды не были пока основным средством решения конфликтов в обществе. Такова реальность.
Что же важно учитывать прямо сейчас? В экономике Кыргызстана в ближайшие два года будут сочетаться неблагоприятные для страны тренды. На фоне прогнозируемого мирового финансового и экономического кризиса, любые усилия правительства смогут лишь удержать экономику от значительного падения. На эти же годы приходятся большие выплаты по внешнему долгу страны.
Фактором, негативно влияющим на государственный бюджет в предстоящие годы, может стать снижение добычи золота на руднике «Кумтор» в связи с аварией, а также конфликты на золотодобывающих производствах с китайским капиталом. К тому же, благодаря действиям отдельных парламентариев, возможные инвесторы настолько озадачены отношением к ним, что готовы вкладывать исключительно в проекты негосударственной сферы, в малый и средний бизнес, в повышение экономической активности семей кыргызстанцев.
Это создает трудности, но и показывает возможное направление усилий правительства Кыргызстана по обеспечению условий роста благосостояния семей кыргызстанцев, уровня их потребления, как существенных предпосылок для роста экономики страны. Именно это показывает важность первого направления усилий руководства в 2020 году.
Страна уже выработала весь потенциал, оставшийся от Советского Союза. Многие годы экономическая инфраструктура в большей своей части использовалась нерачительно и малопродуктивно, частично разрушена, а большей частью находится в крайне плачевном состоянии, являясь малопригодной для быстрого разворачивания инвестиционных проектов. При существующем положении вещей любые инвестиционные вложения в имеющийся реальный производственный сектор не дают быстрой отдачи.
Размытость государственной экономической политики, отсутствие четких приоритетов развития и ориентиров на рост благосостояния семей, потеря человека за макропоказателями создают последствия неэффективности экономики и риски самой государственности Кыргызстана.
Устаревшие технологии в отдельных отраслях, моральный и физический износ технологического оборудования и инженерной инфраструктуры, распыление ресурсов и их нерачительное использование приводят к росту «цены развития», потери его ресурсной базы. Гонка за приходом в страну крупных инвестиций, которые должны, в конечном счете, кардинально улучшить жизнь каждой семьи, каждого гражданина, формирует иллюзии. Главная из них, что инвестор возьмет на себя всю полноту ответственности за развитие страны, и будет отстаивать национальные экономические интересы, или, другими словами, вкладывать ресурсы для решения проблем национальной экономики.
Традиционный тезис о «социальной ориентированности» государственного и местных бюджетов на самом деле не обеспечивает развития страны, является колоссальной дополнительной нагрузкой. Кыргызстан вкладывается, тем самым, в иждивенческую психологию, получая все больше социальных обязательств. Эти деньги забираются у развития страны, существенно ограничивая возможности власти изменить положение вещей к лучшему. Между тем, деструктивные процессы разрушают уже не только среду проживания кыргызстанцев, но и подвергают распаду саму основу общества – семью, увеличивают разрыв между поколениями.
Имеющиеся ресурсы и форматы деятельности государственной системы управления в существующем виде непригодны для организации качественных изменений, которые ожидали и должны были почувствовать в каждой семье. Многочисленные попытки реформирования и улучшения системы управления не давали ожидаемого эффекта. Как следствие, существующие угрозы и риски, в первую очередь экономического и социального характера, увеличиваются и умножаются. Очевидно, что проблемы, стоящие сегодня перед страной, невозможно решить привычными способами за счёт лишь собственных ресурсов.
Сегодняшнее правительство находится, пожалуй, в самом невыгодном положении за всю историю современного Кыргызстана. Накопившиеся за годы нерационального управления страной ошибки принятия решений и последствия преднамеренных действий не в интересах государства, общества и каждой семьи кыргызстанцев, подвели Кыргызстан к очередной кризисной черте, характеризующейся не только политическими, но в первую очередь – экономическо-социальными угрозами.
Нужно отметить, что весь суверенный путь страны, со всеми ошибочными представлениями о развитии, комплексом личных интересов всех приходивших к власти групп, устойчиво закреплены в привычных форматах управления, кадровой преемственности, и законодательстве Кыргызстана. А большая часть законодательства сформирована явочным путем под патронажем международных доноров, и не отвечает реальным потребностям страны.
Большая опасность – в устоявшихся с 2005 года представлениях населения, проявляющихся в «кетсинизме». «Кет син!» - так скандирует площадь, заполненная протестующими с требованием немедленного ухода с властной позиции очередного руководителя. Понятно, что это не предполагает конструктивное взаимодействие власти и населения в совместном решении общих проблем, а простой «снос того, что не нравится». Митинговщина давно стала способом давления на власть для получения личных и групповых выгод. Это не способствует появлению порядка ни в обществе, ни в каждой семье, и ситуация может ухудшиться в год выборов в Жогорку Кенеш КР.
Сложившаяся конфигурация политических «многопартийных» сил также не адекватна задачам возрождения страны, представляя собой клубок личных прожектов, групповых интересов и политиканских способов их продвижения. Объективно, политическое строительство только начинается и продлится время, превышающее любые возможные сроки полномочий действующего правительства. Важным фактором также является воздействие внешних интересов, использующих политическое пространство Кыргызстана как инструмент достижения собственных целей, не всегда совпадающих с национальными интересами.
Привычными «традиционными» способами невозможно обеспечить политическую сохранность и преемственность нынешнего руководства страны. Нужны гораздо более продуманные и мощные шаги, направленные на консолидацию общества, политических сил и экономических ресурсов, новый подход к решению имеющихся проблем и предупреждению накопившихся угроз.
Также очевидно, что ресурсами только государственного бюджета сделать это невозможно по трем причинам. Во-первых, непривычен и слишком велик объем потенциальных задач;
во-вторых – слишком мала эффективность государственного управления и КПД использования бюджетных ресурсов;
в-третьих, бюджет избыточно нагружен социальными обязательствами.
Слабым местом системы государственного управления являются и человеческие ресурсы, не соответствующие характеру имеющихся у страны угроз и масштабам стоящих перед ней задач. Традиционные формы кадровой работы не эффективны. Отсутствуют преемственность кадровой политики, не решаются вопросы формирования номенклатуры новой формации и капитализации человеческих ресурсов.
Такова многослойность проблем, стоящих перед руководство Кыргызстана в ближайшие годы, а в 2020 году – в особенности.
Источник - ia-centr.ru
: 0