Жесткая конкуренция между частными компаниям за крупные государственные тендеры существовала всегда. Сплетни, компроматы, кляузы и доносы, купленные эксперты, – в ход шло все. Особо острая борьба наблюдалась между китайскими компаниями, именно фирмы поднебесной реализовали все крупные инфраструктурные проекты последних 15 лет. Вторые «по боям без правил» - казахские компании. В отличие от Пекина, интерес казахских олигархов – это поставки угля, туризм и банковское дело. Остановимся подробнее на угле и на том, как его поставки в КР все больше стали обретать политический дурной запашок.
Во всем виноват Атамбаев?
25 июня генеральный прокурор Откурбек Джамшитов, отчитываясь в парламенте, заявил, что нашел основания подозревать экс-президента в незаконных поставках угля на ТЭЦ Бишкека. Он подержал выводы депутатской комиссии о том, что «Рассвет компани» и «Прогресс компани» были аффилированны с Атамбаевым. Основанием для выдвинутых депутатами обвинений стало мнение Расула Умбеталиева, одного из членов тендерной комиссии по углю, а также интервью 2016 года ныне сидящей в СИЗО Аиды Саляновой.
На первый взгляд, обвинение прокуратуры кажется вполне логичным: в тендерах побеждали компании, предложившие не самую низкую цену. Если можно было купить дешевле, значит, при заключении договоров с выбранными компаниями могла быть коррупционная составляющая? Но давайте разберемся по фактам.
Казахская компания «Прогресс компани» до 2015 года была бессменным поставщиком угля на ТЭЦ. В 2016 году она прекратила регистрацию. Официально последним учредителем «Прогресс компани» значилась Шамшудинова Жаныл Мукашевна, которая является владелицей нескольких фирм, где директором числится Болотбек Абиров. Он же является полноправным владельцем и «Рассвет компани», которая так же участвовала в тендерах и побеждала. Связь двух фирм не вызывает сомнений.
Обе фирмы завозили в Кыргызстан шабыркульский уголь. Разработчиками месторождения являются казахстанские олигархи Александр Машкевич, Алижан Ибрагимов и Патох Шодиев. Игра стоила свеч, суммы контрактов исчисляются миллиардами. В 2014 году запах денег привлек и другие крупные казахские фирмы, после чего политическое и информационное поле Кыргызстана стали сотрясать скандалы. Это была даже не конкуренция, а полноценная информационная война.
В 2014 году в игру вступил другой казахский гигант «Жезказганэнергосбыт», а в 2018-ом на арену вышла ТОО «Евротранс групп». Обе фирмы пытались выиграть с помощью демпинга цен, подключив эксперта Расула Умбеталиева и заказав ряд публикаций. Естественно, что за всеми казахскими компаниями стояли крупные бизнесмены и чиновники Акорды. Увы, но мелких независимых предпринимателей в Казахстане торгующих нефтью, газом или углем, не было и нет. К тому же, на тот момент еще не модернизированная ТЭЦ работала исключительно на казахском угле.
Интересы «Жезказган» лоббировал, ни много ни мало, супруг действующего тогда Генерального прокурора Аиды Саляновой – Бакыт Абдыкапаров. В 2015 году его осудили сразу по двум статьям Уголовного кодекса: «Злоупотребление должностным положением» и «Мошенничество». Абдыкапарова обвинили в заключении контракта на осуществление государственной закупки вопреки интересам государства. По версии следствия, с целью получения незаконного вознаграждения Абдыкапаров оказывал давление на сотрудника Генпрокуратуры. В итоге начальник отдела управления ведомства Нуртазин Джетыбаев, получая приказы от мужа Саляновой, продвигал интересы казахской компании «Жезказганэнергосбыт» по поставке угля на бишкекскую ТЭЦ. Надо также отметить, что Салянова и Расул Умбеталиев хорошие друзья.
Последствием давления на руководство ОАО «Электрические станции» стал срыв трех тендеров на закупку 630 тыс. тонн угля. Это привело к тому, что был использован метод закупки из одного источника, и «Электрические станции» в преддверии зимы выбрали компанию, предложившую самую низкую цену – тот самый «Жезказганэнергосбыт». При этом данная компания не имела опыта поставок угля, а предлагаемый уголь по результатам лабораторных исследований оказался низкого качества.
Известно, что Атамбаев до последнего не хотел отпускать Салянову с должности Генпрокурора, но требовал от нее отстраниться от дела мужа, так как возникал конфликт интересов. Скорее всего, он не считал, что она виновна в произошедшем. Авторитет главы надзорного ведомства поддерживался силами аппарата президента. Однако Аида Женишбековна выбрала семью.
