11 сентября в Ленинском районном суде Бишкека прошло очередное судебное заседание по уголовному делу в отношении бывших мэров столицы Кубанычбека Кулматова и Албека Ибраимова. Их дела, несмотря на многочисленные протесты адвокатов, так и не разделили. Уже само это представляется полным абсурдом. Но почему он происходит, вполне понятно. Если Ибраимов на самом деле замешан во многих сомнительных делах, чего есть подтверждения, то Кулматов - как показывают судебные заседания - не виноват ни в чем. Именно поэтому его пристегнули к делишкам Ибраимова прицепом и тень ибраимовских делишек ложится и на него.
Итак. Суд допросил свидетелей и потерпевших по эпизоду со строительством школы в жилмассиве «Калыс-Ордо». В итоге обвинение в коррупции, выдвинутое против экс-градоначальника, стало выглядеть еще абсурдней.
Как бы ни было трудно поверить, но, хотя с момента водворения Кулматова в СИЗО прошло больше года, следствие до сих пор не смогло доподлинно установить, кому именно подсудимые нанесли ущерб своими действиями. Китайская компания TBEA в рамках соглашения о модернизации столичной ТЭЦ в 2013 году предоставила Кыргызстану грант в размере $2 млн для строительства двух школ. По версии следствия, данная сумма была незаконно перенаправлена на строительство одной школы в Бишкеке, и под руководством двух бывших градоначальников строительство велось с многочисленными нарушениями законодательства в сфере госзакупок.
Здание якобы возводилось без наличия проектно-сметных, разрешительных и других необходимых документов. Подрядные организации были привлечены без проведения тендера, через коррупционную схему. А финансовые средства перечислялись на счета указанных компаний без законных оснований. Отчетность за использованные деньги со стороны подрядчиков велась без соблюдения действующих нормативов, в отдельных же случаях не велась вообще. Кроме того имело место необоснованное завышение объемов строительных работ и материалов на общую сумму более 12 млн сомов. Такова версия следствия.
Защита подсудимых, в свою очередь, с самого начала указывала на то, что решение о перенаправлении грантовых средств на строительство школы в жилмассиве принимало правительство. Кулматов же не распоряжался этими деньгами лично или от лица муниципалитета, поскольку расходование гранта велось китайской стороной.
А вот что рассказали на суде 11 сентября свидетели по делу. Вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев подтвердил, что перенаправить деньги без распоряжения правительства было бы невозможно, а, следовательно, данный документ имел место быть, и строительство школы в «Калыс-Ордо» велось законно. В материалах дела, однако, документ отсутствует по не вполне понятным причинам. И обвинение настаивает, что его в принципе не существует.
Бывшие учредители ОсОО «Альто Групп» Нурдин Шакиров и Памир Умурзаков подтвердили, что мэрия деньги на строительство школы не получала. Между китайской компанией, муниципалитетом и строительным подрядчиком был составлен трехсторонний договор, согласно которому мэрия выделяла участок под строительство и обеспечивала техническое сопровождение, а TBEA расплачивалась с подрядчиком.
Шакиров также рассказал подробности, связанные с «недостаточной отчетностью» при строительстве – поскольку возведение школы предполагалось завершить в максимально сжатые сроки, ее строительство и проектирование шло параллельно, без предварительной подготовки проектно-сметной документации.
Контракт на строительство с ОсОО «Альто Групп» позже был расторгнут, но, как пояснил, Памир Умурзаков, это вновь не имело отношения к мэрии. По словам свидетеля,
угрозы расторгнуть договор и вымогательство взятки за возможность продолжать сотрудничество исходили от TBEA, распоряжавшейся бюджетом строительства.
В качестве свидетелей также были допрошены бывший директор департамента по инвестициям и капремонту объектов образования Шайбек Атамбеков и бывший руководитель отдела инфраструктуры и государственных закупок Минобразования Бакыт Кадыркулов. Ведомства, в которых занимали должности эти чиновники, проектом строительства школы не занимались, так что добавить обоим было нечего.
И вот тут начинается самое интересное – а именно, поиск потерпевших. По версии обвинения, это Министерство образования и мэрия Бишкека. Минобр на суде представлял ведущий специалист управления правового обеспечения и кадровой работы Дуйшен Акимжанов. Следствие определило Акимжанова пострадавшим по делу, причем, почему-то, как физическое лицо. В ходе допроса выяснилось, что Акимжанов занимает свой пост с 2017 года и о строительстве школы ничего существенного сообщить не может.
С «потерпевшей» мэрией дело оказалось не лучше. Вызванная для допроса юрист столичного муниципалитета Анара Турумбекова не смогла ответить, какой именно ущерб нанесен муниципалитету, какова балансовая стоимость школы, и есть ли какие-то документы, подтверждающие, что стоимость строительства была завышена. Стоит также отметить, что мэрия самостоятельно не обращалась в следственные органы с заявлением о нанесении ей ущерба в связи со строительством школы в «Калыс-Ордо».
Если резюмировать коротко, к сегодняшнему дню все показания свидетелей, которые действительно вносят ясность в дело, подтверждают версию защиты. Однако на суд продолжают вызывать в качестве свидетелей бывших и действующих чиновников, не имеющих никакого отношения к строительству школы в «Калыс-Ордо», хотя их допросы ничего не дают, а только затягивают процесс. Нет никаких доказательств того, что Министерство образования и столичная мэрия являются в этом деле потерпевшими. Ни у самих ведомств, ни у следствия. Других потерпевших в эпизоде со школой нет.
Вопрос, за что в таком случае судят Кубанычбека Кулматова, по-прежнему остается без ответа.
Карина Тен
: 0