Будущее Кыргызстана. Оно манит и пугает. Трагические события 7 и 8 августа уже свершились. Их можно интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было не изменишь. А будущее никем не запрограммировано. Оно - открытая страница, истекшие годы, дела нынешние создают лишь те рамки, в которых новые поколения впишут свои строки. Как узнать, что нас ждет? Как заглянуть за пелену времени? Это вопрос, который вечно мучил и мучает нас. В арсенале человеческого духа накоплено немало способов предсказания будущего.
Современные отечественные социологи используют такие приемы как «инерционный анализ», связанный с экстраполяцией наличных устойчивых тенденций на обозримое будущее. Используется также социологический прием «трендового анализа», т. е. построение на базе фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции (тренда). На этой основе строится «сценарный подход», определяется веер возможностей, перебираются варианты грядущего. Они отстраиваются по принципу: как пойдет развитие при сохранении «таких-то» обстоятельств или как оно пойдет при возникновении новых факторов, наконец, предлагаются «проектные концепции», формирующие представление о том, что и как надо людям делать, чтобы добиться желаемых целей. Проводится «экспериментальный мониторинг», т.е. процедуры отслеживания динамики происходящих изменений, зондаж быстро изменяющихся социально-политических ситуаций. Есть и немало других «техник» заглядывания в то, что еще не наступило, что еще грядет.
Разумеется, при размышлениях о видении будущего кыргызской государственности следует помнить, что они всегда опираются на ту или иную концепцию исторического процесса, его полной заданности («провиденциализм») или абсолютной открытости, или того или иного сочетания необходимости и свободы в исторических актах.
Так, весьма распространены утверждения о том, что будущее непредсказуемо. Нам, де, неведом замысел вседержителя, утверждают богословы. Невозможно предугадать напор жизненного потока, заявляют социологи. Нестабильный Кыргызстан не дает оснований для сколько-нибудь обоснованных и точных предвидений - уверяют наши философы.
Все же согласиться с этим безоговорочно нельзя. Разумеется, вся конкретная вязь фактов, взлетов и падений властителей и государств, рождение гениев и смерть тиранов в своей уникальности явно непредсказуемы. Онтологическая неопределенность, стохастика исторического бытия не позволяет фиксировать будущее страны с ориентацией на хорошо отрегулированное расписание поездов. За такое дело остерегалась браться даже бабушка Ванга. Многие историки нашего времени скептически оценивали возможность перспективного обзора истории. Будущее еще на обладает бытием, и именно это обстоятельство накладывает на нас огромную ответственность, так как мы, именно мы - можем влиять на будущее.
Никакая философия истории не способна предвидеть будущее. Мы просто не знаем и знать не можем, как повернутся события.
Однако есть и иные подходы. В свое время великий русский писатель Лев Толстой, размышляя над историей, полагал, что люди не столько творят историю, сколько смахивают на ребенка, дергающего шнурок в карете и воображающего себя кучером. История свершается не на уровне наших суетливых телодвижений, а развертывается медленно и неуклонно в потаенных глубинах бытия.
Если это так, то бесполезно исчислять пути в будущее, облик его можно лишь угадать, постигнуть в откровении, обнаружить в прозрении, неподвластном сухой непоследованной логике депутатов Жогорку Кенеша.
Если в движении и смене политических элит нет «ритмов», «тенденций», «циклов» - вообще какой-либо объективной логики - то и рисовать образы грядущего Кыргызстана - дело безнадежное.
С огорчением убеждаешься, что непредвиденного, не угаданного, не предсказанного больше, чем того, что оправдалось, сбылось. В наших руках нет магического жезла, позволяющего видеть сквозь пелену времени. Мы убеждаемся в том, что подчас падает то, что, по нашему разумению, должно было расти, и растет то, что, казалось бы, обязано падать.
Возникли сомнения в оправданности идеи неуклонного общественного прогресса. Остро выявилось, что развитие регионов отнюдь не фронтальный процесс. Победы на одних участках оборачиваются изъянами и провалами на других. У нас есть природные ресурсы, но кыргызское общество не родило еще нового Искака Разакова или Султана Ибраимова. Люди стали информированнее, но стали ли моральнее, благороднее, милосерднее? Как мы уже говорили, происходит сближение всех этносов, более сплоченнее становится кыргызское общество, его единство нарастает. Но вместе с тем гальванизируются давние страхи прошедших двух революций, а также конфликты, замешанные на этнических предрассудках.
