На днях лидер молодежного крыла партии «Республика – Ата-Журт» Азамат Баяманов выступил с заявлением о том, что молодые партийцы примут участие в митинге в поддержку Алмазбека Атамбаева, организованном его Народным штабом. Баяманов призвал соотечественников не оставаться в стороне от нынешних политических процессов и выразить свое осуждение действиям руководства страны.
Это лишь один из множества случаев последнего времени, когда отечественные политики, госслужащие, общественные деятели и эксперты публично поддерживают Атамбаева. Разбираемся, как вышло, что бывший глава государства стал символом недовольства действующей властью и требований кардинальных политических преобразований.
За последние пару недель в резиденции Алмазбека Атамбаева в Кой-Таше побывали такие люди, как экс-посол Кыргызстана в Малайзии и Южной Корее Кылычбек Султан, бывший председатель ГКНБ Абдиль Сегизбаев, экс-министр внутренних дел Улан Исраилов, бывший советник действующего президента Айбек Азыранкулов. Поддержали Атамбаева и депутат ЖК Мухтарбек Айнакулов, общественный деятель и политический эксперт Жыпар Жекшеев, известный религиозный деятель и экс-председатель Совета улемов Кыргызстана Абдышукур Нарматов.
Провластные источники информации преподносят происходящее в Кой-Таше как попытку Атамбаева выстроить вокруг себя «живой щит», заградиться людьми, чтобы избежать ответственности, которую с него собираются взыскать, лишив неприкосновенности. Но на деле такая версия событий далека от реальности.
Алмазбек Атамбаев действительно выступил катализатором взрыва общественного недовольства, которое зрело едва ли не с первых месяцев президентства Жээнбекова. Люди не увидели ни красноречиво обещанной еще на дебатах борьбы с коррупцией, вместо нее случились только политические посадки, ни экономических и социальных реформ, ни зрелой и сильной внешней политики. Вычистив со всех ответственных должностей ставленников Атамбаева власть посадила на должности собственных протеже, которые не смогли доказать свои хорошие управленческие навыки, зато зримо демонстрировали провластную ангажированность.
Показательна история с тем же Кылычбеком Султаном. Посол, сообщивший о проблемах внутри МИД и недопустимом поведении отечественных чиновников в загранкомандировках, сам лишился места и подвергся гонениям. В МИД вообще, не стесняясь, клеймили Сулатана за «вынесение сора из избы». Того же принципа до последнего времени придерживается и весь остальной кабмин. Правительство ни разу не признало объективно существующих в стране проблем и неэффективности своей работы.
Парламент, между тем, окончательно стал ареной сугубо для политических интриг и устранения неугодных власти. Депутаты раз за разом декларировали принцип собственной безответственности, прямо говоря о том, что Жогорку Кенеш не намерен отвечать за последствия своих решений, и охотно занимались поиском «крайних» за пределами стен ЖК. Ангажированность парламента тоже сложно было не заметить. Депутаты приняли отнюдь не блестящий годовой отчет премьер-министра по личной просьбе президента, начали публично защищать семью Матраимовых постольку, поскольку это делает сам глава страны, и, наконец, в рекордные сроки протащили поправки о снятии неприкосновенности с Атамбаева и состряпали против него обвинения.
Последний прецедент просто подбил итог длинной и разветвленной цепочке действий руководства страны, которыми и прежде-то никто не восхищался. Власть оказалась тотально глуха к чаяниям общества, будь то требование провести справедливое и беспристрастное расследование источников доходов Матраимовых, остановить судебный произвол в политически мотивированных уголовных делах против экс-чиновников эпохи Атамбаева, или даже просьбы никакого прямого отношения к большой политике не имеющие. С бедностью в регионах, падением экономики, ростом трудовой миграции и сокращением социальных выплат власти тоже все это время не очень-то боролись.
Травля Атамбаева, по сути всего лишь публично высказывающего то, что мог бы сказать любой рядовой кыргызстанец, и антиконституционное решение парламента о снятии с него неприкосновенности спровоцировали не только широкомасштабную негативную реакцию внутри гражданского общества. Но и саму общественность подтолкнули к тому, чтобы безо всяких указок извне автономно сформулировать главный принцип нынешней политической повестки: «Не за Атамбаева, а против действующей власти».
Отнюдь не бывший глава страны сейчас формирует вокруг себя карманную оппозицию и стягивает силы для защиты собственной персоны, в случае чего. А сами люди с уже сформулированной гражданской позицией по отношению к правящему режиму консолидируются в оппозиционное движение, центром которого стал Кой-Таш и фигура бывшего президента.
Для иллюстрации этого политического процесса достаточно привести слова того же Баяманова. Молодежное крыло «Республики – Ата-Журт» так обосновывает свое участие в митинге в Кой-Таше: «В стране полностью должна быть искоренена старая элита, страна нуждается в новых лицах, новых лидерах, способных вести народ вперед. Реформы в Кыргызстане могут осуществить только новые лидеры. Нам нужен наш Кыргызстан. Мы можем быть счастливы только в нашей стране, поэтому, молодежь, не будьте равнодушными, присоединяйтесь к нашим рядам».
Общество, уставшее от произвола рукаппарата, семейственности во власти, коррумпированности и безответственности госчиновников, требует кардинальных политических преобразований. А это требование гораздо шире и глобальней, чем то, какую угрозу видят для себя в Кой-Таше Жээнбеков
Карина Тен
: 0