Установлена группа агентов и штатных сотрудников ЦРУ, готовивших мятеж в Киргизии. Они причастны к провоцированию столкновений, в которых пострадали не менее 100 человек и погиб один из офицеров спецназа.
Мы публикуем собранные в ходе журналистского расследования фамилии, установочные данные и адреса. Просим считать этот материал обращением в компетентные органы республики.
Отправной точкой стала информация о визите в Бишкек в мае этого года сотрудников «The Nationa lEndowment For Democracy» (NED), американского правительственного фонда. Речь о неких Джозефе Белле и Спаске Гатзинске, отвечающих за государства постсоветского пространства в своей структуре.
У нас есть основания полагать, что их работа в NED является лишь прикрытием для сотрудничества с ЦРУ. Гатзинска — штатный сотрудник с начала 2000-х, имеет опыт работы в Сербии и Молдавии, где участвовала в подготовке цветных революций.
Белл начал карьеру в разведке в 2011-м и несколько лет работал под прикрытием НПO в государствах Центральной Азии. Целью их визита в Киргизию, как мы полагаем, было создание условий для свержения действующей власти.
Бишкекские встречи
В период своего пребывания в Бишкеке с 6 по 12 мая 2019 года американские агенты встречались с рядом политиков и руководителей местных НПO. Среди них были Адиль Турдукулов, ныне глава оппозиционного крыла партии
СДПК, экс-депутат
Равшан Жээнбеков(однофамилец действующего президента), адвокат
Нурбек Токтакунов, прошлое которых весьма любопытно.
Турдукулов входит в оппозиционное крыло
СДПК, возглавляемое бывшим президентом Атамбаевым, который перешел в оппозицию и возглавил беспорядки 7-8 августа, завершившиеся многочисленными жертвами.
Р. Жээнбекoв лично присутствовал в селении Кой-Таш в ходе столкновений с полицией сторонников Атамбаева и даже участвовал в переговорах с властями. В беседе с американскими разведчиками он говорил, что хочет стать премьер-министром после победы.
Как показало наше расследование, Турдукулов и Жээнбеков уже проходили по делу о подготовке беспорядков в Киргизии в 2014 году. Вместе с группой других прозападных оппозиционных политиков они договаривались организовать в 2015-м беспорядки в Бишкеке, Таласе и Оше с целью сместить власть и добиться выхода страны из ЕAЭС и OДКБ.
Замысел сорвался из-за того, что был раскрыт властями до реализации, и участники предпочли отказаться от задуманного, а заодно списать выделенные на работу деньги.
Кстати, о деньгах. В ходе подготовки беспорядков участники заговора встречались с представителями США. Предшественницей Гатзинска на посту в NED была Мириам Ланскии, руководителем политико-экономического отдела посольства США в КР — Джеймс Моррис.
По нашим данным, Моррис исполнял обязанности резидента ЦРУ в Бишкеке под дипломатическим прикрытием, а после скандала с провалившимся переворотом в 2015-м был переведен в Тбилиси.
Среди его контактов также адвокат Токтакунов. В распоряжении СМИ попала скандальная запись их встречи в июне 2015 года, где адвокат-«правозащитник» отчитывался Моррису о проведении оппозиционной акции на городской площади.
Однако скандал не получил уголовного продолжения, так как у Морриса была неприкосновенность, а Токтакунов запасся справкой о психической болезни за месяц до этих событий.
Турдукулов, Жээнбеков и Токтакунов — испытанная агентура США. В частности, Р. Жээнбeков еще в 2013 году на деньги того же NED посетил Киев и участвовал в беспорядках на Майдане Незалежности.
В Киеве его принимала группировка «Удар», среди лидеров которой был гей-журналист Портников, о связях которого с беспорядками в Казахстане мы уже рассказывали.
В 2014 году его помощники провели переговоры с украинским «Правым сектором»* об отправке в Киргизию инструкторов для подготовки будущих участников протеста по проблемам противостояния с полицией, созданию баррикад, тактике уличных боев.