Так что же, может надо отказаться от попыток заглянуть вперед? И пусть новоявленные религиозные пророки, гадалки, толкователи снов в социальных сетях сообщают нам о том, «что будет, чем сердце успокоится». Наверное, такая позиция недостойна человека. В наши дни нельзя закрыть глаза на стремительно подступающее грядущее. Нельзя подобно страусу зарыть голову в песок. Нельзя жить по принципу Швейка любимого литературного героя бывшего президента Атамбаева «будь, что будет, как-нибудь да будет, никогда не было, чтобы чего-нибудь не было».
Медлить нельзя, надо удержать надежду. Ритмика новейшей истории Кыргызстана динамично меняется, смена поколений машин обгоняет смену поколений людей. Смещаются и модифицируются привычные обыденные примитивные представления. Резкими прыжками меняется мода. И не только на костюмы, но и молодежной субкультуры, склонной к криминалу и
прославляющей воровскую романтику.
Наряду с новациями типа постмодернизма из прошлого всплывают и гальванизируются кондовые, глубинные идеи традиционализма. Радикальная динамика жизни встречает сопротивление со стороны консервативных глубинных токов жизненного процесса. Низвергаются старые идолы и поспешно лепятся новые. Все это порождает тревогу, страх перед нашим будущим. Мы, живущие сейчас в Кыргызстане, с пронзительной остротой сталкиваемся с коллизиями истории, противоречиями бытия. На общее состояние человеческого мира накладывается наша отечественная конкретно-историческая ситуация. Это не прибавляет нам эйфории, не умножает радости.
Однако не следует включаться жалобными подголосками в хор, исполняющий реквием цивилизации. Надо думать, что мудрость не оставила каждого нас, и народу Кыргызстана трезвой ясности ума не занимать. Нужна спокойная выдержка, холодное раздумье погашенный пыл для того, чтобы поставить диагноз современности и обоснованный прогноз обозримому завтра. Проще простого произнести грустно стало господа, махнуть рукой и с тупой обреченностью ждать того, что свершится.
Несомненно, что легче всего предсказывать промахи и срывы. Социологи говорят, что хороший прогноз - это мрачный прогноз. Предсказывай же мор, и град, и спор и раздор и не ошибешься. К началу XXI в. в наборе видения перспектив все больше нарастали минорные ноты, пессимистические сценарии брали верх над бравурно оптимистическими.
Вибрирует и содрогается Кыргызстан на физической карте мира, идет нервирующий поток событий, неожиданных человеческих поступков. Мы вписаны в эту новейшую историю, действуем внутри нее, выступая как воздействующие на ее ход и как испытывающие влияние ее движения.
Что же делать? Уповать на фатализм истории, или на провидение, на то, что «Парки вьют свою нить по собственному плану?» Ждать реализации тонкого замысла творца? Или же с волюнтаристской, безрассудной отвагой произвольно кроить и ломать ход истории? Или бросаться как предыдущие кыргызские президенты от утопии к утопии, от одного жесткого социального эксперимента к другому еще более жесткому? При оценке «механизма» исторических свершений представляется, что ближе к подлинному пониманию диалектики истории хрестоматийный тезис о людях как актерах и авторах жизненной драмы. Да, мы «актеры», ибо действуем в заданных обстоятельствах, созданных не нами, по сценарию традиции и преемственности.
Но мы и «авторы», ибо перед нами веер возможностей и только от нас зависит следующий шаг, мы свободны в его выборе. Дело сделано и его не переделаешь, как гласит турецкая пословица в ситуации, когда рубят голову не тому, кому надо. Рубикон перейден, выбор сделан, назад пути нет.
Конечно, прошлое великая ценность. Как выразился Жусуп Баласагын - колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным. Оно ценно. Но оно и въелось в нас. Рефлектируя над истекшим, вглядываясь в актуальные события, мы можем видеть их возможное развитие, вероятность исхода наших намерений. Противоречивая связка тезисов: «нет ничего нового под луной», и «перед нами открытое поле неизведанного»
определяет деятельность социолога, его находки и потери.
