Либерализм как политическая парадигма не признает ведущую роль национального государства в общественно–политической жизни наций. В экономике роль государства низводится до роли «ночного сторожа», а в политике – права главы государства минимизируется до роли «английской королевы». Либерализм считает, что национальное государство постепенно умрет, его заменят институты глобализма.
Эта по сути сатанинская идеология позволила небольшой кучке западных государств, особенно англосаксонских, во главе США сплошь и рядом крушить государственные суверенитеты, завоевывать и грабить на протяжении веков целые континенты, устанавливать колониальную систему, создавать международный империализм.
Однако, сегодня мир круто меняется. Заканчивается пятисотлетнее доминирование Запада. Рушится так называемый либеральный мировой порядок, идёт процесс ренационализации, то есть возрождаются и восстанавливают силы национальные государства.
Благодаря горбачевской перестройке кыргызы впервые за прошедшие две с половиной тысячи лет обрели реальный национально– государственный суверенитет, признанный мировым сообществом и закрепленный документами ООН.
Но вскоре катастрофический распад СССР обернулся для молодого нашего государства тяжелейшими последствиями.
На руинах разрушенной сверхдержавы началась свистопляска дикого капитализма и «принудительной демократизации» под жёстким контролем Вашингтонского обкома. Многострадальный Кыргызстан, пожалуй, более всех соседей в постсоветском пространстве пострадал от этой демократизации. Где это видано и слыхано, что какое-то государство за считанные годы изгнало двух своих президентов за казнокрадство и семейно–клановое правление, пережило две «цветные революции» и два кровопролитных гражданских конфликта, поменяло более 30 премьер–министров, бессчётное число министров и глав местных администраций.
Демократия лишь один из способов управления, так же как монархия, автократия и т.д. Она приходит и уходит, а государство остается в разных формах, исходя из специфики каждой страны и менталитета его народа. Кыргызы – одна из древнейших наций Евразии, имеющая свои традиции государственности, что были потеряны более чем две тысячи лет назад. Но и Советский Союз для кыргызов не был какой–то «черной дырой», а колыбелью, пусть во многом формальной, его социалистической государственности, обретенной им благодаря Ленину и русской Октябрьской революции. Так что базовыми ценностями кыргызского государства являются, прежде всего, государственный суверенитет и безопасность, а демократия и все остальное вторичны. Ведь не случайно, через океаноподобный эпос «Манас» красной нитью проходит идея национальной государственности и необходимости сберечь её как зеницу ока.
Когда Веймарский парламент привел к власти Гитлера, Эйнштейн изрек: «У Европы ампутировали головной мозг». Нечто подобное произошло с мозгами и кыргызских революционеров в дни апрельских событий 2010 года. Безусловно, эти события в позитивном, сакральном смысле называются революцией только потому, что ценой безвинной крови нашей молодежи свергнут ненавистный режим Бакиева.
Но в правовом политическом поле свершился тогда антиконституционный государственный переворот. Растоптана действующая Конституция, распущен действующий парламент. Из сундуков истории вытащили затхлый скелет навсегда опозорившего себя Российского буржуазного Временного правительства Керенского и подражая ему (О, боже!) начали издавать «Декреты». Текебаев и Ко расписали сугубо под себя Конституцию якобы парламентской республики, что через 6 лет взорвалась неслыханной трагикомедией Атамбаева.
Громко и горделиво провозгласили парламентскую систему правления, но никуда не делся по–старому всенародно избранный президент. Он не отвечал не только перед этим парламентом, но и перед народом и Богом. Имея в парламенте свою карманную партию Атамбаев установил однопартийную диктатуру. Уму не постижимо, даже глава айыл окмоту назначался по решению СДПК, а личный водитель президента фактически стал вторым человеком в государстве. Это примерно то же самое, что небезызвестный Римский диктатор Калигула присвоил своему коню звание сенатора. Разгулялась олигархически – компрадорская вольница. Коррупция обрела невиданный размах, начались политические репрессии.
Когда президент Чили Сальвадор Альенде в прошлом веке, сидя в своем кабинете, закутавшись в государственный флаг, получил фашистскую пулю Пиночета, весь прогрессивный мир чтил и чтит память этого мужественного и благородного человека. Мы, кыргызы, можем ли без величайшего угрызения совести и стыда, без самоунижения и оскорбления смотреть в глаза этого Мира после того, как экс–президент Атамбаев собственноручно открыл огонь против своего же бойца? Кстати, в те апрельские дни тот же Путин сказал: «Парламентаризм для Кыргызстана катастрофа». Какие были пророческие слова...
Народ устал от этих нескончаемых политических потрясений, люди от мала до велика требуют мира и стабильности в обществе, жаждут радикальных преобразований в действующей политической системе. Выскажу некоторые свои соображения на этот счет.
Парламентская система власти не подходит для нашей страны по определению. Еще в легендарном парламенте после долгих дебатов и нешуточной борьбы нашему новому государству дали название «Кыргызская Республика». Ибо только в республике всенародно избирается глава государства, а законодательная власть принадлежит парламенту, который должен заниматься сугубо законодательством, а также контролем за распределением и использования бюджета. Не более того.
Президент–федералист США Дж. Мэдисон 100 лет назад писал еще более убедительно: «наибольшая сила Америки заключалась в том, что страна была республикой, а не демократией в чистом виде». То есть классическая республика и парламентаризм несовместимы.