Через год после того, как суд приговорил ее мужа к 7 годам условно, она обвинила самого Атамбаева в причастности к поставкам «Прогресс компани». Это совпало с ожесточенной борьбой между Атамбаевым и Текебаевым по поводу реформирования Конституции. Каких-либо серьезных доказательств тогда Салянова не предоставила. Возможно, для кого-то будет интересна информация, что в 2019 году был расстрелян неизвестными казахстанский активист Галы Бактыбаев. Самое громкое его дело – суд с «Жезказганэнергосбыт». Бактыбаев его выиграл и получил компенсацию от компании за разницу в тарифах. Победил, но вскоре лишился жизни. Совпадение?
Жирность имеет значение
Среднестатистического обывателя обычно интересует, зачем Кыргызстан покупает уголь у других стран, когда есть свои многочисленные месторождения? Дело в том, что уголь углю рознь. Построенная в 50-70-х годах ТЭЦ была изначально рассчитана на казахское сырье - у него выше жирность. Только два котла, установленные в ходе модернизации ТЭЦ (HG-710/13.8) и старые пять котлов (БКЗ-160-100) пригодны для использования местного угля. А установленные в советское время десять котлов (БКЗ-220-100) работают только на угле из Шабыркуля.
Чтобы использовать другой уголь, нужно дополнительно сжигать газ или мазут. А это дополнительные расходы. Топливо поставляемое «Жезказганэнергосбыт» было дешевле, чем тарифы «Прогресс компани», но менее жирное, и в итоге закуп дополнительно газа снижал все плюсы от сделки. Напомним, что в 2014 году поставки газа из Узбекистана и Казахстана шли с большими проблемами. Все зависело от настроения Каримова и Назарбаева. Во многом именно зависимость ТЭЦ от экспортного угля и страшная изношенность теплоцентрали заставили власть рассмотреть проект по модернизации, но это уже другая история.
Вернемся к поставкам угля. Вопрос что выбрать «Дешево, но худо, или дорого, но хорошо?» возникал перед властями не только в 2014-м, но и после ухода Атамбаева с поста президента. Такая же дилемма возникла в 2018-м: Исаков уже смещен с поста премьера и отправлен в СИЗО, у страны новый президент и глава кабинета министров, все атамбаевские кадры уволены.
В конце августа 2018 года предприятие «Электрические станции» заключило соглашение с казахстанской компанией «Рассвет компани» (все та же фирма Абирова и Машкевича), победителем тендера по обеспечению бишкекской теплоэлектроцентрали углем. Сообщалось, что фирма завезет 400 тысяч тонн угля марки Д, ДГ или Г из казахстанского месторождения Шабыркуль. Тендер был объявлен 2 июля и завершен 2 августа. Ранее в некоторых средствах массовой информации писали о том, что в тендере по обеспечению углем бишкекской ТЭЦ отчего-то победила не «Евротранс групп», предложившая свои услуги за 1 млрд 350 млн сомов, а фирма «Рассвет компани», затребовавшая 1 млрд 420 млн сомов.
Позднее «Электрические станции» сообщили, что «Евротранс групп» предложила низкокалорийный уголь и поэтому проиграла. На зимний отопительный сезон требуется около 1 млн тонн угля, из которых 550 тысяч тонн завозят из Кара-Кече, 50 тысяч тонн – из Таш-Кумыра. Остальные 400 тысяч тонн импортируются из Казахстана. В ОАО «Электрические станции» рассказали, чем руководствовалась тендерная комиссия при выборе поставщика угля на ТЭЦ Бишкека: «Предложенный уголь ТОО «Евротранс групп» обладает низкой калорийностью, что повлечет потери в использовании до 48 тысяч тонн угля и дополнительные расходы на подсветку в 25 миллионов кубометров газа. Траты на восполнение могут достичь 520 миллионов сомов. Экономия в 70 миллионов сомов приведет к дополнительной нагрузке на бюджет».
Впоследствии «Евротранс групп» отказалась от каких-либо претензий по тендеру. Мы же с вами уже выяснили раньше, что «Рассвет компани» и «Прогресс» - близнецы братья с одними и теми же ФИО. Экономия 70 миллионов, но с последующей гарантией дополнительных трат в 400 миллионов сомов вовсе не стала идеей-фикс для Абылгазиева и Жээнбекова в прошлом году. Настолько, что они не только продолжили сотрудничество с Абировыми-Машкевичами, но назначили спикером БГК сына владельца «Рассвет компани». Но тогда они не испытывали и острой необходимости в устранении Атамбаева.
В этом же отопительном сезоне 2019-2020 похоже за политические игрища 7-го этажа придется рассчитываться республиканскому бюджету. Достав из анналов банальную историю конкуренции казахских компаний и подстроив ее под действия Генеральной прокуратуры, премьер и президент загоняют себя в ловушку глобальных экономических последствий.
Карина Тен
: 0