Войдя в новое тысячелетие, суверенный Кыргызстан сталкивается с глобальным вызовом. Сообщество Кыргызстана, его настоящая интеллектуальная элита и правящие лидеры стремятся осознать этот вызов. Угрозы от Кыргызстана могут быть отведены при одном условии — собранной энергией миллионов, - как говорится, приходит только та заря, к которой мы пробудились сами в августе 1991 года.
Многие сейчас начинают понимать, что тенденции конфронтации севера и юга страны таят в себе потенциальные возможности национальной катастрофы, потери кыргызской государственности. И эти возможности помножены на противостояние глобализма и регионализма, всечеловеческого и партикулярного, общественного и личного, универсализма и самобытности, пафоса и безразличия. Именно эти коллизии пронизывают современную политику кыргызского государства. Они могут быть блокированы, оттеснены, сведены на нет. Но они же могут порождать и умножать те деструкции, которые углубляют кризис кыргызской государственности.
Этого в полном объеме еще никто не знает. И главная цель социологов состоит ныне в том, чтобы дать анализ альтернатив деятельности, хода и исхода трагических событий. Видимо, необходимое условие выхода Кыргызстана из кризисной ситуации - это отстраивание свежих, новых будоражащих идеалов, подъем массового пафоса, отвергающего упадок и уныние. Не случайно кыргызы считают уныние одним их тяжких грехов.
Будущее всегда оценивается двояко: в нем есть страхи, но есть и надежды. Печально-пессимистические и бравурно-оптимистические оценки всегда соседствуют. Сейчас сформулированы концепции «устойчивого развития», то, что президент страны Сооронбай Жээнбеков при посещении Евросоюза назвал стратегией человечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии и идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые кыргызстанцы должны предпринять для обеспечения и сопряженного развития человека и природы. Биосфера Кыргызстана уже пришла в неравновесное состояние и эта ее нестабильность все более и более усугубляется. Уже ясно, что всем нам придется (хочется того или нет) оптимизировать свои потребительские аппетиты. И в первую очередь чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит. Нравится это благоденствующим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя в Кыргызстане не будет. Как восстановить паритет общества и биосферы то что происходит в Кызыл-Омпол и Солтон-Сары? Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, дабы гармонизировать их в целостном единстве? И как, наконец, утвердить мир и спокойствие в Кыргызстане. Как умерить или вовсе снять социальную напряженность?
Но что же все-таки будет впереди? Разумеется, все изгибы будущего страны никакие пророки, провидицы, предсказатели фиксировать не могут. Будущее в его полноте нам не дано. Оно - веер возможностей, потенция. Завтра создается нами сегодня. Однако некоторые тенденции можно нащупать. Построение сценариев стабильного развития кыргызского общества - дело хотя и шаткое, но отнюдь небезнадежное. Известно, что в начале XX в. никакие прогнозисты не предсказали успеха в ракетостроении или кардинального изменения политической карты мира. Никто не предвидел ни сетей Интернета, ни паутины газопроводов. Не было обоснованных предсказаний о тоталитарных диктатурах или распаде империй. Но это же все произошло. И посему, говоря о будущем Кыргызстана, мы можем усмотреть в нем лишь нечто, а отнюдь не все. Что же просматривается в его обозримом будущем?
Первое - это упрочение складывающихся всеохватывающих глобальных связей и отношений. Не надо проявлять наивность. Человечество ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем вряд ли превратится в однородную массу с неким «мировым правительством» во главе. Президент России Владимир Путин выразил надежду, «что Запад и США перестанут строить новую политику с позиции силы, избавятся от амбиций, от стремления установить «мировую казарму», расставить всех по ранжиру, навязать единые правила поведения в жизни общества» США упорно цепляются за однополярную модель мироустройства. Это неприемлемо. Ни один этнос, ни одна культура, ни одно государство не склонны отказаться от своей истории, национальных традиций, суверенности, самобытности. Многоликость, различие пестрота — залог цветения Кыргызстана.
