На днях Бишкек посетил Председатель КНР Си Цзиньпин. Его визит и достигнутые договоренности государственные СМИ в Кыргызстане подают как некий прорыв в отношениях двух стран. Статья российского автора в Агентстве "Regnum" для них - как холодный душ. Прогресс в отношениях - это блеф. Приводим ее в изложении.
С середины прошлого года в отношениях Китая и Киргизии продолжается затишье. Редкое и вялое обсуждение совместных инициатив и ритуальные фразы об укреплении партнерства, как правило, не воплощаются в жизнь в виде совместных проектов. В Бишкеке ожидали, что после саммита ШОС период застоя, наконец, сменится бурной активностью. На первый взгляд, так и произошло. По итогам переговоров Бишкек и Пекин подписали 43 документа, включая договоренности о проектах на $7,5 млрд. В СМИ опубликованы список компаний и госорганов, подписавших эти соглашения. Подробности в общем доступе отсутствуют.
Нехватку конкретики пропаганда в КР компенсировала заявлениями кыргызких чиновников и аффилированных с ними экспертов о большом успехе прошедших мероприятий. Они обещали, что приток китайских миллиардов обеспечит «новый толчок развитию экономики» Киргизии. Но правда ли это? Исходя из прошлого опыта киргизско-китайских отношений — вряд ли.
Из 24 соглашений, подписанных по итогам бизнес-форума, 5 «рамочных». Это означает, что в документах прописаны лишь общие положения будущих соглашений, которые требуют дополнительной детализации. Еще 5 из 24 — это «соглашения о сотрудничестве». Это разновидность «рамочного договора», которая тоже обозначает общие черты возможных договоренностей, но не гарантирует их выполнение. 12 соглашений — «меморандумы о взаимопонимании и (или) сотрудничестве». Эти документы фиксируют стопроцентную готовность сторон когда-нибудь, возможно, если что-то не помешает, то, может быть, перейти к реальному сотрудничеству. Но это не точно.
Подобный документ может стать базой для будущих проектов, но в нынешнем виде, без дополнительных документов с детально прописанными планами, эти меморандумы ничего не значат.
Из всех 24 документов только одно соглашение имеет статус «договора». Это договор финансирования строительства многоэтажных жилых домов между ОсОО «Нур Строй Монтаж» и ОсОО «Синьболун». Предполагаемые инвестиции — всего лишь $40 млн. Подытожим — 23 из 24 подписанных документов не обязывают стороны к каким-либо действиям. В любой момент процесс можно ускорить или, наоборот, замедлить.
Блефом является и реклама четырех протоколов по экспорту продукции в КНР. Эту новость местные СМИ подали как свидетельство грядущего «завоевания китайского рынка отечественной сельхозпродукцией». На самом деле подписание подобных протоколов не означает, что КНР завтра начнет закупать мед, черешню, молочную продукцию и пшеничную муку.
Бишкек более 5 лет пытается уговорить Китай, чтобы тот разрешил ввозить киргизскую продукцию. За это время дело сдвинулось на несколько шагов: от пресловутого меморандума о намерениях до протокола между Главным управлением надзора за качеством, инспекции и карантина КНР (ГУНКИК).
Исходя из опыта Казахстана, который тоже несколько лет пытается пробиться на китайский рынок, можно заметить, что процесс по налаживанию экспорта включает множество этапов. Во всей цепочке действий подписание протоколов с ГУНКИК находится едва ли не в середине. Остаток пути может растянуться на многие годы. Нур-Султан, например, застрял приблизительно на этом же этапе и уже более пяти лет не может наладить полноценный экспорт продукции в КНР.
На переговорах на высшем уровне ни слова не прозвучало по ключевым вопросам взаимоотношений между КР и КНР. Это вопросы строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, строительства транзитного газопровода из Туркмении в Китай и проблема перевода китайских предприятий в Кыргызстан. Никаких договоров по этому поводу не достигнуто.
Итак, из 43 подписанных Пекином и Бишкеком документов, реальных соглашений, которые подразумевают какие-либо обязательства одной из сторон и которые могут быть реализованы в обозримом будущем — четыре. Два из них о получении гуманитарной помощи КР.
По-прежнему отсутствует прозрачность взятых Бишкеком финансовых обязательств. Это увеличивает риски реализации неэффективных проектов, сохраняет коррупционные схемы освоения и распределения средств;
"Крупные проекты в рамках китайской инициативы «Один пояс — Один путь» в Киргизии не обсуждаются. Пекин не готов форсировать сотрудничество с Киргизией и предлагать новые схемы взаимодействия. Бишкеку на данном этапе предложить нечего, хотя страна отчаянно нуждается в любых или почти любых проектах", — пишет Regnum.
От себя добавим: а чего бы хотели наши правители после мощной атаки на совместные проекты с Китаем по ЛЭП Датка-Кемин, ТЭЦ Бишкека и так далее?
Источник - Ачык саясат
: 0