В 2019 году он примкнул к сторонникам Атамбаева, которого сам хотел свергнуть 4 года назад, после чего действия оппозиции быстро ожесточились, что привело к «осаде» дома бывшего президента в Кой-Таше.
В ночь с 7 на 8 августа Жээнбеков озвучивал для полиции и прессы требования оппозиционеров, удерживавших в заложниках 6 бойцов киргизской «Альфы». Но теперь проходит по делу лишь свидетелем.
Токтакунов же, например, является адвокатом бывшего киргизского премьера
Сапара Исакова, одного из самых высокопоставленных американских агентов в истории республики.
Еще в 2009-м, будучи сотрудником аппарата президента Бакиева, он передавал информацию о российско-киргизских отношениях послу США Татиане Гфеллер и значился в посольской документации «строго охраняемым источником». Новый президент арестовал его по делу о коррупции, но США не забывают Исакова.
В ходе майских встреч 2019-го Турдукулов, Жээнбеков и Токтакунов получали от Гатзински задачи, направленные на укрепление проамериканской оппозиции в Киргизии. В частности, представители ЦРУ требовали консолидации сил прозападных НПo в республике, создание единого оппозиционного фронта, консолидации киргизов-северян против президента-южанина
Сооронбая Жээнбекова.
В течение двух месяцев после инструктажа противостояние бывшего и действующего президентов крайне ожесточилось, что в конечном итоге вылилось в мятеж 7-8 августа. Властям чудом удалось удержать ситуацию под контролем, но не избежать жертв.
ЗаявлениеВ связи с изложенными в статье фактами просим компетентные органы Киргизии проверить на причастность к беспорядкам 7-8 августа 2019 года сеть агентов ЦРУ, созданную в 2013-2015 гг. сотрудником посольства США Моррисом, получавшим политические указания от кураторов американской разведки Белла и Гатзинска.
Мы считаем, что данные лица несут ответственность за провоцирование беспорядков и гибель бойца подразделения «Альфа» Усена Ниязбекова. Кроме того, содеянное — грубое вмешательство правительственных структур США во внутренние дела стран СНГ.
В целях облегчения расследования властей мы приводим установочную информацию на основных фигурантов. Учитывая секретность персональных данных сотрудников спецслужб США, мы собрали их через доступные записи о родственниках в публичных базах данных.
Спаска Гатзинска (Spaska V. Gatzinska), 1981 г. р. Прикрытие: региональный директор NED по делам Евразии. Сотрудничает с ЦРУ с 2000-х гг. Не замужем. Проживает: CarrollStreet 255, Apartment 357, Washington D.C., 20012–2082. Может также находиться по адресу: 42Street, 320 E, New York City 10017–5962 (дом на имя родителей).
Джеймс Майкл Моррис (James Michael Morris). Биографических данных нет. Работает под прикрытием Государственного департамента. Женат (супруга Кристин Робертс), двое детей. Проживает по адресу: Reservoirroad 4640, Washington D.C. 20007–1917.
Джозеф «Джефф» Белл (Joseph «Jeff» Bell), около 1990 г. р. Работает на ЦРУ с 2011 года. Прикрытие: «Фонд Новая Евразия» и NED. Данных о семейном положении и адреса нет. Предположительно, уроженец Вирджинии.
Равшан Бабырбекович Жээнбеков, 1970 г. р. Первый контакт со спецслужбами США — в 1997-м. Участник подготовки беспорядков в 2014, 2016 и 2019 гг. в Бишкеке, а также участник Евромайдана на Украине.
Адиль Ильясович Турдукулов, 1981 г. р., разведен. Первый контакт со спецслужбами США — в 2003-м. Участник заговора 2014 г. Работает в СДПK и по линии НПO как сборщик информации и агент влияния.
Нурбек Акбарович Токтакунов, 1970 г. р. Первый контакт со спецслужбами США — не позднее 1998-го. Агент влияния и ответственный за юридическое обеспечение работы. В 2015-м оформил справку о нарушениях психики.
Источник - Русская весна