Всеобщая тотальная унификация была бы гибельной для кыргызского общества. Однако несмотря на уникальные черты, присущие и каждой личности, и любому сообществу, а скорее всего, благодаря им, доминантной установкой должна стать линия на сплочение. Именно об этом пишет Владимир Путин: «Народы и страны все громче заявляют о решимости самим определять свою судьбу, сохранять свою цивилизованную и культурную идентичность, что вступает в противоречие с попытками США сохранить доминирование в военной сфере, в политике, финансах, экономике и идеологии. Пора признать право друг другу быть разными, право каждой страны строить свою жизнь по собственному усмотрению, а не под чью-то навязчивую диктовку». Для того чтобы кыргызстанцы достойно действовали в XXI в., необходимо объединяющее знамя, приемлемая для всех национальная идея. Именно она могла бы собрать всех несмотря на сохраняющиеся неустранимые различия, сложившиеся в течение длительного времени.
Разные цветы могут быть в одном букете, неповторимые блики могут дать одну картину. Без регионального многообразия не может быть и подлинного единства Кыргызстана. Какая же идея могла быть призывной и манящей для всех й каждого? Что может, побудить к желаемому глобальному синтезу страны?
К сожалению, такого рода идея рельефно и впечатляюще еще не сформулирована. Теоретики и практики, предприниматели, социологи и фантасты еще не пришли к согласию, как ее очертить. Разные есть предложения. Одни говорят о глобальном гуманизме, другие - о ноосферном миропонимании. Выдвигаются гипотезы «устойчивого общества» или «цивилизма» - общество с гражданской собственностью. Развиваются идеи «открытого общества» и «нового социализма». Толкуют о наступлении постиндустриализма, особенно информационной цивилизации.
Сторонники традиционализма призывают вспомнить искомые принципы сакрального мировосприятия. Фанатичные люди в окружении Атамбаева полагали, что объединение страны возможно на основе только и только их воззрений. Единству страны и примирению президентов явно противостояли реваншисты всех мастей как в окружении Жээнбекова, так и Атамбаева. Но несмотря на все это, вопреки любым противодействиям, с остановками и отступлениями, сложно и коллизионно, идет процесс складывания единства многоликого Кыргызстана.
Новый, свежий, привлекательный облик Кыргызстана еще только возникает, его очертания расплывчаты и трудноуловимы. Он мог бы вобрать в себя многое, что накоплено в гуманистике и естествознаний, в мировых религиях и взлетах вольнодумцев, в западной цивилизации и на том среднеазиатском востоке, о котором говорят, что он, де, дело тонкое. И, конечно, наш Кыргызстан с ее противоречивым и выразительным историческим опытом могла бы внести свой достойный вклад в эти свершения. Все, что создано в истекших веках, и в наши дни независимости и суверенитета может быть просеяно, оценено, отобрано для того, чтобы вылепить, высечь, отстроить, отшлифовать такой идеал мирной жизни.
И к судьбам всего мира, и к грядущему нашей страны применимы три направления видения будущего. Они не сугубо конкретны, а обозначают лишь основные векторы движения. Схематично они таковы: глубоко пессимистические, радужно оптимистические и трезво реалистические сценарии. С пессимизмом вроде бы все достаточно ясно. По мнению его сторонников, человечество и Кыргызстан ждет гибель, развал, распад, деструкция.
Разудалые оптимисты полагают, что все само собой благополучно разрешится. Как пишет в социальных сетях отечественный политолог, конфликтолог Эдиль Осмонбеков: «Политического кризиса в стране нет». Такой подход сродни смыслу древнекитайского афоризма: «Сядь на берегу реки, спокойно жди, и мимо тебя проплывет труп твоего врага». Как говорится, кто бы возражал. К сожалению, современная ситуация, в которой находятся мир и наша страна, не может быть разрешена путем благодушных упований. Восточный принцип при всей его привлекательности (не действуй, а старайся вписаться в природные процессы), к нам неприменим. Еще раз скажем: ни мир, ни наша страна не обречены. Трезвый, осмысленный взгляд на сценарии будущих свершений, как сказал президент России Владимир Путин требует разумных действий, просчитанных шагов, могучей воли, предельной собранности всех и вся вокруг действующего президента Сооронбая Жээнбекова.
Для Кыргызстана верный взгляд в обозримое будущее особенно значим.
