Пресс-конференцию Сооронбая Жээнбекова мы смотрели по Ютубу. С того времени, как эти мероприятия перетащили в резиденцию, мы перестали в них участвовать. Жалко и времени и самих себя. И то: журналистов собирают часа за три до мероприятия, сажают в бусики, привозят в резиденцию, где они болтаются еще часа полтора, изнывая в ожидании. Главе государства (началось с Атамбаева!), конечно, очень удобно, от теплого кресла отрываться не надо, но очевидно, что СМИ на таких пресс-конференциях становится все меньше. В этот раз, там ну никак не насчитывалось объявленных администрацией президента 188 корреспондентов. Даже сотни не было – Ютуб вам в помощь!
Впрочем, по некоторой «инсайдерской» информации президент в принципе в последнее время почти не покидает резиденции, проводит там все встречи, не выезжая в «Белый дом». И дело даже не в том, что в здании на площади тесновато и неуютно, и депутаты уже не раз пытались выселить оттуда всю администрацию президента. Просто в резиденции как-то безопасней. Туда при какой вдруг заварушке толпа не заявится и свергать не полезет. Сложно…
Итак, мы смотрели прессуху он-лайн. Но смотреть-то было нечего! Начнем с того, что впервые в истории таких мероприятиях глава государства не говорил на русском языке. Прежние президенты - даже косноязычный Бакиев – как-то плавно переходили с одного языка на другой, а на вопросы, заданные на русском, отвечали на нем же. Но в этот раз русская речь стала дефицитом. Пресс-секретарь президента Толгонай Стамалиева так топорно банковала, наплевав на госэтику, призывающую в первую очередь давать слово иностранным СМИ, что в принципе русскоязычным изданиям удалось задать всего 4 вопроса: от Кактуса, от 24.kg, некоего китайского СМИ и некоего издания (или не издания?) «Деловая Евразия». Даже от АКИпресс вопрос задавала кыргызская редакция «Баракелде». Причем, ее вопрос был о том, почему плохо развивается кыргызский язык - ну, не цирк ли?
Не вышли к микрофонам ни МИР, ни «Российская газета», ни «Дело N», ни даже «Вечерка» - небывалый случай! У нас даже создалось впечатление – грешным делом! – что этих СМИ вообще нет в зале. Мы никого из них не высмотрели, сколько не елозила камера по залу. Может, они рассудили точно так же, как и мы: что толку туда ехать, если все равно ничего нового, честного, интересного не услышишь?
Да, и потому очень показательная вышла пресс-конференция – явно тенденциозная. Будто в зале витал лозунг: «Ни слова по-русски!» Было ли это достойное проявление государственной политики в сфере развития государственного же языка или тому была иная причина, судить не будем. Потому что все равно было ясно, о чем говорили. Вот за что люблю кыргызский язык, так за то, что его понимаешь без перевода! Вот вопрос про «экономикасы», вот – про «экологиясы», вот про Кумтор, а вот про Раима, а вот про Атамбаева. Ну, а ответы… слушайте, неужели кто-то надеялся всерьез что-то услышать новое?
Впрочем, нет, я не права! Новое было! Был единственный оживляжик! Его внесла эта самая «Деловая Евразия», задав вопросец в лоб: мол, вы тут, уважаемый президент, только что распространялись о том, что за год инвестиции круто возросли, так где они? Где ваши заводы? На что наш президент на очень плохом русском, но зато очень честно и с оченно большим достоинством сказал: «У нас мелкотоварное производство!»
Ну, вот и славненько! Мелкое – значит, мелкое! Спасибо, Сооронбай Шарипович, за честность! Спасибо, что хоть не стали рассказывать о грандиозных планах. То ли президенту справочку не подготовили, то ли планы кончились. Потому что до сих пор - с той же цифровизацией, например, - выезжали на проектах пребывающего за решеткой Сапара Исакова: это его правительство поколения гаджетов эти планы замутило, - «Безопасный город», то, се… А теперь вот надо бы что-то свое, новенькое, от Жээнбекова-Абылгазиева предъявить, - а нету!
А на нет – и суда нет! Никому больше в голову не пришло тему инвестиций развивать, задавать совсем уж неприличные вопросы, типа, как в старом анекдоте: «А деньги где»?...
Волею Всевышнего пресс-конференцию провели. Формальную, банальную, плинтусового уровня, но зато у людей вопросов-то все меньше! Как бы это объяснить? У нас не только производство мелкое. Мелкое все! Мы все больше мельчаем. На пресс-конференции выступали мелкие СМИ, которые задавали мелкие вопросы. Никто не задал господину Жээнбекову неожиданных и нехороших вопросов. Мы бы, будь там, спросили бы о повальной исламизации на государственном уровне, об угрожающей связи с арабами - от таких вопросов почему-то чиновники аж подскакивают... Впрочем, не факт, что спросили бы! Госпожа Стамалиева вряд ли бы позволила - на то она там и сидит! И нас там потому и не было - заранее был известен сценарий! И мы в принципе издание камерное, без азаттыковских претензий, - так что мы можем себе позволить не участвовать в профанации!
И вообще не было возмутителей спокойствия. Еще немножко – и все нормальные СМИ, как и мы, усядутся перед он-лайн трансляцией, не отрываясь от теплых кресел, и будут дремать под журчание кыргызской речи.
Мы, правда, не досидели. Через 2 часа 39 минут почувствовали, что силы на исходе. И задница свербит, да и кушать хочется. Мы выключили Ютуб и отправились обедать… Обед у нас всегда по расписанию - слава Аллаху!
Елена Авдеева
: 0