В то время как каждый отдельный депутат является представителем лишь той или другой партии или социальной группы, президент является избранником нации, и его выборы - крупный козырь, пускаемый в ход суверенным народом на определенный срок.
Выборный парламент связан с нацией метафизически, выборный же президент связан с ней лично. В президенте национальный дух проявляется во плоти. По сравнению с парламентом президент является носителем своего рода божественного права: он – правитель народной милостью. Вот почему народы Востока и кыргызы в том числе с большим пиететом относятся к первому лицу в государстве, не важно, является он Ханом, Генсеком или Президентом. Несмотря на качества личности, на объем его полномочий сам статус имеет сакральное значение.
Исходя из этого, мы в легендарном парламенте за основу нашей государственной структуры взяли французскую полупрезидентскую республику. Правление президента де Голля было явно авторитарным, но оно удивительно тонко гармонировало с классическими демократическими институтами, особенно со своим парламентом.
1. Словом, как не крути, преобразования политической системы необходимо начать с восстановления и усиления авторитета президентской власти. Скажут, вот опять Сааданбеков ратует за авторитаризм, за «сильную руку», мы, мол, по горло сыты предыдущими авторитарными президентами и поэтому недопустимо повторение таких случаев. Давайте, здесь прислушаемся к кыргызской поговорке: «Чапкан чайын көз чыкпайт» (разве, каждый раз, когда хлестнешь, глаз вытекает). «Стоит ли нам уподобиться тем, кто, обжегшись на молоке, дует на воду?
Между тем в мире усиливаются авторитарные тенденции. Разве Трамп в Америке не само торжество современного авторитаризма? В самой что ни на есть либеральной Германии, Ангела Меркель четвертый раз избирается премьер–министром вместо двух конституционных сроков. Если это либеральная демократия, то, что такое авторитаризм? Авторитаризма и демократии в чистом виде не бывает. Они - сиамские близнецы. Успеха и развития ныне добиваются те государства, которые используют их в оптимальном соотношении. Это такие государства как Индия, ЮАР, Россия, Казахстан, которые в мире называют нелиберальными демократиями. Они составляют более 90% государств мира. Чего же мы бежим впереди паровоза?
2. Как многие политики предлагают, президенту Кыргызстана нет никакой нужды в фактическом объединении своего поста и поста главы правительства, ибо это чрезвычайно сузило бы его возможности и для политического, и для кадрового маневров. Президент должен стать верховным арбитром над тремя ветвями власти, чтобы жёстко контролировать справедливое соотношение и взаимодействие сдержек и противовесов.
3. Учитывая горький опыт Атамбаева, отныне главам государстве абсолютно нецелесообразно участие в партстроительстве путем создания «партии власти» типа СДПК. Непосредственная включенность президента в «партию власти» чревата возникновением лишних и не нужные президенту обязательств перед различными представителями правящего класса, лоббистских и клановых групп. К тому же во всем мире традиционные классические партии деградируют, отходят на задний план, выдвигаются вперед такие общественные движения как Отечественный фронт в России, Национальный фронт Ле Пена во Франции, «Брексит» Фарадже в Англии и т.д.
4. Неприемлем для Кыргызстана и 6-летний срок пребывания президента у власти. Это созданный «вождями» апрельских событий под себя срок временщика. По словарю В.Даля «временщик – человек случайный, нечаянно достигший почестей и знатности». Отсюда и проистекает его стремление любой ценой продержаться у власти, успеть реализовать свои узкокорыстные цели. К примеру, тот же Атамбаев с самого начала знал свои способности, знал, что ему не справиться столь многосложными задачами. Поэтому он приучил себя, не гнушаясь ни с чем, использовать ложь и насилие в управлении обществом, спешил поставить своих марионеток на посты президента и премьер–министра и за их спинами править государством.
Необходимо вернуть для президента 5-летний срок - в два раза. Лишь такая 10-летняя перспектива дает возможность избранному президенту основательно продумать свою геостратегию и геополитику.
5. Было бы большой ошибкой провести парламентские выборы в 2020 году по действующей избирательной системе. У нас так и не сложились партии как структуры, обеспечивающие общенациональную вертикальную интеграцию общества. Ныне депутатское место продается и покупается. Покупают мандаты олигархи, богачи и их ставленники. Во спасение лица партии сюда допускаются отдельные видные, талантливые люди, но они единицы и погоду не делают. Партии и их лидеры, прошедшие в Жогорку Кенеш, грызутся между собой за отдельные куски власти и собственности, пилят без того тощий бюджет, а общенациональные интересы им, как говорится, до лампочки.
Необходимо безотлагательно ввести смешанную пропорциональную–мажоритарную избирательную систему в парламент. Ну, скажем, партиям - 60 мест, а на другие 60 депутаты избираются мажоритарно. Каждый кандидат должен пройти в парламент через реальный бюллетень, через голосование избирателей.
Словом, действующая Конституция, построенная на фундаменте, омытом кровью десятков наших сыновей, и созданная путем грубых, уголовно наказуемых конституционных нарушений, должна подвергнуться радикальной реконструкции. Для этого необходимо провести всенародный референдум до нового 2020 года. Это стало бы поистине историческим шагом, который может осуществиться только волей главы государства.
Ж.Сааданбеков
Общественный деятель
: 0