Чтобы найти свое место в стремительно изменяющейся человеческой вселенной, нам надо выйти из экономического кризиса, утвердить политическую стабильность, развеять демографические сумерки, обеспечивать целостность страны и духовное единение кыргызского народа. Определяя свое место в мире, Кыргызстан не может идти по пути слепого копирования ни Запада, ни Востока. Наша политика самодостаточна. Она открыта любым ветрам, но не поступится своеобычностью. Мы не хотели бы, чтобы эти ветры сбили нас с ног. Нам нельзя допустить забвения сложной и величественной отечественной истории.
Не претендуя на мессианство, понимая наше реальное место в современном мире кыргызстанцы уверены в том, что реальные возможности нового подъема будут использованы. Они надеются, что их Родина не откатится на задворки мира, не останется обмылком истории, тем пространством, на котором живут народы, демонстрирующие, как жить нельзя.
Заметим, что одни упования, даже вдохновенные, делу не помогут. Перед новым поколением кыргызстанцев, вступающих в новый век, стоят масштабные задачи. Боль и тревоги мира накладываются на нашу собственную ситуацию. Надо полагать, что уже в первой четверти нового века будут найдены эффективные пути выхода к новым горизонтам.
Еще раз скажем: ума, воли, энергии народам Кыргызстана не занимать. Все это должно быть активно использовано и дать надежный результат. Мудрецы и поэты, политики и социологи, экономисты и менеджеры, правители и рядовые из рядовых - все встают перед необходимостью разумного выбора. Надо предусмотреть возможные конфликты назревающие противоречия, появляющиеся препятствия. Нужна солидарность всех народов и всех социальных сил. Не исключена возможность появления нетрадиционных идеологий и небанальных подходов. Более того, это насущно необходимо. Все лучшие умы страны стоят перед глобальной задачей: практической реализации Национальной стратегии 20-40.
Полем открытых возможностей предстает вся глобальная ситуация. Налицо устремленность к складыванию единого Кыргызстана. Все чаще звучит призыв «действовать локально, мыслить глобально». Жизнь континентов, регионов, стран-государств сейчас соотносится с планетарной шкалой.
Мы глядим в лицо новой Цивилизации. Как и какой она сложится? Расцвет или упадок? Торжество разума или бездумная и безвольная гибель? Эти и подобные им вопросы требуют ответа. Их надо решать каждому их надо решать на уровне складывающегося планетарного интеллекта. Их предстоит решать не только одному национальному лидеру страны, но и тем, кто читает эти размышления для того, чтобы жил, выжил и победил единый Кыргызстан.
Ныне, как никогда в прошлом, ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших социально-экономических и кричащих политических проблем. Один из наших поэтов афористично сказал: «Или братские объятия, или братская могила», это так. Другой дороги нет. Все мы, кыргызстанцы, предупреждены. Выбор за нами. И особенно за новыми поколениями, вступающими сейчас в жизнь, землянами XXI столетия, И в это многотрудное время Отчизна - Кыргызстан, напряженно решая собственные сложнейшие жизненные задачи, вместе со всеми несет ответственность за настоящее и будущее своих граждан.
Ведь жизнь продолжается. История длится, набирает новый разбег. И народ Кыргызстана надеется, что идеи президента страны Сооронбая Жээнбекова на преодоление сложного политического кризиса помогут нам понять себя, мир, настоящее и будущее каждого и всех нас.
Качается Кыргызстан на карте,
Как лепесток цветка Айгуль
Красный, изогнуто-длинный
Огонь, раздуваемый ветром.
Качается Кыргызстан на карте,
С землею распаханной красной,
Как легкая красная лодка
На синей волне Иссык-Куля.
Качается Кыргызстан на карте,
Как песня седого Рыспая
С аккордеоном на красном ремне,
Как звуки высокие в горле.
Качается Кыргызстан на карте,
Блестя молодыми зубами,
Сверкая льдами, снегами,
Вдыхая хмельную свободу.
Качается Кыргызстан на карте,
Как драгметалл рудника Кумтор,
Насквозь освещенная солнцем,
К себе привлекая взгляды.
Качается Кыргызстан на карте,
Омытая кровью лучших,
Лучших из поколения,
Лучших из нации,
Лучших ее сынов.
Качается флагом свободы
На древке высоком правды
Маленькая,
Чарующая неистовостью
3емля!
Калыс Ишимканов
: 0